Нынешний приезд в Украину делегации Североатлантического совета во главе с генсеком НАТО Яапом де Хоопом Схеффером был для Киева не просто еще одним этапом «периода интенсивных контактов», во время которого оценивается степень выполнения нашей страной ежегодных целевых планов. После Бухарестского саммита в украинской столице этот визит рассматривали как «особый». Поставив перед собой цель получить на декабрьском заседании комиссии Украина—НАТО (КУН) приглашение к Плану действий относительно членства в альянсе (ПДЧ), Киев готовился продемонстрировать представителям всех 26 стран — членов организации не только консолидированную позицию украинского руководства, но и последовательность евроатлантической интеграции вне зависимости от внутриполитической ситуации.
До декабрьского заседания КУН еще полгода. И сегодня никто не может предсказать его результат. Дипломаты, представляющие в Киеве страны — члены альянса, полагают, что перспективы присоединения Украины к ПДЧ зависят от того, сумеет ли украинская власть за оставшиеся месяцы провести реформы и достичь успеха в информировании населения, а также от устойчивости нынешней парламентской коалиции и политической стабильности в стране. Наконец, насколько Киев будет убедителен в своем диалоге с Берлином, главным оппонентом предоставления нашей стране Плана действий относительно членства: в Германии, где оглядываются на Россию, полагают, что «присоединение Украины к ПДЧ не будет способствовать укреплению безопасности в регионе». (Последний тезис, кстати, вновь озвучивал во время киевского заседания КУН посол ФРГ в альянсе.)
По мере того как внутриполитический кризис в нашей стране приобретает все более разнообразные формы, остается все меньше шансов достичь поставленной цели. Информационная работа фактически сведена на нет. Ситуация усугубляется отсутствием реформ в экономической, политической, судебной, административной, социальной сферах. Показательно, что за несколько дней до визита делегации из НАТО, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s Ratings Services из-за неспособности украинских властей проводить политику адекватных мер по противостоянию инфляции понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте до «B+» с «BB—» и долгосрочный рейтинг в национальной валюте до «BB—» с «BB».
На этом крайне неблагоприятном внутриполитическом и экономическом фоне украинское руководство все же постаралось сделать хорошую мину, чтобы, продемонстрировав единство позиций в политике евроатлантической интеграции, выбить из рук оппонентов присоединения Украины к Плану действий относительно членства хотя бы один аргумент.
В Киеве о необходимости присоединения нашей страны к ПДЧ в декабре 2008 г. говорил представителям альянса не только Виктор Ющенко. Премьер-министр, отбросив свою осторожность, сочла возможным принять участие во встрече, проводимой президентом с делегацией Североатлантического совета, а после нее самостоятельно встретиться с послами и генсеком НАТО. Там Юлия Тимошенко рассказывала не только о необходимости проведения информационной работы среди населения или о том, что представители оппозиционных партий голосовали за законы, предусматривающие вступление нашей страны в альянс. Отвечая на заданный кем-то из послов вопрос «Чем может помочь НАТО Украине?», премьер прямо заявила: предоставить ПДЧ в декабре.
Все это, по словам наших собеседников, произвело благоприятное впечатление на многих членов делегации, приехавших в Украину не только ради того, чтобы промониторить выполнение Киевом Целевого плана на 2008 год, но и составить представление о происходящем в нашей стране не по отчетам своих коллег, а исходя из собственного опыта. (С этой точки зрения для послов также важны были и поездки во Львов, Днепропетровск и Харьков на встречи со студентами и преподавателями, представляющими одну из индикативных групп населения.) Также мимо внимания дипломатов не прошло и то, что в числе участников акций протеста против вступления Украины в НАТО, проходивших в Киеве, не было представителей Партии регионов. Позже обобщенные оценки этих послов станут одним из элементов, которые будут формировать позицию правительств их стран к декабрьскому заседанию КУН.
Чтобы убедить делегацию Североатлантического совета, в Киеве также решили сделать ставку и на участие нашей страны в операциях по поддержанию мира, проводимых альянсом: это должно усилить украинский аргумент об усилении нашего вклада в укрепление европейской и глобальной безопасности и стабильности. Во время визита украинские переговорщики не раз акцентировали внимание на этом факте. Напомним читателям «ЗН», что за несколько дней до приезда послов в Киев, на заседании КУН на уровне министров обороны в Брюсселе было принято принципиальное решение о возможном участии Украины в силах быстрого реагирования НАТО. Тогда же наша страна, кстати, присоединилась к программе обмена данными о воздушной обстановке. По словам экспертов, это позволит укрепить возможности контроля за авиадвижением в борьбе с терроризмом.
