В минувшее воскресенье сотня ключевых чиновников китайского Госсовета совершила перелет в США. Такой массированный десант официальных лиц из Пекина, пожалуй, еще никогда не высаживался в Америке. В следующие два дня в Вашингтоне с большой помпой проходил стратегический и экономический диалог двух стран. Запуск измененного формата переговоров должен был символизировать новые межгосударственные отношения. В будущем же форум предполагается превратить в площадку, где Пекин и Вашингтон будут обсуждать и решать глобальные проблемы.
США и Китай совместно определят развитие планеты в XXI столетии. С такого послания начал встречу президент США Барак Обама. Тем самым, можно сказать, он поставил точку в китайской политике старой администрации. Команда Буша так до конца и не определилась, что важнее и правильнее — сдерживать рост могущества Китая или, наоборот, — теснее интегрировать КНР в окружающий мир, международную систему координат и правил, лишая Пекин возможности действовать на свое усмотрение. Ни одна из этих концепций не была реализована в полной мере.
Нынешняя администрация готова начать отношения в новой тональности и не боится признать за Китаем заслуженное им место и роль. Называя США и Китай партнерами, на которых лежит ответственность за весь мир, Обама ни на минуту не сомневался, что его поймут правильно: он рассматривает нынешний Китай как равный Соединенным Штатам.
Обезоружив этим своих китайских гостей, американский лидер пожелал им вести переговоры в духе сотрудничества, а не конфронтации. Дело в том, что китайская делегация накануне встречи чувствовала себя в лучшей форме и в более выгодном положении, чем американцы. Обеспечив определенную стабильность в экономике своей страны в этот сложный период, Пекин был готов с позиции сильного говорить с Вашингтоном, на который одновременно нагромоздилось множество проблем, связанных с глобальным кризисом.
Китайские чиновники еще до начала диалога не скрывали, что едут в Вашингтон требовать гарантий и добиваться от США важных решений и уступок. Формально диалог был разделен на политическую и экономическую части, именно последнему направлению Пекин был намерен уделить основное внимание. Так и случилось.
Китайцы заявили, что потребуют от США гарантий уменьшения бюджетного дефицита и укрепления доллара, на котором базируется сегодня и благосостояние их страны. Накопив у себя более 2 трлн. долл., Китай понимает, насколько он стал зависим от ситуации в экономике США и того курса, который изберет их администрация в валютном регулировании. Потому этот вопрос стал наиболее острым, и министру финансов США Тимоти Гейтнеру пришлось-таки дать гарантии, что к 2013 году Вашингтон постарается сократить рекордный бюджетный дефицит. Только при таких условиях Китай и в дальнейшем готов оставаться крупнейшим инвестором для американской экономики и будет продолжать покупать облигации госказначейства США, которых в Поднебесной уже и так скопилось на 800 млрд. долл.
