UA / RU
Поддержать ZN.ua

Старые песни о старом

Европейские политики не замечают новых измерений кризиса.

Автор: Алексей Коваль

Европейские лидеры провели свой первый в нынешнем году саммит 30 января в неформальном формате. Впрочем, отсутствие протокольных мероприятий позволило в рабочем порядке за полдня обсудить проблемы, перешедшие в новый 2012-й из прошлого года и оставшиеся без решения. Это долги Греции, бюджетная стабильность еврозоны и новые механизмы, которые должны уберечь от развития кризисных явлений.

«Если мы садимся за стол обсуждать те же вопросы, что и в прошлом году, в частности Грецию, значит, мы оказались не в силах их решить», – заявил перед открытием встречи канцлер казначейства Велико-британии Джордж Осборн. Для статистики стоит отметить, что это уже 16-й саммит ЕС с момента, когда кризис в Греции заставил политиков Европы на своих встречах постоянно обсуждать вопросы экономики. На завершившемся незадолго до саммита ЕС Всемирном экономическом форуме в Давосе гуру от экономики назвали «неудовлетворительными» антикризисные мероприятия, принятые Евросоюзом в прошлом году. Они отметили, что и сегодня усилия, предпринимаемые в ЕС, явно недостаточны для сдерживания кризиса. Так, например, глава ФРС США Тимоти Гейтнер и ряд крупных экономистов хотели бы видеть, что благодаря мерам по урезанию бюджетных расходов будут наполнены фонды, из которых Европа начнет финансировать экономический рост. В нынешнем году жесткие меры экономии и фискального контроля уже грозят экономике Европы рецессией – снижением на 0,5%. Однако о том, как перевести экономику ЕС в режим выздоровления, в Брюсселе и европейских столицах не говорят, а с упоением, присущим разве что молодому врачу, заявляют: мы продолжаем курс лечения болезни согласно ранее утвержденной программе. В правильности предложенного курса европейские политики почти полностью уверены, и это должен был продемонстрировать прошедший саммит.

Европейские лидеры даже выглядели оптимистами. Так, президент Франции Николя Саркози осторожно заметил, что он уже видит элементы финансовой стабилизации в своей стране, Европе и в мире в целом. «Мы больше не стоим у края пропасти», – сказал он. Более остроумно свой настрой обозначил премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер: «Если бы я не был оптимистом, то сообщение о моем самоубийстве СМИ распространили бы еще несколько месяцев назад». Лидеры с приветственными улыбками заключали друг друга в объятия. Это абсолютно не напоминало настроений декабрьской встречи, когда казалось, что спасения уже почти нет.

Оптимизм лидеров 30 января основывался на том, что на саммите 25 из 27 стран Евро-союза (за исключением Чехии и Великобритании) в принципе одобрили пакт бюджетной дисциплины. Этот документ по инициативе Германии представили на декабрьском саммите, и вот сегодня – спустя лишь месяц – эта мера может быть воплощена в жизнь. Страны Европы добровольно готовы принять простое, как здесь говорят, «золотое правило»: тратить ровно столько, сколько зарабатывают, не накапливать долги и учиться экономить. Этот постулат будет закреплен в национальном законодательстве. В случае, если годовой бюджетный дефицит страны превышает 3% ВВП, пакт бюджетной дисциплины предполагает практически автоматические и быстрые санкции против нарушителей. Впрочем, исключение сделано для Гре-ции, Португалии и Ирландии – стран, одобривших пакт, но получающих международную финансовую помощь.

Отказ Великобритании от участия в пакте не стал неожиданностью. Лондон и раньше противился вмешательству с континента в свои домашние дела, но сегодня этот документ только усилил трения. Чехия воспротивилась из-за юридических моментов, поскольку ратификация бюджетного пакта могла привести к необходимости всенародного референдума.

Теперь пакт может быть окончательно утвержден лидерами на следующем саммите ЕС 1–2 марта 2012 года. Затем последует его ратификация на национальном уровне, и как только 12 из 17 стран–участников еврозоны ратифицируют его, он вступит в силу. Именно пакт бюджетной дисциплины рассматривается как панацея от охватившей Европу болезни. «Это первый шаг к фискальному союзу. Он действительно повысит доверие к зоне евро», – заявил глава Европейского центробанка Марио Драги.

