UA / RU
Поддержать ZN.ua

Станет ли Ирак сателлитом Ирана?

Иран хочет контролировать Ирак. В случае удачи Ирак может стать политическим ключом Ирана для контроля над всем Ближним Востоком, а не только над Сирией и Ливаном.

Автор: Виктор Каспрук

Недавно американские сенаторы обвинили власть Ирака в помощи режиму Башара Асада, а именно - предоставлении воздушного коридора самолетам Ирана, которые перевозят оружие для сирийских правительственных войск. Этот скандал наглядно показывает слабость влияния США на правительство шиита Нури аль-Малики и порождает вопрос: а не решил ли он сыграть свою игру в Ближневосточном регионе?

Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики объясняет возобновление полетов через территорию своей страны уверенностью, что иранские рейсы осуществлялись только для перевозки гуманитарной помощи и что США до сих пор не предоставили доказательств поставки военной техники и оружия из Ирана в Сирию.

Если предположить, что срабатывает шиитская солидарность аль-Малики с Ираном, то вопрос возникает значительно острее, чем помощь Ирана (при содействии Ирака) режиму Башара Асада в Сирии. Ведь в случае если действительно начнется военное противостояние Израиля (или Израиля и США) с Ираном, то Ирак может гипотетически если не открыто перейти на сторону Ирана, то по крайней мере тайно поддерживать его.

Если же Ирак полностью переориентируется на Иран, это, безусловно, радикально изменит всю конфигурацию сил на Ближнем Востоке. Это будет означать не только потерю Соединенными Штатами союзника в регионе, на которого ушло столько средств и крови американских солдат, но и то, что соседние Ирак и Иран, управляемые шиитами, могут превратиться в мощный тандем, способный диктовать свою волю другим соседним арабским странам.

В таком случае режиму иранских мулл не так уже и важно, что Башар Асад теряет власть в Сирии. И если Асада уже невозможно сохранить в президентском кресле, то вместо Сирии есть другой потенциальный союзник Ирана - Ирак под руководством премьера Нури аль-Малики. То есть иранцы проводят своеобразную геополитическую рокировку.

К сближению Ирака с Ираном может подтолкнуть и «курдская весна», которая уже дает о себе знать в регионе. И не имеет значения, что «арабская весна» начала идти на убыль. Дополнительный интерес Ирана еще и в том, что после падения режима Асада курдский вопрос приобретает еще большую актуальность, а автономия Иракского Курдистана будет провоцировать активизацию усилий населения Иранского Курдистана.

«Курдская весна» угадывается в увеличении столкновений турецких курдов с турецкой регулярной армией и в координации действий курдов по все стороны границ, раздирающие сам Курдистан. Похоже, курды сегодня ощутили, что вся эта путаница на Ближнем Востоке может помочь им создать независимый Курдистан, а следовательно, начать контролировать нефтяные потоки не только в Ираке, но и в Сирии.

Чтобы не дать курдам до конца реализовать свой сценарий и окончательно вывести Ирак из-под влияния Соединенных Штатов, Иран хочет превратить Ирак в свое государство-сателлит. После того как американцы вывели в конце 2011 года последние части своих вооруженных сил из Ирака, связи Ирана с ним начали заметно укрепляться. И революционная гвардия «Бригады Аль-Кудс» сейчас имеет значительное присутствие в Ираке.

Сегодня появляется все больше признаков того, что Ирак имеет намерение стать государством - спутником Ирана. И присутствие «Бригад Аль-Кудс» - пример усиления влияния Ирана на иракскую политику. А командующий «Бригад...» Касем Сулеймани недавно хвалился в арабской прессе, что Иран уже контролирует юг Ливана и Ирака.

Поэтому, как считают американские эксперты, «необходимо пересмотреть намерения относительно поставки Ираку до 2015 года 96 истребителей F-16. Потому что в ситуации, сложившейся вокруг Ирака, это плохая идея. Поскольку Багдад налаживает все более тесные связи с Тегераном».

