Год Украины в России глазами депутата российской Госдумы Вячеслава Игрунова
Вячеслав Игрунов родился на Житомирщине, много лет жил в Одессе. В возрасте неполных 17 лет он создал подпольный марксистско-революционный кружок. Но очень быстро члены его отошли от идей марксистской революции, перейдя в лагерь сторонников крайнего либерализма. Это было в 1965 году. В юности очень легко впадать из одной все разрушающей на своем пути крайности в другую. Быстро осознав опасность последствий этого, Вячеслав Игрунов стал сторонником умеренного реформирования страны и общества, что не помешало тогдашним властям арестовать его. Но ему повезло. В 1975-м начался Хельсинкский процесс, и, вместо семи лет лагерей плюс пять ссылки, он провел за решеткой только два года. Потом были теоретические разработки на темы трансформации политической и экономической системы страны, экологических ограничений экономики, глобализации и постиндустриализации. А жизнь складывалась тяжело — работал грузчиком, охранником, электриком, садовником. В 1987 году Вячеслав Игрунов переезжает в Москву, где у него появляются широкие возможности издаваться. Он участвовал в создании политического клуба «Мемориал», работал над объединением демократически избранных депутатов Верховного Совета СССР в Межрегиональную депутатскую группу. Разочаровавшись в тогдашних реалиях, два с половиной года возглавлял программу «Гражданское общество» при Фонде Джорджа Сороса. Но в 1991 году после распада СССР он решил вернуться в большую политику, став одним из инициаторов создания партии «Яблоко» Григория Явлинского. С 1993 года он — депутат Государственной думы Российской Федерации, возглавляет Комитет по делам Содружества Независимых Государств. Вячеслав Игрунов — директор Международного института гуманитарно-политических исследований, филиал которого есть в Украине. В прошлом году возглавил Общественный совет украинско-российского сотрудничества.
— Вячеслав Владимирович, когда и как возникла идея проведения Года Украины в России?
— В течение первых десяти лет после распада Советского Союза Россия не имела никаких политических приоритетов. А ее внешняя политика строилась по принципу: вызов — ответ. Если что-то случалось в мире, то российское правительство реагировало, но само не формулировало никаких целей. На протяжении первого периода независимости Российской Федерации господствовало мнение, что Россия должна действовать по примеру Запада и США. Эти страны построили демократию, и если выполнять их рекомендации, то Россия быстро и без проблем попадет в цивилизованное общество.
Но российское руководство было весьма разочаровано, поняв, что политика Запада направлялась не на пользу России и остальных образованных на территории бывшего Союза стран. После такого шока начался постепенный поиск геополитических интересов России. И «вдруг» стало ясно, что основным приоритетом этих интересов является развитие дружественных и партнерских отношений с нашими соседями, поддержка, совместное движение в цивилизованное общество. Это возможно, если постсоветские страны будут сотрудничать. Когда настало время реализации этой программы, многие поняли, что Украина является абсолютным приоритетом.
— Должен отметить, что сейчас между нашими государствами много сложных и нерешенных вопросов.
— Совместному движению Украины и России в Европу мешали проблемы в отношениях между нашими странами, прежде всего недоверие. Россия подозревала Украину в том, что последняя за счет сближения с Западом желает получить дополнительные инвестиции и быть его восточным форпостом. В Киеве считали, что россияне только и думают о том, как снова захватить Украину и вернуть ее в просторы Российской империи и Советского Союза.
Сначала нам нужно было уничтожить этот миф, показав, что на самом деле Россия высоко ценит государственность Украины и ее независимость. Не может быть и речи о восстановлении Советского Союза, о включении Украины в новое Российское государство. Именно поэтому и возникла идея поддержать независимость Украины и продемонстрировать это всем. И визит президента России Владимира Путина в Киев в августе прошлого года на празднование 10-летия украинской независимости не был случайным.
— Сегодня люди по-разному оценивают распад Советского Союза...
— Да, если говорить о себе, то для меня это трагедия, разбившая мою семью на две части. В то же время для многих жителей Западной Украины это было осуществлением заветной мечты. Все мы — люди разные, но живем на одной земле. И личную трагедию необходимо мужественно пережить, чтобы принять ее за основу построения такого нового мира, где каждый народ мог бы чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно.
