UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРЕЛЬБА ПО-МАКЕДОНСКИ

В Македонии не стреляют. Пока. В то, что конфликт исчерпан, мало кто верит. Страна медленно, но увере...

Автор: Сергей Тахмазов

В Македонии не стреляют. Пока. В то, что конфликт исчерпан, мало кто верит. Страна медленно, но уверенно раскалывается по национальному признаку, а диалог между двумя сторонами постепенно опускается до уровня ультиматумов. Боевики, называющие себя Армией национального освобождения (АНО), пообещали вернуться и слово свое, вероятно, постараются сдержать. После удачно проведенной, но несколько затянутой операции македонские силы безопасности вернули себе контроль на границе с Югославией. Это значит, что основные маршруты транзита наркотиков из Албании в Косово перекрыты.

Мафиозные кланы, контролирующие наркобизнес и снабжающие террористические группировки деньгами и оружием, терпеть подобное положение дел явно не намерены. На днях один из командиров боевиков Али Дайа, именующий себя комендантом Северной Македонии, заявил, что АНО имеет своих людей в большинстве македонских городов и сел, где есть албанское население, а приграничные с Косово деревни Брест, Гошнице и Малино Маало контролируют бойцы АНО, а не армия и полиция страны. Проверить правдивость этих слов весьма проблематично. Попасть в горные села журналистам довольно сложно, но известно, что там время от времени происходят локальные стычки. Данные об убитых и раненых обе стороны не разглашают. Причем боевики скрывают свои потери очень тщательно. Ни одного убитого бойца АНО еще не видели, но в горах появились свежие могилы без опознавательных знаков.

Поддержка боевиков со стороны местного албанского населения, по меньшей мере моральная, действительно есть. В Тетово, разговаривая с албанцами, я не услышал ни одного слова осуждения в адрес АНО. Их действия называли защитой от «македонского террора» и убийств мирных жителей. Само словосочетание «македонский террор» сродни «никарагуанскому шовинизму». Смысл такой же. А что касается убийств мирных жителей, то все мои собеседники упоминали об одном и том же случае. Но никто из них не был тому свидетелем. Я же видел все своими глазами. 22 марта на одном из тетовских блок-постов полиция проводила выборочную проверку автомобилей. Внезапно один из проверяемых, с виду очень даже мирный житель, выхватил гранату и бросил ее в блок-пост. Его попутчик попытался сделать то же самое, но не успел. Оба были расстреляны полицейскими на месте. Все это происходило в присутствии нескольких десятков журналистов. Всем очень крупно повезло: граната оказалась бракованной и не взорвалась. Впоследствии выяснилось, что убитые «мирные жители» были выходцами из Косово и занимались торговлей и контрабандой оружия. А оружия здесь много и стоит оно не очень дорого. При желании, автомат Калашникова можно купить за 100—150 немецких марок. Накопление оружия и подготовка баз албанскими боевиками велась два года. Македонские власти не приняли превентивных мер, за что и поплатились. О неготовности Скопье к вторжению бандформирований свидетельствует хотя бы тот факт, что армия и полиция страны более месяца не могли справиться с несколькими сотнями террористов.

Успех военной операции, официально начавшейся 25 марта, в немалой степени (если не решающей) обеспечили вертолеты, переданные Украиной в рамках подписанного в 1999 году протокола о намерениях в сфере военно-технического сотрудничества. Первые четыре МИ-8 были переданы 15 марта, и свой первый боевой вылет совершили уже через 9 дней. Македонские пилоты, имеющие недостаточный опыт пилотирования вертолетов в боевом снаряжении, в цели не попали. Но психологический эффект от появления в небе боевых машин превзошел все ожидания. Правда, есть один нюанс. Нас теперь очень не любит албанская сторона. Не любит — это еще очень мягко сказано. Среди албанской части населения муссируются слухи о том, что во время всех боевых вылетов за штурвалами сидели украинские пилоты. Однако украинская сторона немедленно опровергла подобные заявления. А прибытие на следующий день двух МИ-24 окончательно сломило боевой дух террористов.

В истории нашей страны это первый случай, когда продажа вертолетов сопровождается столь громким дипломатическим успехом. Такое количество добрых слов в адрес Украины довелось слышать впервые. Оказавшись в нужное время в нужном месте, Киев обеспечил себе не только рынок сбыта вооружений, но и высокую степень влияния в регионе. Возможно, достижения на поприще дипломатии и не входили в планы военных, но получилось очень неплохо. Причем хочется нам того или нет, но в Македонии считают, что, поставив вертолеты, Украина фактически обозначила свою позицию в данном конфликте. И таким образом впервые обрела верных и преданных союзников на Балканах.