Такой подход позволил снять остроту с другой темы, которую, очевидно, как козырь китайцы держали наготове: вопрос о новой мировой резервной валюте вместо доллара, а также роль Китая в мировых финансовых институтах, в частности МВФ. Американцам удалось убедить китайских партнеров, «что мы все в одной лодке в бушующем океане» и раскачивать ее сегодня нет смысла. Со своей стороны США на переговорах пожертвовали темой об искусственном занижении курса юаня, который дает китайским фирмам преимущества в торговле. Сегодня, правда, этот вопрос оказался менее актуальным, поскольку именно из-за снижения спроса на товары во всем мире и в частности в США, китайский экспорт снизился, создав сильное давление на внутреннюю экономическую ситуацию в Китае. Американцы настойчиво доказывали китайцам, что те больше не могут (по крайней мере, на период до конца кризиса) надеяться на экспорт как двигатель роста китайской экономики, как было раньше. В то же время огромные резервы роста скрыты в самом китайском рынке, которому до сих пор присущи низкий уровень потребления населения, низкие доходы, неразвитость многих современных секторов экономики. К тому же, по мнению ряда экспертов, ситуация с долговым бременем Китая и дефицитом не намного лучше, чем у США. В Китае также были вынуждены пойти на огромные списания долгов, а резкий рост кредитования со стороны государства в рамках антикризисных стимуляционных мер готов превратиться в очередной мыльный пузырь, который может лопнуть и принести беды не только китайской экономике, но и мировой. Таким образом, и Китай был вынужден взять на себя определенные гарантии по изменению собственной, не во всем эффективной экономической структуры. Тем нее менее китайцы дали понять, что для них кризис закончится уже в следующем году, когда экономика, как ожидается, вернется к докризисным показателям. В этих условиях наиболее вероятным сценарием будет резкая активизация Китая как глобального экономического лидера, который направит все усилия на укрепление собственной роли и расширение своего присутствия на иностранных рынках, в том числе и путем скупки резко упавших в цене активов и компаний по всему миру. На удивление, о такой перспективе в США старались не говорить вообще. В послекризисное время США и Китай лишь договорились сообща подумать над тем, как сделать глобальную экономику более сбалансированной и устойчивой к кризису.
Итоги экономических консультаций, казалось, затмили собой политическую составляющую, привлекшую к себе намного меньше внимания. Дело в том, что наиболее острые и экономические и политические вопросы стороны обсуждали за закрытыми дверьми, что резко контрастировало с духом открытой дипломатии, которую пропагандирует Барак Обама.
Стратегические договоренности в политике стороны решили ограничить согласованием позиций по ситуации на Корейском полуострове и в вопросах изменения климата. Последняя тема была наиболее важна в контексте предстоящей сессии Генассамблеи ООН и декабрьского саммита в Копенгагене по выработке нового соглашения о снижении выбросов в атмосферу. Именно от согласованной позиции Вашингтона и Пекина, ответственных за значительную долю вредных выбросов в атмосферу, зависит успех или провал глобальных усилий.
Практически за пределами внимания остался вопрос военно-технического сотрудничества, которое возобновилось именно после прихода в Белый дом администрации Барака Обамы. В рамках политического диалога Китай потребовал от США снять ограничения на торговлю высокотехнологичными товарами. В том числе и представляющими повышенный интерес для китайской оборонной промышленности. Насколько известно, Китай также пытался убедить США разорвать военные связи с Тайванем, из-за которого китайско-американское военное сотрудничество было прервано почти на год. Решено провести взаимные визиты военных делегаций уже в ближайшие месяцы.
США не скрывают, что видят в Китае важного союзника по всем вопросам внешней политики. Правда, фокус проблематики, в которой США также готовы вести себя с Китаем на равных, в политике пока ограничивается региональными проблемами Азии, терроризма и безопасности в регионе, нераспространения ядерного оружия и ряда других. Китайская сторона дала понять, что интересы их страны как растущего мирового лидера будут все чаще сталкиваться и пересекаться с интересами США. Тем не менее на встрече не прозвучало чего-то обнадеживающего для Пекина в том плане, что и в вопросах глобальной политики стороны готовы действовать как глобальные партнеры. По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон, этого и не следовало ожидать от двухдневных консультаций, которые, по ее словам, «заложили основу». Продолжение, очевидно, последует во время намеченного на ближайшее время визита Барака Обамы в Китай. К слову, китайские гости также воздержались от того, чтобы требовать от США признания своих интересов и амбиций занять позицию глобального лидера.
Возможно, что новая форма диалога на нынешнем этапе поможет современному миру избежать перекосов и опасностей, в которых пребывает нынешнее поколение и существовали несколько поколений до него, когда страны, претендующие на глобальное лидерство, только в периоды острых кризисов пытались найти взаимопонимание. Диалог Китая и США, став традиционным и постоянным, действительно заложил бы новые основы для того, чтобы определить будущее планеты совсем по-новому.