Поэтому мы рассчитывали, что за этот год Россия мобилизует свою энергию и возможности для поддержки украинской независимости. Так выглядела идея, когда Путин провозгласил ее на праздновании 10-й годовщины независимости Украины.
— Но ведь события последнего времени, в частности таможенные войны, демонстрируют совершенно иные реалии...
— Действительно, это так. Одно дело — провозгласить хорошую идею, и значительно тяжелее ее потом реализовать. Ведь именно общественное мнение граждан России, являющихся выходцами из Украины, подтолкнуло президента России провозгласить эту идею. Так, еще 16 августа прошлого года был создан Общественный совет украинско-российского сотрудничества, возглавляемый сейчас мною. Мы ставим целью достижение цивилизованных дружественных отношений между нашими странами и поддержку украинской диаспоры в России. В настоящее время у нас создается сеть украинских культурных центров, где будут библиотеки, курсы изучения украинского языка, будут осуществляться культурные программы. Кое-где подобные центры уже функционируют, но большинство из них пока на стадии становления. И мы не собираемся ограничиваться лишь этим. Во время нашего апрельского визита во Львов на Пушкинский конкурс школьников Западной Украины национально-культурная автономия украинцев Сургута привезла в подарок русскому обществу им.Пушкина российские книги. Львовские россияне в ответ подарили им серию книг украинской классики для городской библиотеки, которая вскоре откроется при содействии нашего общественного совета. В этом году планируется проведение деловых форумов предпринимателей во Львове и Одессе. Украинские артисты отправятся поездом дружбы в турне от Москвы до Одессы и будут выступать на каждой станции.
— Основу дружественных культурных связей должна обеспечивать надежная финансовая и экономическая база...
— В первой программе, разработанной Общественным советом украинско-российского сотрудничества, речь идет об обеспечении цивилизованных форм трудовой миграции. Ни для кого не секрет, что многие украинцы ежегодно едут в Россию в поисках заработка. Что их там ждет — тема отдельного разговора, но хорошего в этом мало. Ситуацию необходимо изменить. Мы разработали программу, по которой каждый гражданин Украины в упрощенном режиме сможет зарегистрироваться, получить работу и честно платить налоги. Тогда его не будут ущемлять сотрудники милиции и он сможет получать соответствующую оплату своего труда. Это, в свою очередь, сняло бы антиукраинскую напряженность, существующую в некоторых местностях, где украинцы соглашаются работать по более низким расценкам, чем россияне.
— В течение какого времени планируется реализация этой программы?
— Сейчас возможность применения этих документов рассматривается в правительственных ведомствах. Там они вызвали определенный интерес, в частности, в Министерстве внутренних дел, на что мы, откровенно говоря, не рассчитывали. После рассмотрения документов программы в российских структурах мы должны обратиться к украинской стороне для получения согласия. Кстати, и в Украине необходимо ввести соответствующий порядок, ведь российским гражданам тоже нелегко, хотя их здесь значительно меньше. Для этого необходимо ратифицировать соответствующий российско-украинский договор.
Но некоторые другие законодательные инициативы начали тормозиться, в частности, в администрации президента России. Кто-то считает, что Россию лучше закрыть для эмигрантов, якобы от этого она выиграет, а ее граждане будут жить лучше.
— Это точка зрения чиновника-бюрократа, выполняющего свою функцию «от и до» и не более. Ему не нужны лишние хлопоты...
— Возможно, это и так, но ведь за этой функцией стоит определенная идеология. По моему мнению, она ошибочна. Поэтому мы ставим задачу в течение Года Украины в России, а потом — России в Украине нормализовать трудовые отношения.
Другое направление нашей экономической деятельности — это торговые и таможенные войны, вызванные производством определенных видов товаров, в частности сельскохозяйственной продукции. Как оказалось, ограничение на ввоз украинского подсолнечного масла приносит вред экономике России. Производство масла — очень выгодный бизнес. И на Кубани бесконтрольно засеваются подсолнечником большие площади. Но это растение требует грамотного подхода, т.к. очень истощает землю. И для последующей рекультивации земель необходимы капиталовложения, несовместимые с полученным доходом. Так не лучше ли получать масло из Украины и не разрушать землю?
