UA / RU
Поддержать ZN.ua

США: выборы на финише

Кампания выборов нового 44-го президента США вступила в решающий финальный этап. Интрига, очевидно, сохранится до самого последнего дня — 4 ноября.

Автор: Алексей Коваль

Кампания выборов нового 44-го президента США вступила в решающий финальный этап. Интрига, очевидно, сохранится до самого последнего дня — 4 ноября, когда американцы будут определять, кому — республиканцу Джону Маккейну или демократу Бараку Обаме — отдать предпочтение. Оба кандидата слишком не похожи, их программы и взгляды на то, как и куда вести страну в ближайшие годы и, возможно, десятилетия, чрезвычайно различны. И это придает борьбе особый азарт, ведь ясно, что на кон поставлено будущее страны. Видимо, поэтому выборы-2008 уже называют «решающими для США в ХХI столетии» и «главными для нынешнего поколения американцев».

Осталось три недели, однако нет оснований назвать кого-либо из кандидатов фаворитом гонки или лидером. Рейтинги меняются, но колеблются настолько, что все еще может поменяться (хотя на момент написания материала впереди все же шел Обама). В ближайшие недели им обоим придется выложиться полностью, чтобы завоевать победу. Тем не менее уже сегодня с полной уверенностью можно сказать — простой она не будет.

Эстафета Барака Обамы

Барак Обама — сенсация нынешних выборов. Сорокасеми­лет­ний афроамериканец пытается вер­нуть «ослам» Белый дом. На предвыборном демократическом съезде в конце августа ему был «при­дан» в качестве кандидата в вице-президенты сенатор Джозеф Байден, один из наиболее опытных законодателей страны, с 1972 года работающий на Капитолийском холме. Выбрав его в этом качестве, молодой политик сразу привнес в свою команду и кампанию элемент солидности и политической состоятельности. В то же время слабость тандема из двух законодателей очевидна — никто из них не имеет реального опыта управления на уровне города или штата, а в этом смысле удача на выборах чаще сопутствует кандидатам с опытом работы в исполнительной власти.

В последние недели Обама строил свою наступательную стратегию на тезисе о том, что победа Маккейна — это на годы продолжение политики администрации Бу­ша. В целом утверждение не совсем правдиво, но как средство для борьбы с оппонентом вполне подошло. Ставший очевидным экономический кризис сыграл на руку Обаме. Однако в ходе предвыборных теледебатов с Маккейном 7 сентября Обама не нашел что ответить зрительнице, заявившей, что она не может доверять ни одному из двух кандидатов, поскольку и демократы (контролирующие конгресс), и республиканцы (во главе с президентом) в равной степени виновны. Тем более теперь, когда обе партии работают сообща, чтобы спасти положение, Обаме сложно приписать выделение администрацией США и конгрессом 700 млрд. долл. как свою заслугу.

Пока же чем хуже ситуация в стране, тем лучше для Обамы. Ему нужно лишь удержать преимущество. На данный момент он лидирует во всех штатах, в которых в 2004 году победил демократ Джон Керри, и ведет войну на поле соперника — в штатах, традиционно поддерживающих кандидатов-республиканцев. Тут ему понадобится более тонкая стратегия, которая и вырабатывается в настоящее время. Она основана на том, что Маккейн уже морально готов к поражению, он неуверенно себя чувствует, его кампания разваливается, потеряла стройность, логику и натиск. «Бренд» Маккейна как политика-диссидента, который тот с таким усердием создавал последние десятилетия своим независимым поведением в республиканской партии, блекнет, поскольку рядовые партийцы не восприняли его идей и т.д.

Себя же Обама позиционирует как политика, готового дать нации в этот сложный момент новую надежду на лучшее, на перемены.

Последний шанс Маккейна

Для ветерана американской политики, сенатора-республиканца из Аризоны Джона Маккейна нынешняя кампания стала пиком его долгой и насыщенной жизни и работы на американском политическом олимпе. К ней он шел последовательно, настойчиво и долго — примерно последние лет десять. В 2000 году он впервые испытал себя в президентской кампании, однако проиграл. (Но с тех пор его популярность была на достаточно высоком уровне.) Вероятно, для него будет катастрофой, если через каких-то три недели все его прошлые усилия пойдут прахом.

С учетом его возраста — 72 года — это, очевидно, его последняя гонка. В случае победы он станет одним из старейших американских президентов, уступив только Рональду Рейгану. Большинство американцев главным достоинством Маккейна считают его опыт, умение и способность руководить страной. Собственную избирательную кампанию против Обамы он долго строил именно на факторе своей готовности быть президентом США. Наверное, этого было бы достаточно для победы, если бы выборы проходили в другое время и не совпали с самым масштабным за последние десятилетия экономическим кризисом. Маккейн стал заложником провальной политики администрации Буша, хотя долгие годы был последовательным критиком республиканской администрации. Его номинирование в кандидаты — своеобразный тест для республиканцев, которые в какой-то степени отошли от старых консервативных догм, переступили через себя, стали думать несколько шире. Эту альтернативу теперь пытается «продать» избирателям Маккейн, говоря, что он не Буш, он другой.

