UA / RU
Поддержать ZN.ua

США И КИТАЙ — ИГРА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ...

«Они виноваты во всем. Экипаж их самолета, нарушившего государственную границу Китая, даже не был нами арестован...

Автор: Михаил Соколовский
Пауэлл сожалеет {Фото АР}

«Они виноваты во всем. Экипаж их самолета, нарушившего государственную границу Китая, даже не был нами арестован. Он находился в гостинице, в нормальных условиях, в номерах с телевизорами и холодильниками, а наш пилот погиб!», — с трудом подбирая слова, объясняет мне на ломаном английском китайский полковник. Я встретил его случайно в министерстве обороны Великобритании, куда он вместе с другими слушателями одного из военных колледжей прибыл для «закрепления на практике полученных знаний». По словам китайского офицера, он и его товарищи с удовольствием обучаются в британских учебных заведениях (особенно, если учесть, что все расходы за это берет на себя Лондон). В то же время они даже не допускают мысли о поездке на учебу с США. Это и понятно — для Китая Америка продолжает оставаться если не противником, то уж никак не дружественным государством, помощь которого можно с благодарностью принимать. И воздушный инцидент можно считать лишь мелким элементом мозаики общей картины распределения политических и военных сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, главными персонажами которой являются Америка и Китай.

После того как экипаж ЕР-3В был отпущен восвояси, власти Китая заявили, что решение о судьбе американского самолета-разведчика, оставшегося на территории КНР, пока не принято. Представитель китайского МИДа, сопровождавший на прошлой неделе президента КНР Цзян Цзэминя во время государственного визита на Кубу, сказал, что китайские военные все еще изучают самолет. При этом он еще раз огласил позицию своей страны по инциденту: именно американцы нарушили воздушное пространство КНР и виновны в столкновении американского и китайского самолетов.

Практически в то же время министр обороны США Дональд Рамсфелд со ссылкой на показания команды разведывательного самолета заявил, что в столкновении самолетов США и Китая повинны китайцы. Команда американского самолета-разведчика, просидевшая под арестом на китайском острове Хайнань почти две недели, предоставила руководству Пентагона все подробности столкновения с истребителем ВВС Китая и последующего приземления на территории КНР.

Итак, американские летчики заявили: EP-3В не поворачивал в сторону китайского истребителя и не шел на столкновение с ним. Их машина якобы следовала на автопилоте и сошла с курса только после того, как в нее врезался китайский самолет. Последний же занимался уже привычной для экипажей американских военных самолетов «игрой», маневрируя вокруг ЕР-3В на близкой дистанции.

Вместе с тем американцы согласны, что столкновение было непреднамеренным — никто в здравом рассудке не стал бы подставлять стабилизатор своего истребителя под пропеллер четырехмоторного самолета.

Версия американцев радикально отличается от того, как описывали столкновение в Китае. С самого начала официальный Пекин утверждал, будто американцы первые пошли на таран и при этом находились в китайском воздушном пространстве еще до инцидента.

Как известно, в минувшую среду начались консультации между представителями КНР и США по вопросу дальнейшей судьбы самолета-разведчика. Но главным в них стала, судя по всему, уже не судьба злосчастного ЕР-3В, а требование Пекина к США вообще отказаться от полетов разведывательных самолетов вдоль береговой линии Китая.

Со своей стороны, американцы заявили, что будут продолжать наблюдения в этом районе, несмотря на китайские требования. «Мы будем продолжать то, что является эффективным для национальной стратегии безопасности, и будем делать это так, как посчитаем нужным», — сообщила журналистам Кондолиза Райс, советник президента Буша по национальной безопасности.

Но если США необходима информация о боевой мощи Китая, то последний всеми силами стремится сохранить свои военные тайны. По сведениям американского аналитического центра «Стратфор», в тот день, когда ЕР-ЗВ столкнулся с китайским истребителем, самолет-шпион собирал данные о стремительно развивающемся китайском подводном флоте (на острове Хайнань расположен штаб Южного флота КНР), о космических программах Китая и о новых объектах радио- и радиотехнической разведки.

Нужно отметить, что обе стороны имеют множество причин для продолжения стратегического военного противостояния. В Вашингтоне уже одобрены планы совершенствования разведывательных возможностей страны, в том числе создания новых систем наблюдения и технической разведки. Пекин сосредоточился сейчас на развитии своих стратегических средств, которые он может противопоставить техническому преимуществу, имеющемуся на сегодняшний день у США. Поэтому обоюдные переговоры, направленные на разрешение конкретного конфликта, смогут ослабить напряженность между КНР и США лишь на какой-то короткий период, но не на длительную перспективу.

