UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

16 июня в Словении должна состояться первая официальная встреча между Джорджем Бушем-младшим и Владимиром Путиным...

Автор: Михаил Соколовский

16 июня в Словении должна состояться первая официальная встреча между Джорджем Бушем-младшим и Владимиром Путиным. Президентам Соединенных Штатов и России будет о чем поговорить. И судьба Договора 1972 года о противоракетной обороне будет едва ли не главным вопросом повестки дня грядущего саммита. Поэтому нет ничего удивительного, что в Вашингтоне вовсю циркулируют слухи, будто американская администрация готова предложить Кремлю серьезные компенсации за его согласие пересмотреть ключевые положения многострадального документа таким образом, чтобы Пентагон получил «зеленый свет» для реализации планов по развертыванию национальной системы ПРО.

В конце мая серьезные американские средства массовой информации, в том числе газета «Нью-Йорк таймс» и телевизионная сеть CNN, ссылаясь на анонимные источники в правящих кругах США, сообщили подробности возможных предложений. Речь, по сведениям журналистов, пойдет о вероятном приобретении американцами значительных объемов российских вооружений, в том числе комплексов ПВО С-300, предоставлении Москве серьезной военной помощи, а также предложении российским вооруженным силам провести с американцами ряд совместных учений по противоракетной обороне. Информации о том, в какую сумму обойдутся благодеяния дяди Сэма, пока что не имеется.

На первый взгляд, такие шаги Соединенных Штатов могут свидетельствовать о желании Вашингтона компенсировать опасения россиян по поводу решительных действий новой администрации США, направленных на реализацию планов по развертыванию системы ПРО, путем серьезных вливаний в российскую экономику твердой валюты, в которой Москва так сильно нуждается.

Однако все не так просто. Речь может идти о гораздо более далеко идущих планах команды Буша, чем осуществление конкретного проекта, связанного с системой ПРО, цель которых носит явно геополитический оттенок. Не исключено, что Вашингтон не прочь создать с Россией стратегический союз. Против кого, как вы думаете? На сегодня имеется всего лишь одно государство в мире, стремительное развитие которого (в том числе и в военной области) вызывает серьезные опасения как у американцев, так и у россиян. Это государство имеет колоссальный экономический потенциал, а его ядерные силы способны нанести удар баллистическими ракетами как по Москве, так и по Вашингтону. Речь, конечно, идет о Китае.

Вопрос развертывания Соединенными Штатами противоракетного оружия для защиты Североамериканского континента и регионов, в которых несут службу американские военные (т.н. Национальной ПРО и ПРО театра военных действий) сейчас не стоит на повестке. Решение по нему президентом уже принято окончательно и бесповоротно. Зато многие влиятельные аналитики в США убеждены: для администрации страны на сегодня гораздо важнее склонить Россию к сотрудничеству в сфере безопасности. По их мнению, для Вашингтона сейчас более актуальной задачей является подрыв потенциального стратегического альянса между Россией и Китаем, который может коренным образом изменить баланс сил на Евразийском континенте и создать за счет этого серьезную угрозу интересам США не только в этом регионе, но и во всем остальном мире.

Нет ничего удивительного в том, что первым ответом России на сообщения американской прессы по данной теме было привычное «Нет!». Однако этот отрицательный ответ не звучал безапелляционно. По сведениям той же «Нью-Йорк Таймс», министр обороны РФ В. Иванов в своих высказываниях по поводу возможных контактов с США в сфере безопасности не был уж столь категоричным, а, как говорят американцы, «оставил все же дверь открытой» для будущих переговоров по этому вопросу.

Следует отметить, что нынешняя попытка президента Соединенных Штатов привлечь Москву к созданию общего противоракетного щита, использовав для этого как американские, так и российские наработки, не является первой в истории. Интересно, что первооткрывателем здесь был не кто иной, как … главный «могильщик коммунизма» Рональд Рейган. Лет пятнадцать назад, когда о создании проекта «Стратегическая оборонная инициатива» говорили только узкие специалисты, он предложил Советскому Союзу американские технологии в области противоракетной обороны. Москва в то время, разумеется, ответила отказом — никто в СССР и мысли не допускал о том, чтобы советские вооружения зависели от каких-то западных технологий.

На первый взгляд, предложение новой администрации США может казаться копией рейгановского, пятнадцатилетней давности. Однако присутствие в нем зенитно-ракетного комплекса С-300 имеет особое значение. Зачем Вашингтону этот комплекс? Никакой пользы американцы от него получить не могут — стоит он на вооружении уже довольно давно, и спецслужбы США имели достаточно времени для того, чтобы раздобыть о нем любую необходимую информацию. Кстати, союзная ныне России Белоруссия в начале 90-х уже легально реализовала полный комплект «трехсотки» Соединенным Штатам. Очевидно, Белый дом имеет более глубокие мотивы для срочного установления более тесных отношений с Москвой в военной области.