Да, Маккейн понимал, что проигрывает Обаме в молодости и активности, но, к чести руководителей его штаба, выход был найден. Сара Пейлин — губернатор от штата Аляска была номинирована на пост вице-президента. Вице-президент «ниоткуда» затмила кандидата в президенты Обаму. От этого удара демократы опомнились лишь спустя месяц, вылив на эту вполне типичную американскую женщину море словесной грязи, пытаясь представить ее человеком недалеким, простушкой из провинции, недостойной быть вторым человеком в исполнительной власти. На самом же деле демократы очень пожалели, что в связке с Обамой не идет Хиллари Клинтон. Мало кто из них ожидал, что «ход королевой» сделает именно Маккейн: Пейлин достигла всего сама, у нее есть опыт управления пусть в далеко не главном, но, тем не менее, обширном штате Америки.

Следует отдать должное Пейлин: она смогла выдержать удар критики, да еще и влила в кампанию республиканцев свежую струю, в чем-то переигрывая даже самого Маккейна. Его кампания приобрела больше элементов скандальности, эмоциональности и эпатажа, чего солидный политик себе ранее не позволял.

Нынешнее отставание от Обамы в штабе «слонов» не считают катастрофическим. Здесь полагают, что до выборов в кампании еще наступит «переломный момент». Атака на Обаму в этот период будет концентрироваться на его личных качествах и фактах из биографии. Так, республиканцы уже запустили информацию, что Обама связан с финансовыми кругами, которые виновны в кризисе. Это, впрочем, не принесло успеха. В окружении республиканского кандидата есть ожидание чего-то похожего на чудо или нокаут в боксе, когда тяжеловес свалит новичка одним, но очень точным, виртуозным ударом. По крайней мере, так бы они хотели...

Кстати, выяснилось, что Маккейн формально вообще не имеет права быть президентом. Эксперты в области права выяснили, что он, родившийся в семье американцев на военной базе в районе Панамского канала, не соответствует одному из основных тре­бований к кандидату в президенты, записанному в конституции. Там сказано, что президентом США может быть лишь тот, кто родился на территории одного из штатов страны. Конгресс специально обсуждал этот вопрос при утверждении сенатора кандидатом и весной посчитал это обстоятельство неважным, однако есть большая вероятность того, что в случае поражения Обамы оппоненты Маккейна дадут этому делу ход, подкрепив легальными обоснованиями.

Выборы со многими неизвестными

Уже сегодня выборы-2008 называют самыми сумбурными и хао­тич­ными за последние годы. Это также одни из самых грязных выборов. Американская пресса превзошла саму себя в низости падения и беспринципности. Даже солидные издания не скрывали своей политической заангажированности и фактически соревновались в том, кто из них искуснее в буквальном смысле «обгадит» кандидата-конкурента или выставит в выгодном свете своего. Многие скатились до откровенной лжи. Журналисты, остав­шие­ся независимыми, говорят, что избиратели фактически не получали правдивой информации, их кормили лишь мнениями и оценками. Са­мое ужасное, что сами служители пера, причем даже некоторые «звезды» на ТВ и редакторы газет, сегодня стали адвокатами и рупорами партийных идей и кандидатов, а сами СМИ превратились в каналы «дистрибуции» посланий кандидатов и их штабов. В этом смысле демократичности выборов уже сегодня нанесен серьезный урон.

Раздуваемый ажиотаж привел к политизации общества. 7 октября завершилась регистрация американцев, готовых воспользоваться своим правом проголосовать 4 ноября. В соответствии с конституцией это право добровольное, однако в 2008-м кампания может привлечь наибольшее число избирателей. Пока рекорд держат выборы 2004 года, когда к избирательным урнам пришли более 60% имеющих право голоса (самый высокий показатель с 1968 года). Предварительные данные свидетельствуют, что сегодня в ряде штатов этот показатель побит. В пяти из них власти уже проводят специальные проверки, потому что число новых избирателей, зарегистрировавшихся на этих выборах, на миллионы (!) превышает предыдущие. Это может оказать решающее влияние в день голосования, учитывая сложность процедуры подсчета бюллетеней.

Кроме того, в Америке не раз случалось, что тот, кто побеждал по числу полученных голосов граждан, проигрывал в коллегии выборщиков. По конституции, коллегия формально и есть тем органом, который избирает главу государства. Эксперты не исключают, что эта устаревшая система (она, однако, является самым сокровенным символом американского федерализма) в 2008 году, вероятно, даст сбой, когда каждый кандидат получит поровну по 269 голосов выборщиков. Подобный «кошмарный» сценарий в истории США был лишь дважды — в 1800-м и 1824 году. В этом случае право выбрать президента США перейдет палате представителей конгресса (так избрали Томаса Джеферсона и Джона Адамса), а сенат изберет вице-президента.