Следует отметить, что сегодня сельское хозяйство и в Украине, и в России развивается хаотически, для его регулирования необходима соответствующая государственная политика. Поэтому там, где мы являемся конкурентами, следует иметь совместную аграрную политику для оптимизации производства. Тогда Украина и Россия будут не конкурентами, а партнерами.
— Но ведь партнерство наших стран в нефтегазовой сфере пока не дает весомых положительных результатов?
— С тех пор, как российские промышленники начали инвестировать свои деньги в украинские нефтеперерабатывающие заводы, они сами стали лоббистами свободного поступления нефти в Украину. Благодаря им реструктуризирована энергетическая задолженность Украины перед Россией. Для последней это было нелегким решением, поскольку потери только за газ составляли почти 1,5 млрд. долларов. После того как российские инвестиции пошли в нефтеперерабатывающую экономику Украины, объем производства в Украине увеличился. И соответственно увеличились объемы бюджетных поступлений. Аналогичная ситуация начала складываться в алюминиевой промышленности. Львовский автозавод в Европе никому не нужен, а в России есть потребители его продукции. И появилась надежда, что завод возродится.
Теперь Украина должна сделать соответствующие шаги для либерализации российских инвестиций. В России нет ограничений для украинского бизнеса. А в Украине до сих пор есть неприватизированные объекты бывшего советского ВПК, никого, кроме россиян, не интересующие. Потому их и не приватизируют. Как следствие, Россия создает собственное производство, а Украина теряет выгодные заказы. Правильна ли подобная политика? Нет. Россия вкладывает деньги в развитие своего ВПК, хотя могла бы расходовать их на товары для населения. А уже работающее украинское производство гибнет, и государство теряет реальные доходы.
— В Советском Союзе похожая ситуация уже была, когда во время «звездных войн» со США экономика страны не выдержала гонки вооружений и, обессилев, развалилась вместе с государством.
— Аналогичная ситуация в аэрокосмической сфере — Россия будет вынуждена строить собственные заводы. Чем это обернется для Украины? Подобное было с Балтийской нефтетранспортной системой. Теперь Россия построила свои порты и готова забрать все свои капиталы из стран Балтии. У балтийцев началась паника, поскольку половина их государственного дохода формировалась за счет транзита российской нефти.
Украина может оставаться полностью экономически независимой от России. Но тогда украинцы останутся без штанов. Кто готов жить хуже? Можно не пускать россиян на украинский рынок, но тогда снова начнутся разговоры, что россияне не те цены вводят.
Если Россия введет для Украины мировые цены, то экономика последней не сможет оплатить даже те энергоносители, которые получает, а рядовые граждане будут жить в постоянном холоде. Россия, провозглашая свою независимость, рассчитывала на свои энергоресурсы. А куда смотрели украинские политики?
Весь мир сегодня построен так, что каждый от кого-то в чем-то зависит. Россия зависит от Запада, поскольку здесь вложены крупные инвестиции западного капитала. Америка зависит от арабской нефти и от финансов еврейской диаспоры в самих США, хотя постоянно пытается проводить в этом сложном ближневосточном регионе свою политику. Англия и Франция, Германия и Италия при вступлении в Европейский Союз теряют часть своего суверенитета, но при этом они живут экономически лучше, чем раньше. Почему мы должны жить хуже ради осознания того, что никоим образом между собой не связаны?
— Часть украинских политиков считает, что лучше самостоятельно идти в Европу.
— Прекрасно! Но в сытой Европе сегодня никому не нужны бедные и голодные россияне и украинцы. А чтобы подтянуть Украину до евростандартов, необходимо значительно больше средств, чем экономически мощная Западная Германия вложила в восточные регионы, искусственно отделенные товарищем Сталиным. Европе придется раскошелиться и на интеграцию Венгрии, Чехии, Словакии, Польши. И для Балтии нужно средства изыскать. Кто же в такой ситуации будет тратить деньги на Украину? Кроме того, по некоторым показателям Украина уже сегодня является конкурентом. Зачем же Европе дополнительные конкуренты? Она желает жить спокойно. Отстаивая свои интересы вместе с Россией, можно достичь более весомых результатов. Так действуют «вышеградская четверка» и «балтийская тройка». Поэтому наше сближение будет только способствовать, а не мешать нашему продвижению.
Вот в чем смысл проведения Года Украины в России. И в этом нет ни малейших посягательств на государственную независимость.