Не будем забывать, что современный мир сегодня характеризуется наличием по американской терминологии, «трех ведущих политических игроков». Несмотря на то что многие политологи рассуждают об однополярном характере мировой политической системы (лидирующая роль в которой принадлежит, разумеется, США), сбрасывать со счетов Россию и Китай было бы непростительной ошибкой. Тем более что интересы этих трех государств непосредственно пересекаются в одном из самых беспокойных регионов мира — Азиатско-Тихоокеанском. Исторически так случилось, что в течение всего периода времени после окончания Второй мировой войны между упомянутыми тремя ключевыми государствами происходило постоянное «броуновское движение». В зависимости от обстоятельств и политических сил, находящихся у власти в той или иной стране, создавались политические, военные и даже экономические союзы двух из этих государств против третьего.

За последний год в отношениях между США и КНР образовалась очередная трещина. Она обозначилась еще во времена президентства Билла Клинтона (помните сенсационные скандалы, связанные со шпионской деятельностью китайцев в атомных лабораториях Соединенных Штатов?), а превратилась в настоящий раскол после победы на американских выборах Джорджа Буша. И история с самолетом-разведчиком, столкнувшимся над территориальными водами Поднебесной с китайским истребителем, является только верхушкой айсберга. Американцы всерьез обеспокоены экономической экспансией КНР на их рынке (вспомним о пятидесяти миллиардах долларов торгового дефицита между США и Китаем). Но еще больше они опасаются наращивания военных мускулов китайской Народно-освободительной армией.

А реакция Пекина на стремление Белого дома изменить Договор о ПРО 1972 года вообще заставила американских стратегов пересмотреть перечень угроз национальной безопасности своей страны. Китайцы пообещали США не только игнорировать впредь все договоры, действующие в сфере ограничения стратегических вооружений (в том числе и запрет о проведении воздушных и наземных ядерных испытаний), но и резко увеличить свой ядерный арсенал. И если в Вашингтоне опасаются мифических иракских баллистических ракет, то что говорить о китайских, способных сегодня нанести ядерный удар по континентальной территории США.

Понять же китайцев можно. Ведь планы Пентагона по ПРО предусматривают накрытие «противоракетным зонтиком» регионов возможного ведения боевых действий вооруженными силами США. Сюда относится и остров Тайвань, предмет особого внимания и наиболее болезненной реакции китайского руководства.

Американцы же, судя по всему, настроены весьма решительно и не собираются искать компромисса с Пекином. На этой неделе, к примеру, стало известно о решении министра обороны США Дональда Рамсфельда заморозить все контакты своей страны с КНР в военной сфере. Следует ожидать, очевидно, и аналогичных действий в экономической сфере.

В общем, можно смело говорить о начале некоего подобия «холодной войны» между Вашингтоном и Пекином. Никто не будет спорить по поводу того, что на сегодняшний день Китай по всем аспектам уступает Соединенным Штатам. Однако американцы не исключают возможности установления союзнических отношений КНР с Россией, интересы которой сегодня во многом расходятся с американскими. В этом случае создается классический вариант игры, когда два слабых игрока создают ситуативный союз против третьего, более сильного, нивелируя преимущество последнего.

Поэтому американцы и стремятся перехватить инициативу у Пекина и перетащить россиян на свою сторону. Однако предложений, связанных с ВТС и возможным американо-российским сотрудничеством в сфере ПРО, явно недостаточно для того, чтобы Москва сделала выбор в пользу Вашингтона. С другой стороны, отсутствие категоричности в российском отказе может служить знаком Вашингтону, что в принципе «торг уместен».

Чего же может запросить Кремль за свою лояльность? Цена может быть достаточно высокой. В политической сфере, к примеру, от американцев могут потребовать признать за Россией исключительное право своего влияния на страны СНГ и гарантий недопущения дальнейшего расширения НАТО на восток. В экономической же области — значительных инвестиций американского капитала в российскую экономику и снятия ограничений на передачу России новейших западных технологий

Таким образом, перед своей первой встречей и Буш, и Путин прекрасно отдают себе отчет в том, что американские предложения, связанные с обменом антиракетными технологиями, являются всего лишь пробным шаром Вашингтона. А их переговоры должны будут включать в себя весь комплекс американо-российских отношений.

Как ни парадоксально это выглядит, но инициатива создания системы ПРО в конечном итоге может оказаться весьма полезным делом и для США, и для России. Даже если она никогда не будет реализована, эта инициатива может стать отправной точкой для поиска компромисса между двумя странами в кардинальных вопросах, на первый взгляд имеющих весьма отдаленное отношение к системе противоракетной обороны.