В то же время компромисс не был простым. Варшава за свое согласие участвовать в пакте захотела пересмотра нынешнего формата принятия решений в Еврозоне. Польша – крупнейший потенциальный кандидат на вступление в зону евро – потребовала от партнеров, чтобы пакт позволил и странам-кандидатам влиять на решения «клуба 17-ти», которые порой не принимают во внимание мнение оставшейся десятки. Чехия поддержала Польшу, но противостоять нажиму большинства они не смогли. Защитником идеи «Европы с разной степенью интеграции» выступила Франция. Ее президент дал понять полякам, что в компромиссной политике еврозоны есть грань, за которую члены клуба не переступят. В зоне евро все останется как есть, а мнение стран-кандидатов станут спрашивать, когда это будет необходимо.

Следующий вопрос саммита – тема «активации» постоянно действующего Европейс-кого механизма стабильности (ESM), в котором предусмотрено аккумулировать 500 млрд. евро для поддержки экономик проблемных стран. Запустить механизм хотят с опережением графика – в июле, и тут тоже имеются свои проблемы. Ли-деры крупнейших стран еврозоны отказываются увеличивать объем фонда, несмотря на давление со стороны США и мировых финансовых институтов. Те рекомендовали увеличить его как минимум вдвое, для того чтобы иметь возможность поддержать, если потребуется, экономику более крупных стран, чем Греция, – Испании и Италии. Пока этот вопрос отложен до марта, поскольку далеко не все европейские государства готовы выполнить свои обязательства перед ESM в текущем году и в указанных объемах. Участие в ESM также должны утверждать национальные парламенты европейских стран, что делает перспективы его своевременной активизации весьма туманными.

Европейские политики собрались еще и для того, чтобы снова поговорить о Греции. Новой нотой в обсуждении этой старой темы в ходе саммита стало то, что у некоторых политиков уже не хватает терпения – так это сформулировал лидер немецких свободных демократов Филип Рослер, вице-канцлер Германии. По его словам, в Европе устали от того, что греческие власти не выполняют свои обязательства, но пугают Европу вероятным дефолтом уже в марте.

Впервые на совещании в Брюсселе прозвучала мысль об опекунстве над Грецией путем введения должности специального европейского «надзирателя». Чиновник, назначенный в Афины из «центра», должен был бы следить за выполнением обязательств. Предложение, сделанное Германией, однако не было встречено единодушным одобрением. Австрийский канцлер Вернер Файманн назвал его «обидным» для Греции. Французский президент также выступил против. В Афинах сочли такую идею «унизительной» и оскорбляющей национальное достоинство.

В то же время саммит должен был дать сигнал, что Евро-па может гарантировать инвесторам преемственность курса греческих властей после выборов, намеченных на апрель. Независимо от того, кто придет на смену временному кабинету Лукаса Пападемоса, греки долж-ны придерживаться взятых на себя обязательств в рамках текущей реструктуризации греческого долга. Саммит собрался как раз в ключевой момент переговоров властей Греции с частными инвесторами, которые согласились переоформить находящиеся у них греческие обязательства в новые 30-летние бонды. Дело в том, что Греция и Евросоюз требуют от инвесторов еще и принять более низкую ставку доходности по этим новым бумагам – примерно на уровне 3,6%, в то время как инвесторы настаивали на 4,25%. Низкая ставка позволит Греции выполнить обязательство снизить к 2020 году госдолг до уровня 120% к ВВП страны. Сейчас он составляет 180%. В денежном выражении это сокращение тянет на 100 млрд. евро. Без подобных договоренностей с кредиторами Афины не смогли бы рассчитывать на очередной транш помощи в 130 млрд. евро, обещанный Евросоюзом и МВФ еще в октябре прошлого года. Деньги Афинам нужны к 20 марта, когда Греции предстоит произвести платеж по погашению старых обязательств на сумму 14,5 млрд. евро. Это объясняет нынешнюю нервозность и спешку. Но дело в том, что между временем, когда были обещаны те самые 130 млрд. евро, и нынешним февралем утекло слишком много воды. Сегодня, по сообщению источников, близких к переговорам в Афинах, греческие власти заявляют, что им необходимо уже 145 млрд. евро. Видимо, об этом участникам саммита говорил и греческий премьер, но поддержки не нашел: на брюссельском саммите никто не собирался увеличивать сумму в 130 млрд. Никто также не сказал о том, откуда возьмут дополнительные средства, если 15 миллиардов действительно необходимы для того, чтобы Греция избежала дефолта.

