Перестав быть новостью, любое событие постепенно предается забвению. Характер свершившегося значения не имеет: радость или горе - им в равной степени суждено оказаться скрытыми за пеленой времени. Трагедия в Мелитополе, происшедшая в ночь на 5 ноября, в этом смысле тоже не являлась бы исключением, однако некоторые детали вынуждают отнестись к случившемуся с более пристальным вниманием.
Из свидетельств потерпевших
Рассказывает Надежда Витальевна Гук: «Наша квартира на первом этаже во втором подъезде. После взрыва дом начал шататься, словно его ломали. Вскочила, не могу понять, что случилось. В комнате пыль стоит. Я бросилась в детскую, там Стасик, Владик - перепуганные. Муж включил свет, и мы выскочили из квартиры. Двери были нараспашку, окна вылетели. Запах какой-то был непонятный, но не газа. Пламени я нигде не видела...»
Рассказывает Александр Валентинович Антонов: «Это передать невозможно - все летело, сыпалось... Наша 91-я квартира находится на шестом этаже, в соседнем подъезде с тем, где был взрыв. Входные двери у нас деревянные, двойные. Та дверь, что вовнутрь открывается, была сорвана с петель и пролетела до конца семиметрового коридора, а наружная превратилась в щепки. Когда выскочили в коридор, услышали крики, соседка из двухкомнатной квартиры стонала, просила помочь. Едва успели ее вытащить, как плиты рухнули. Сын заглянул в трехкомнатную квартиру соседей (дверь ее тоже была сорвана) - а там все провалилось вниз».
Рассказывает Петр Митрофанович Будовский: «Я на первом этаже живу во втором подъезде, переехал сюда из Запорожья три года назад. После взрыва поднялся по лестнице до шестого этажа - дальше уже нельзя было пройти. Запаха газа не было и пожара тоже. Не похоже, чтобы это газ взорвался. Несколько лет назад мне приходилось видеть последствия взрыва газа в жилом доме на улице Колхозной в Запорожье. Там лишь окно вырвало. А здесь - весь дом колыхало, я сперва подумал, что землетрясение...»
Согласно предварительным выводам экспертов, причиной катастрофы мог стать взрыв газа. Данная версия представляется вполне логичной уже хотя бы потому, что газ - единственное из горючих и взрывоопасных веществ, подающееся в квартиры для бытовых нужд. Увы, аварии, вызванные нарушением правил пользования газовыми приборами, периодически случаются. Однако даже беглое сравнение трех происшествий, случившихся в этом году, не располагает к однозначным выводам.
Днепропетровск, улица Кирова, 135 б. 15 февраля 1996 года. Между двумя и тремя часами ночи пятиэтажный панельный дом потряс мощный взрыв. Характер разрушений указывает на то, что его эпицентр находился в спальне одной из квартир на четвертом этаже. Пожарным понадобился час для ликвидации очага огня. Разрушены шесть квартир. Погибли три человека. Согласно официальной версии, причина катастрофы - взрыв газа.
Мелитополь, проспект Богдана Хмельницкого, 85. 12 марта 1996 года. Приблизительно в 2 часа 20 минут ночи произошел взрыв в одной из квартир на верхнем этаже пятиэтажного кирпичного дома. Возник пожар. Разрушены восемь квартир. Погибли три человека. Согласно официальной версии, причина катастрофы - взрыв газа.
Мелитополь, улица 50 лет Победы, 17/1. 5 ноября 1996 года. После 2 часов ночи взрыв прогремел во втором подъезде девятиэтажного кирпичного дома. Характер разрушений позволяет предположить, что эпицентр взрыва находился в жилой комнате квартиры на шестом этаже. Полным и частичным разрушениям подверглись 36 квартир второго подъезда, степень пригодности для проживания еще в стольких же квартирах третьего подъезда предстоит определить технической экспертизе. Погибли 10 человек, еще 7 госпитализированы.
По меньшей мере, странно, что упомянутые взрывы произошли практически в одно и то же время суток: если быть предельно точным, то разница укладывается в каких-то полчаса. Слишком уж необычной представляется такая синхронность. Еще большее недоумение вызывает тот факт, что, по крайней мере, в двух случаях эпицентры взрывов находились не на кухнях, где проходит газопровод, а в жилых комнатах. Необходимо также отметить, что дома, в которых произошли взрывы, расположены в так называемых престижных районах: улица Кирова находится в центре Днепропетровска, проспект Богдана Хмельницкого - в центре Мелитополя. Правда, улица 50 лет Победы удалена от центра, однако квартиры здесь относятся к разряду самых дорогих в городе, поскольку микрорайон находится вдали от промышленных предприятий, имеет хорошее транспортное обеспечение и развитую торговую инфраструктуру...
На этом перечень загадочных стечений обстоятельств не заканчивается.
Если предположить, что причиной трагедии в мелитопольском доме мог стать умышленно или по забывчивости оставленный не закрытым газовый кран, то необходимо определить, насколько данная версия выдерживает критику имеющимися фактами. В частности, дом 17/1 по улице 50 лет Победы, как и весь микрорайон, был обеспечен теплом с 30 октября, следовательно, использовать какие-либо нагревательные приборы у жильцов не было необходимости. Падений давления сетевого газа, по данным специалистов, в предшествующий взрыву месяц в доме не наблюдалось. Судя по характеру разрушений, не приходится сомневаться не только в большой мощности, но и в направленном и сконцентрированном характере взрыва. Для этого комната должна быть не просто загазована, а сродни герметичной емкости. Возможно ли это, если температура внутри дома на порядок отличается от наружной, это способствует улетучиванию любого вещества? К тому же следует учесть, что внутридомовая вытяжная вентиляция вряд ли могла прийти в негодность за пять лет со времени сдачи дома в эксплуатацию...
Это лишь часть вопросов, на которые предстоит дать ответ следствию. Остается надеяться, что, в отличие от предыдущих прецедентов, на этот раз будет предоставлена полная информация о причинах трагедии. не ради праздного любопытства, а потому что цена тайны неоправданно высока.