Однако при отсутствии реформ и работы по информированию населения при существующем конфликте между президентом и премьер-министром консолидированная позиция высшего украинского политического руководства не дает оснований для оптимистических прогнозов. Генсек альянса Яап де Хооп Схефеер, кстати, в Киеве четко сказал своим визави, что одним из решающих факторов в вопросе о предоставлении ПДЧ будет стабильное сотрудничество между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. Но нарастающее противостояние этих двух политиков, кризис в парламентской коалиции дает онование многим экспертам предполагать, что отставка Юлии Тимошенко может случиться в любой день и в Верховной Раде будет сформировано новое большинство. И еще вопрос: пойдет ли Ющенко на упоминание по ПДЧ и НАТО в новом коалиционном соглашении и согласятся ли на этот пункт в Партии регионов, учитывая, что ее электорат выступает против членства Украины в альянсе.
А пока ничто не убеждает Германию изменить свою позицию: Берлин, как показало выступление немецкого дипломата на заседании КУН, и далее остается основным противником присоединения Украины к ПДЧ. Чтобы эта позиция немецкого руководства изменилась, недостаточно, чтобы президент и премьер-министр публично демонстрировали, что они придерживаются общих внешнеполитических позиций, или чтобы Украина, усиливая свое участие в миротворческих операциях, проводимых альянсом, укрепляла безопасность в Европе и Азии.
В ситуации, когда канцлер Меркель и министр иностранных дел Штайнмайер исходят из своего видения геополитических раскладов, необходимо, чтобы Киев имел такую аргументацию, которая может убедить немецкое руководство почувствовать прямую заинтересованность в скорейшем присоединении нашей страны к ПДЧ. Во время визита Ангелы Меркель в Киев у руководства Украины наконец-то появится возможность напрямую поговорить об этом и донести свое видение проблемы. Но серьезную трудность для нас представляет то, что жесткую позицию в отношении Украины занимает не только представительница ХДС/ХСС Ангела Меркель, но и социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер. А эти политики не будут из-за Украины ставить под угрозу распада свою правящую коалицию.
Все эти факторы обязывают Киев уже сегодня иметь запасной сценарий действий после декабря 2008 года, который позволил бы стране рано или поздно все же присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО и начать его выполнять. Конечно, если к тому времени украинское руководство не решит отказаться от идеи, раздражающей как электорат востока и юга Украины, так и стратегического партнера Киева — Москву.
К сожалению, отношения Украины и Североатлантического альянса — это отношения двух, где незримо присутствует третий. Обсуждался российский фактор и на нынешних переговорах. Сегодня Россия, которая крайне болезненно реагирует на перспективу членства Киева в этой политико-военной организации, ведет жесткую информационную кампанию, направленную на дискредитацию политики евроатлантической интеграции. О том, что Россия выступает категорически против членства Украины в Североатлантическом альянсе, высокопоставленные российские чиновники говорят на всех международных уровнях. Зачастую они не брезгуют сознательной дезинформацией и страшилками и далее представляя альянс как агрессивный военный блок.
Например, вице-премьер российского правительства Сергей Иванов на торжествах по случаю 225-летия основания Севастополя, заявил, что вступление Украины в Североатлантический альянс может привести к введению визового режима для граждан обеих стран. При этом российский чиновник уточнил, что именно НАТО заставит ввести Украину визовый режим. И россиян вовсе не смущает то, что НАТО не имеет никакого отношения к визовой политике: это прерогатива Европейского союза, куда входят большинство стран — членов Североатлантического альянса.
Подобные заявления представителей Кремля, напрямую влияющие на имидж НАТО на постсоветском пространстве, не могут не затрагивать интересов альянса, который в бухарестской декларации подтвердил, что наша страна станет членом организации. А значит, Украина и НАТО должны вместе вести диалог с Россией, пытаясь совместными усилиями нейтрализовать возможную негативную реакцию Кремля на интеграцию нашей страны в Североатлантический альянс.