К тому же в день саммита неприятный сюрприз его участникам преподнес сам рынок. Доходность португальских 10-летних облигаций за один день выросла на 217 пунктов и достигла рекорда в 17,3%. Это означает, что Лиссабон также может оказаться неспособным обслуживать свой долг. И хотя политики сразу заявили, что Португалия не попросит кредиторов о реструктуризации вслед за Грецией, эксперты сомневаются, что уровень доверия к обязательствам этой страны повысится в ближайшее время. На помощь пришел Европейский центробанк, который массированно скупал с рынка португальские «десятилетки», что позволило чуть понизить уровень доходности уже на следующий день. Однако растущий разрыв цен, по которым покупают и продают португальские обязательства банки, делает их непривлекательными для участников рынка, особенно если учесть, что в середине января кредитный рейтинг Португалии был понижен. Сегодня только ЕЦБ способен приобретать португальские гособязательства в больших объемах, а банки других стран не спешат это делать, предпочитая вкладывать в обязательства Испании и Италии. Что интересно, португальские банки ограничены в возможности покупать облигации своей страны, поскольку должны выполнять условия кредиторов по прошлогоднему траншу, предписывающему им нарастить капитал.

Интересной также в данной ситуации является позиция Европейского центробанка, который в неограниченном количестве стал выдавать кредиты коммерческим банкам сроком на три года. За месяц такой практики в европейскую банковскую систему было «закачано» 489 млрд. евро по весьма умеренной ставке. Таким образом ЕЦБ пытается создать для банков страховку от потерь в случае списания по долгам проблемных стран. Но банки Италии, Испа-нии, Ирландии, Франции, Гре-ции и Германии воспользовались этим и уже получили от ЕЦБ суммы, в два раза превышающие их нужды по покрытию своих рисков. Свободную наличность они вкладывают в облигации Ита-лии, Испании и Ирландии, поскольку на них можно заработать. При этом эти средства не попадают в реальный сектор – с конца прошлого года банк только ужесточал условия кредитования.

Саммит ЕС в Брюсселе проходил на фоне всеобщей 24-часовой забастовки, которую организовали крупнейшие профсоюзы Бельгии в знак протеста против политики жесткой экономии. Эта политика уже привела к тому, что безработица в Европе в декабре достигла самого высокого уровня за все годы существования единой европейской валюты – 10,4% или около 16,5 млн. человек. В целом по ЕС в декабре прошлого года поисками работы официально занимались 23,8 млн. человек, или 9,9% трудоспособного населения стран-членов. При этом безработица среди молодежи в ЕС уже достигла 21% (в Испании и Греции каждый второй молодой человек сегодня не имеет возможности найти работу). По итогам саммита 30 января было распространено семистраничное заявление лидеров о поддержке «экономического роста и занятости». На эти цели они пообещали мобилизовать средства из региональных фондов в размере 82 млрд. евро до 2013 года. Однако эксперты считают, что это лишь слова и такой суммой ничего не решить. «Социальная Евро-па» тихо умирает под давлением финансового кризиса и мер жесткой бюджетной дисциплины.

Теряя доверие инвесторов, сегодня Европейский Союз, политики Европы оказываются еще и перед угрозой потери доверия и поддержки со стороны собственных граждан. Послед-ние все более обеспокоены грядущими социальными потрясениями в случае, если правительства еврозоны, спасая финансовую систему, окажутся не способными предпринять вменяемые действия по стимулированию роста и поддержанию европейских стандартов жизни. Здесь заложен потенциал для нового, еще куда более опасного кризиса еврозоны, который может разразиться сразу после того, как европейские политики поздравят друг друга со спасением финансовой системы.