Демократы на прошлой, а республиканцы — на этой неделе формально определились с кандидатами, которые 3 ноября будут сражаться за право поселиться в Белом доме на будущие четыре года. Прогнозируемость результатов номинирования лидеров компенсировалась сгущенными красками и острыми высказываниями, которые должны были склонить на ту или иную сторону остатки значимого меньшинства избирателей.
Карантинные меры спутали карты политических режиссеров, которые разбираются в организации традиционных зрелищных съездов партий с цветными шарами, блестящим конфетти и ритмическими волнами искреннего энтузиазма делегатов. Хозяин Белого дома оказался в более выгодной позиции — не сковывая себя неписаными политическим правилами, он использовал свой офис и официальные полномочия, чтобы убедить зрителей в целесообразности своего переизбрания.
Дональд Трамп явился американцам в трех ипостасях. Наименее определяющей была собственно роль кандидата, чья главная цель заключалась в том, чтобы убедить своей речью, что «эти выборы решают, сохраним ли мы Американскую мечту, или позволим социалистической повестке дня разрушить нашу заветную судьбу». Более присущим было амплуа шоумена, который, находясь в подсвеченном софитами центре, дирижировал хорошо выверенными этюдами-включениями членов семьи, партийных функционеров и разного рода сторонников или идеологических симпатиков. Но самой эффективной оказалась сыгранная, собственно, президентская роль.
Глава государства, первым исполнительным указом которого была запрещена иммиграция из нескольких мусульманских стран, который не только жестко выступал за борьбу с нелегальной иммиграцией и беженцами, но и ввел ограничение законной натурализации, — в прямом эфире участвовал в приведении к присяге и получении гражданства пятью показательно разноцветными людьми: выходцами из Ганы, Судана, Ливана, Боливии и Индии. «Вы соблюдали правила, уважали закон… и показали себя как мужчины и женщины самой высокой добропорядочности», — сформировал свой политический подход Трамп. Дав положительный сигнал сторонникам более открытого общества, президент проявил неожиданную милость, подписав амнистию бывшему грабителю, который за решеткой стал «ловцом душ человеческих». Этот шаг должен был засвидетельствовать успехи в реформировании уголовного судопроизводства, и, что важнее, сплотить вокруг него евангелистов, отдавших в прошлый раз за Трампа свыше 80% своих голосов. Послание усилила вдова известного проповедника Билли Грема, охарактеризовавшая президента как «упорного защитника» христианских консервативных ценностей. Ей вторила бывшая сотрудница центра планирования отцовства, а ныне борец с абортами: это «выбор между двумя радикальными активистами: против жизни и самым великим президентом — защитником жизни, который когда-либо был у нас».
Первая леди обратилась с речью, достойной государственного деятеля, в которой она попыталась добавить несвойственной ее мужу эмпатии и сгладить довольно контрастные взгляды его и его однопартийцев, вспомнив свое иммигрантское происхождение и взвешенно высказавшись о расовом вопросе. Госпожа Трамп призвала «прекратить насилие и грабеж, творящиеся во имя справедливости, и никогда не делать предположений, основываясь на цвете кожи». Бывший конгрессмен Уолтер Джонс обвинил однопартийцев-демократов в нежелании «позволить афроамериканцам оставить ментальную плантацию». Единственный чернокожий сенатор-республиканец Тим Скотт привел в качестве успеха историю своей семьи, которая «за одно поколение прошла от хлопчатобумажного поля до Конгресса». Преподобный Б.Овенс подверг сомнению утверждения о расистском по сути характере страны, дважды избиравшей президентом чернокожего. «Мой отец носил тюрбан, а мать — сари, я была коричневой девушкой в черно-белом мире», — похвасталась предоставленным Америкой шансом на успех бывший губернатор и постоянный представитель США в ООН Никки Хейли. Она отвергла распространенные среди демократов взгляды о якобы системности расизма в Америке.
Кстати, политические обозреватели считают, что госпожа Хейли имеет высокие шансы посоревноваться за президентскую должность в 2024 году. Впрочем, называют также имена нынешнего вице-президента Майка Пенса и Дональда Трампа-младшего. Последний назвал отцовского оппонента «лохнесским чудовищем из болота», очевидно, намекая на почтенный возраст и принадлежность к вашингтонскому истеблишменту, с которым «борется» Трамп. А вот «пекинский Байден» должен, в представлении избирателей, закрепить «коррупционные» связи семьи номинанта от демократов с Китаем и, очевидно из-за этого слабую позицию по отношению к этой стране. Важная сюжетная линия для Трампа, определившего китайский вызов третьим (после борьбы с коронавирусом и созданием рабочих мест) в своих приоритетах. Словно по избирательной картинке, на этой неделе Департамент торговли включил в санкционный список 24 китайские компании, причастные к строительству искусственных островов в Южно-Китайском море, где сейчас проходят учения ударной группы с авианосцем «Рональд Рейган». Также вследствие давления мессенджер TikTok может быть поглощен тандемом Microsoft—Walmart, уже не говоря о нерадужных перспективах коммуникационного гиганта Huawei и аффилированных с ним компаний, уже оказавшихся в санкционных списках.
