UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАНЦЫ С ЭЛЕКТОРАТОМ

Приходит время, когда народ вдруг становится населением, а потом превращается в электорат. У каждого отдельно взятого гражданина тогда не ценятся никакие части тела и деловые качества - считается только голос...

Автор: Александр Макаров

Приходит время, когда народ вдруг становится населением, а потом превращается в электорат. У каждого отдельно взятого гражданина тогда не ценятся никакие части тела и деловые качества - считается только голос.

Каждый индивидуум также оценивается по способности и желанию встать, пойти и дойти до участка, где и опустить бумагу в урну.

И это не цинизм. Это расчет, который делает любой, уважающий себя штаб. Когда же на карту ставится будущее России, судьба капиталов, благосостояние свое и членов семьи - нет таких трюков, на которые не пошел бы штаб. Трюкачество штабистов в конце концов приводит к тому, что Россия с ее колоссальным грузом проблем, вечно недовольная Россия, выбирает президента, которого к моменту выборов нельзя с полной уверенностью назвать живым.

Всю предвыборную пропаганду ельцинского штаба условно можно разделить на составляющие: рекламу собственно кандидата, рекламу его действий, призывы принять участие в выборах, антикоммунистическую антирекламу с элементами апокалипсиса.

Можно понять Александра Коржакова, который в победу патрона не верил и всячески советовал тому в опасные игры не играть. Еще в апреле всевозможные реальные рейтинги застыли на точке 10% - народ Бориса Николаевича не любил и, похоже было, не хотел любить.

И любой цивилизованный психолог потерялся бы в догадках в поисках ответа на вопрос: а где эти симпатичные народу черты, которые надо раскручивать? В общем-то, до конца предвыборной кампании ответ на этот вопрос ее организаторы так и не нашли.

Попытки представить кандидата более человечным с помощью Эльдара Рязанова значительных результатов не дали, танцы на рок-концертах вызывали только удивление. Эльдар Рязанов воздействовал только на узкий слой интеллигенции, агитировать которую не было никакой необходимости.

Достаточно сырой материал имели пропагандисты под рукой, этакую глыбу. Кстати, образ основательной и надежной глыбы также не удался, потому что Зюганов в этом качестве не уступал, а в подвижности Ельцина превосходил.

Поэтому, видимо, на эту сторону не налегали. Гораздо больше времени было израсходовано на донесение до сознания простого россиянина таких простых и эффективных действий кандидата, как выплата зарплаты и прекращение войны в Чечне.

Зарплату, конечно, труднее было выплатить, чем об этом рассказать, но информация о фронте борьбы с долгами в апреле-мае была настолько объемной, что порой воображение рисовало картину, как днем и ночью Борис Николаевич лично отсчитывал недоданное и раскладывал по конвертам.

С другой стороны, сам факт выплачиваемых денег так действовал на умы россиян, что удалось обойтись даже без показательной казни на Лобном месте тех, кто эту зарплату им раньше не выдавал. И не потребовалось объяснений: где же все они были раньше. И хорошо, что не потребовалось, потому что объяснить, чего это вдруг Запад воспылал любовью к российским гражданам и выдал миллиарды долларов (по разным оценкам - от 4 до 8), не смог бы никто.

Методом повторения одного и того же неисчислимое количество раз удалось убедить народ (население, электорат), что перемирие в Чечне - это мир. Здесь, правда, уже можно было идти проторенными тропами, так как лжи о войне в Чечне уже было столько, что это маленькое преувеличение можно считать правдой.

Чеченскую войну большинство россиян все же не воспринимает как гражданскую войну в России - она однозначно воспринимается как война колониальная и поэтому не оказала сколь-нибудь сильного влияния на умы, а для многих - была подтверждением твердой царистской позиции руководства на недопущение растаскивания империи по национальным квартирам. Александр Глебович Невзоров, опять же, вовремя помог развить, как говорят, легкое чувство межнациональной розни и великодержавного шовинизма.

Вот что следует признать ходом просто-таки убойным - это Указ о переходе с 2000 года на контрактную службу в армии. Указ, благодаря которому матери и отцы тех, кто не достиг 14, получили робкую надежду, что чадо не пойдет служить вообще.