И Хайнань останется эпицентром напряженности. Именно здесь, скорее всего, будут базироваться китайские субмарины нового поколения, и именно в этом месте, по мнению американцев, Китай собирается воплощать в жизнь свою космическую программу — остров расположен достаточно близко к экватору, что облегчает запуск ракет, выводящих на орбиту космические объекты.

Строительство китайского космодрома на Хайнане будет вестись еще несколько лет как минимум. Однако уже сейчас тут имеется несколько стартовых площадок, чрезвычайно важных для вооруженных сил страны. Кроме того, по сведениям американских аналитиков, китайские ученые, работающие в сфере космических программ, в последние месяцы стали весьма интенсивно использовать расположенные на острове исследовательские лаборатории. Поэтому любые полученные американцами данные о проводимых на Хайнане ракетно-космических исследованиях весьма важны для военного ведомства США как ключ к пониманию целей и задач создания Пекином баллистических ракет нового поколения.

По данным того же «Стратфора», два года назад Китай принял решение создать на острове основной космодром для запусков искусственных спутников земли. При этом главные работы должна выполнять компания New Century International Commercial Space Ltd., а сумма контракта составляет полмиллиарда долларов. Космодром должен быть построен недалеко от города Вэнчанг, в двух милях от побережья. Он сможет принять эстафету космических пусков от других стартовых площадок, таких как Ксичанг и Таийан, и даст возможность избежать риска падения ракет на плотно населенную территорию страны, так как пролетать они будут над океаном. К тому же другие маленькие острова, разбросанные в море к востоку от Хайнаня, китайцы предполагают использовать для размещения на них станций слежения и корректировки полетов космических ракет и для развертывания объектов противовоздушной обороны хайнаньского космического центра.

По иронии судьбы серьезный толчок развитию китайской космической промышленности дало декабрьское решение Вашингтона о приостановке санкций против Китая, введенных в связи с подозрениями относительно передачи Пекином ракетных технологий Ирану и Пакистану. Сразу после этого американские компании стали активно сотрудничать с КНР в области коммерческих космических программ. И результат налицо. По сведениям информационного агентства «Ройтерс», с 2001 по 2005 годы Китай планирует вывести на орбиту не менее 30 собственных искусственных спутников Земли.

Кроме того, по данным британского издания Jane’s Information Group, Хайнань является одним из важнейших элементов сети радиоперехвата Народной освободительной армии Китая. Здесь имеются два крупных центра радио- и радиотехнической разведки. Они отслеживают все радиосигналы, распространяющиеся над Южно-Китайским морем, а также перехватывают сообщения с американских и российских спутников связи. Можно только представить, насколько серьезно оберегают эти объекты китайские военные.

Американцы также не «почивают на лаврах» в совершенствовании своих разведывательных возможностей. В частности, в американской прессе упоминалось намерение Пентагона получить для своих нужд новый многоцелевой беспилотный летательный аппарат Global Hawk, а также уникальный широкофюзеляжный самолет-разведчик с увеличенной дальностью действия. Можно не сомневаться, что эти новинки скоро появятся вблизи морских границ Китая.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что никто не намерен уступать друг другу: американцы будут продолжать летать вдоль берегов Китая, а китайцы постараются вытеснить их оттуда всеми возможными способами. А значит, вероятность непроизвольных таранов над Южно-Китайским морем будет оставаться по-прежнему высокой.

Итак, в военной сфере стороны, скорее всего, обречены на длительное противостояние. Что же касается долговременных политических последствий всей этой истории и ее влияния на американо-китайские отношения, то здесь не все однозначно. Президенту Бушу и госсекретарю США Колину Пауэллу удалось сдержать наиболее радикальных членов конгресса, предлагавших наказать Китай немедленно.

Конечно, недоверие к Китаю заметно возросло. В первую очередь это может сказаться на дискуссиях о целесообразности проведения в Пекине Олимпийских игр 2008 года. Но еще один важный показатель — принятие закона о статусе наибольшего благоприятствования в торговле, который Китай надеется получить от США этим летом. А закон этот весьма желателен и для конгрессменов, и для президентской администрации. Поэтому достаточных доказательств того, что американский законодательный орган откажет Китаю в этой привилегии, пока что не имеется.