Явно с политическим действом «совпало» закрытие американской базы в Ираке. Выполняя обязательство «прекратить бесконечные войны и вернуть наших солдат домой», Дональд Трамп обещает к началу ноября наполовину уменьшить американское присутствие в этой стране.
Впрочем, о внешнеполитических успехах эффектнее отчитался госсекретарь Майк Помпео в видеовключении с крыши отеля «Король Давид», откуда открывается великолепный вид на Святой город. Кроме признания Иерусалима столицей государства Израиль, что радостно приветствовали прежде всего американские евангелисты, самой крупной дипломатической победой нынешней администрации можно считать нормализацию отношений между Израилем и ОАЭ. Кроме обмена дипломатическими представительствами, договоренности предусматривают углубление экономического, а главное — безопасностного взаимодействия. Вишенкой на торте должно стать открытие Абу-Даби доступа к новейшему американскому оружию, включительно с самолетами F-35. Самыми недовольными остались палестинцы, мечты которых о государственности отложены на неопределенный срок, а также, по понятным причинам, иранцы.
Помпео отметил роль своего босса в усилении НАТО, предоставлении летального оружия Украине, а также выходе США из договора о ракетах малой и средней дальности ради «сдерживания российской агрессии новыми крылатыми ракетами». Москве тоже «посчастливилось» с такими своевременными «случайностями», как отравление Алексея Навального, расследования которого требуют США и их союзники, а также намеренные и провокационные действия российских военных в Сирии, что привело к травмированию нескольких американских солдат. Американские санкционные списки уже пополнились несколькими причастными к разработке химического оружия научно-исследовательскими институтами, включительно с тем, который «разработал» путинскую вакцину против коронавируса.
Главный экономический советник Ларри Кудлоу пытался нарисовать не менее радужную картинку экономических успехов, — впрочем, страна еще не пришла в себя от «закрытия» экономики: на прошлой неделе количество запросов на выплату помощи безработным перевалило за миллион, а собственно показатель безработицы превысил 10%. Коронавирус не только съел неплохие экономические показатели, но и вырвал из жизни 180 тысяч американцев, удерживая Соединенные Штаты на вершине убийственной кривой. «Мой отец был здоровым 65-летним мужчиной, единственной хронической болезнью которого была вера в Дональда Трампа. За нее он поплатился жизнью», — ударила по самой слабой позиции действующего президента в своем видеообращении к делегатам одна из сторонниц Байдена. Словно ответом прозвучали слова Иванки Трамп, что она «видит боль в его (отца. — А.Х.) глазах, когда он получает сведения о жизнях, украденных бедой». Сам отец или обвиняет Китай, или обещает «создать вакцину до конца года или раньше», игнорируя требование ношения масок и сохранения социальной дистанции даже на мероприятии принятия номинации кандидатом в президенты.
Две трети вероятных избирателей стратегически важных для победы штатов-качелей (Аризона, Флорида, Мичиган, Севернпя Каролина, Пенсильвания и Висконсин) считают коронавирус чрезвычайно серьезной проблемой. При этом подавляющее большинство не одобряет действий Трампа по преодолению пандемии (52 против 48%). Более того, в вопросе коронавируса бывшему вице-президенту доверяют на 15% больше американцев, чем действующему президенту (46 против 31%, согласно данным Axios-Ipsos).
«Байден является троянским конем социализма. Если Байден бессилен противостоять безумным марксистам, как, скажем, Берни Сандерс… тогда как он вообще может защитить вас? Он не сможет!» — говорит Дональд Трамп и пугает: «Джо Байден — не спаситель американской души. Он разрушитель американских рабочих мест. Если получит шанс, то уничтожит американское величие». Накануне Барак Обама уверял однопартийцев, что с высоты 40 тысяч футов невозможно увидеть отличий между Дж.Байденом и Б.Сандерсом. Следовательно фактор вермонтского сенатора может второй раз ударить по демократам. На прошлых президентских выборах прогрессивные адепты последнего не хотели сплачиваться вокруг кандидата от партийного истеблишмента Х.Клинтон, чем опосредованно содействовали победе Дональда Трампа.
Сейчас претендентов на решение судьбы Америки разделяют 7% (49,6% за Дж.Байдена, 42,5% за Д.Трампа — усредненные показатели RCP). Не в пользу действующего главы государства свидетельствуют и другие опросы: в частности, по данным Gallup, в конце первой каденции у Трампа самый низкий уровень поддержки (42%) по сравнению с предшественниками (Б.Обама — 45%, Дж. Буш-младший — 49% и Б.Клинтон — 56%). За последние четыре года количество тех, кто гордится и очень гордится тем, что является американцем, снизилось с 81 до 63% и с 54 до 42% соответственно.
В то же время еще рано уверенно прогнозировать, ведь неблагодарность этого доказана электоральным «чудом» Трампа в 2016 году. Проблемное поле избирательной кампании определено, сейчас все будет зависеть от мастерства политтехнологов, убедительности участников и готовности избирателей втиснуть себя в предлагаемые картины мира и пытаться ее активно реализовать. Конечно, если не вмешается третья (внешняя) сила или какая-то из конкурирующих команд не владеет вундерваффе вроде технологии Cambridge Analytica…