Это ударило в самое сердце - ведь война в Чечне как бы очень далека только в случае, если там нет любимого ребенка. А иначе она становится войной рядом, у дома родного, и тогда все остальные события - побоку, а только прислушиваются родители каждый день к телевизору, сколько там погибло.

Указ был одним из самых выигрышных ходов Ельцина еще и потому, что не требует никаких материальных затрат - никто ведь не заставляет президента на самом деле переходить на профессиональную армию. Вполне возможно где-то году в 1998-м сообщить народу, что страна пока не готова и время его действия переносится год этак на 2010-й. Или 2050-й. А там - видно будет.

Пропаганда выделила часть эфирного времени для демонстрации действий Бориса-объединителя. В данном случае, объединителя с Белоруссией, что доказало всем желающим ездить в Ригу, как к себе домой: власть мыслит в этом же направлении. С Украиной по здравому размышлению было решено, видимо, не связываться.

Отведенную им роль сыграли и президенты стран СНГ, причем, как вы помните, всех превзошел крепко связанный узами российской армии Левон Тер-Петросян, который заявил, что после победы Зюганова СНГ вообще не будет уже 4 июля. Но здесь он уже затронул несколько иную сторону предвыборной кампании - апокалиптическую.

К претенденту ельцинские пропагандисты отнеслись предельно мудро, по принципу: о нем - или хорошее, или - ничего. Поскольку хорошее говорить не хотелось, остановились на втором. И правильно сделали, поскольку на Руси, как известно самому Борису Николаевичу, гонимых жалеют и по-своему любят.

Все, что полагалось Зюганову, принял на себя коммунизм. Политический обозреватель ЦТ Юрий Жуков в своей программе лет 20 назад назвал бы это «антикоммунистической истерией». Нет, он даже не нашел бы слов для выражений, поскольку Америка эпохи Маккарти по сравнению с ОРТ 1996 года была просто «розовой».

Гнев народа на несовершенную жизнь был направлен не на власть предержащих, а во тьму прошлого с помощью лозунга «70 лет уже правили - хватит». В советское время ходил такой анекдот: «Что же это династия Романовых - 300 лет правила Россией и не смогла на 50 лет продуктов запасти?»

Зюганову же так и не удалось, что было его ошибкой, всячески дистанцировать себя даже не от названия своей партии, а от самого понятия «коммунист». Впрочем, даже если бы он этого захотел, ничего бы не вышло, потому что об этом все равно бы никто не узнал.

И все же эффективно сработал, как видится со стороны, даже не антикоммунизм. Все-таки значительная часть народа - аполитична и не играет в ярлыки. Антикоммунистическая реклама с участием кинофильмов, просто артистов, спортсменов, попов, политиков, домашних животных и других была дополнена рекламой «апокалиптической».

Ее организаторы нашли выход из ситуации, когда народ демонстрирует двойственный подход к жизни - с одной стороны, ему хочется стабильности и он боится перемен, с другой - он не любит условия жизни и ему хочется перемен.

Ельцинские пропагандисты пообещали массу перемен в случае победы Зюганова. Они пообещали дефицит, нищету, голод, войну, террор, концлагеря, дубинки, лай собак, подслушивание телефонных разговоров, запрет КВН и «тропиканок», ночные допросы, массовое воскрешение мертвых, демонстрации вампиров и после всего этого максимально болезненный для всех конец света. Из всего вышеперечисленного народ наиболее чутко откликнулся на «тропиканок» и КВН. И проголосовал против таких перемен.

Что же касается «Голосуй, а то я проиграю»... Это была действительно хорошая идея и славный проект, который позволил подправить материальное благосостояние многим любимым в народе артистам.

Но молодежь еще раз подтвердила, что не ходила, не ходит и не будет ходить голосовать ни под каким видом. А тем, кто захочет в будущем ее все же привлечь, рекомендуется использовать опыт коммунистического прошлого и организовать бесплатный разлив на участках пива «Оболонь».

А если серьезно - предвыборные танцы штаба Бориса Николаевича с электоратом (а не населением и тем более - не народом) наглядно продемонстрировали всем, что в подобной тряске со стороны кандидатов должны участвовать люди талантливые и энергичные, а не функционеры от компартий различных разливов. А место функционеров - кропотливая работа с избирательными бюллетенями.