Иранский клерикальный режим ставит на Нури аль-Малики и подчеркивает, что таким способом он якобы повышает безопасность в регионе и в Ираке. Даже несмотря на то, что тем самым он поддерживает диктаторскую власть в этой стране и на то, что большинство представителей иракского народа настаивают, чтобы аль-Малики оставил премьерскую должность.

Причиной доверия к аль-Малики является его абсолютная лояльность к Ирану, постоянное вмешательство в работу судебной и законодательной ветвей власти, полный провал в управлении делами в стране и приверженность к кровавому режиму в Дамаске.

Симпатии аль-Малики к Ирану держатся, кроме всего, еще и на его невозможности единолично противостоять своим оппонентам во время нынешнего политического кризиса в Ираке, вызванного противостоянием премьера, с одной стороны, и радикального шиитского священнослужителя Муктади аль-Садра, лидера иракских курдов Масуда Барзани и бывшего главы временного правительства Ияда Аллави - с другой.

Таким образом иранское вмешательство с целью поддержать Нури аль-Малики обменено на негласное соглашение: премьер поддерживает режим Башара Асада и позволяет переправление техники и вооружения из Ирана в Сирию.

По информации из конфиденциальных источников, иранское предложение включает: поддержку аль-Малики с целью его политического выживания на должности премьер-министра; предотвращение каких-либо проявлений общественного недоверия к нему; поддержку его кандидатуры (на третий срок) на должность руководителя правительства Ирака. Вместо этого иранским военным откроют пограничные переходы через территорию Ирака в Сирию, чтобы сделать невозможным крах режима Асада.

А поскольку Иран имеет в своем распоряжении информацию, что падение Башара Асада является неминуемым, большое количество иранских сил будет задействовано для защиты и поддержки аль-Малики на должности премьер-министра.

Похоже, что иракский премьер решил конвертировать свои административные возможности и фактически суверенитет подконтрольной ему страны в продолжение собственной политической карьеры. Так не слишком ли высокой будет цена такого стремительного сближения Ирака с Ираном?

Есть информация, что США готовы в ответ развернуть свои боевые самолеты на военных базах в Киркуке на севере Ирака и Насирии на юге, - чтобы противостоять потенциальной иранской интервенции в Ирак во время предоставления Ираном военной помощи Сирии.

Американские военные самолеты будут оставаться на этих базах до тех пор, пока не стабилизируется ситуация в Сирии после отхода от власти Башара Асада. США хотят оставить за собой возможность использовать войска для недопущения военного вмешательства Ирана в сирийские дела с иракской территории и американскую систему ПВО - для защиты иракских городов от иранских или сирийских атак.

Сегодня Ирак стал жертвой иранского вмешательства в его дела. И случаи массовых убийств, терроризма и геноцида против иракского народа, деятельность террористических вооруженных группировок на иракской территории является следствием вмешательства со стороны режима иранских мулл. В этом основная причина чрезвычайно нестабильной и взрывоопасной ситуации в этой стране.

Иран хочет контролировать Ирак. В случае удачи Ирак может стать политическим ключом Ирана для контроля над всем Ближним Востоком, а не только над Сирией и Ливаном. То, что Тегеран сделал все возможное, чтобы заблокировать осуществимость плавного перехода к демократии западного образца, - очевидно. Но парадокс иракской политики Ирана состоит еще и в том, что режим мулл не хочет видеть рядом с собой сильный Ирак даже тогда, когда к власти там пришли мусульмане-шииты.

Сейчас Иран имеет множество рычагов влияния на Ирак. Включительно с тем, что Революционная гвардия Ирана и офицеры разведки действовали в Ираке в течение многих лет, и на момент вывода американских войск у них была в этой стране глубокоэшелонированная и крепкая агентурная сеть.

Иран хочет агрессивно повредить американским интересам не только в Ираке, но и во всем Ближневосточном регионе, используя широкий спектр доступных ему методов.

Следовательно, нейтрализация Соединенными Штатами возможностей Ирана для формирования нестабильной ситуации в Ираке будет играть ключевую роль в том, насколько Тегеран будет способен влиять на более широкие политические изменения в этом регионе.