UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Соседство» — version 2.0 Евросоюз вводит для восточных соседей новые правила игры

Брюссель предлагает Украине и еще ряду стран бывшего СССР новую игру. «Восточное партнерство» — э...

Автор: Алексей Коваль

Брюссель предлагает Украине и еще ряду стран бывшего СССР новую игру. «Восточное партнерство» — это обновленный вариант, иначе говоря, «ап-дейт» известной Европейской политики соседства, которая была разработана в 2004 году, но уже на сегодня устарела и не отвечает многим реалиям Евросоюза и его окрестностей. В результате интерес к ней снизился. Поскольку зажатые в рамках политики соседства (которая с самого начала задумывалась не как механизм интеграции в ЕС) государства у границ Союза от Украины до Туниса пытаются всякий раз выйти за ее пределы и строить свои отношения с Брюсселем на разных скоростях с разными целями. На эту проблему отношений с соседями внимание обратили сразу, однако только теперь в Евросоюзе решились на дифференцированный подход, по крайней мере, по отношению к группам стран. В июле Франция протолкнула в ЕС идею Средиземноморского союза для стран Северной Африки и Ближнего Востока. Успешно осуществляется Процесс стабилизации и ассоциации для Балкан. Новая версия Соседства — Восточное партнерство — касается Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Армении и Беларуси, если та захочет участвовать. (Вначале говорили и о России, но потом от этой идеи отказались.) Можно, конечно, указать ЕС на то, что наливать молодое вино в старые меха - дело, в общем-то, неблагодарное. Однако в Брюсселе обещают, что даже в старой оболочке «обновление» выглядит куда более привлекательным, а главное - для счастливчиков, которые пройдут этот «новый уровень», замаячит «свет в конце туннеля». Правда, тут же делают оговорку: членство в ЕС по-прежнему никто не обещает. Это лишь переход на следующий уровень игры, а там, как известно, может случиться всякое… Наверное, стоит, присмотреться к опыту Балкан, где с 2000 года Брюссель инициировал Процесс стабилизации и ассоциации, всем странам-участникам которого автоматически обещано членство в Союзе. Но оказалось, что в борьбе за эту благородную цель лидеры выдохлись и уступили первенство конкурентам, чьи шансы поначалу были меньшими.

Что уж говорить о шести странах-соседях на востоке от ЕС, для которых в самих правилах игры аршинными буквами написано: «миссия невыполнима!», и завоевать главный приз — стать полноправным членом европейского сообщества —невозможно. Однако нам тут же дают понять, что, как и в любой игре, все зависит от самих участников — их усилий, амбиций и настойчивости. Правда, никто не говорит ради чего. Но для усиления интриги Евросоюз готов признать, что в реализации политики соседства Украина в числе стран-лидеров и дальнейшее углубление отношений с ней -- вопрос решенный. И она точно получит даже не договор об углубленном партнерстве, а Соглашение об ассоциации, включающей зону свободной торговли с ЕС, о чем Киев мечтал столько лет. Более того, если судить по словам брюссельских чиновников, именно амбиции и чаяния Киева в отношениях с ЕС во многом повлияли на то, что сам Брюссель теперь предлагает новую программу обширной части постсоветского пространства, простирающейся до берегов Каспия. (По крайней мере, в одном из проектов Восточного партнерства об этом было сказано прямо.) «Это ответ на желание восточных соседей приблизиться к Европейскому Союзу» — говорится в заявлении Еврокомиссии.

Как известно, инициаторами «Восточного партнерства» еще весной стали Польша (в основном стараниями министра иностранных дел Радослава Сикорского) и Швеция, которые раньше остальных почувствовали, что странам к востоку от границ с ЕС нужно больше, чем признание их соседями, и к июню убедили в этом остальных. Известно, что в конце мая между Радославом Сикорским и комиссаром по вопросам внеш-
ней политики и Европейской политики соседства Бенитой Ферреро-Вальднер произошла дискуссия. Сикорский настаивал, что страны на востоке от Евросоюза, в отличие от тех, что на юге, - не «соседи Европы», а «соседи-европейцы» (дословно дипломат сказал не neighbours of Europe, а European neighbours). Тонкая грань между ними, по его мнению, в том, что вторые имеют «ясную перспективу членства» в ЕС. Комиссар отвергла взгляды польского дипломата, заявив, что ЕС не будет определять среди стран соседей будущих кандидатов прямо сейчас. В итоге возобладало мнение, что Восточное партнерство не выйдет за рамки ЕПС, но улучшит ее с практической и идеологической стороны. События в Грузии в августе заставили ЕС ускорить работу над инициативами. Так в конце концов и родилось Восточное партнерство.

Итак, его главные особенности. Прежде всего, говорит нынешний руководитель представительства Еврокомиссии в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра, в его основе политическая ассоциация и экономическая интеграция. Странам, готовым принять на себя определенные обязательства перед ЕС, будет предложено Соглашение об ассоциации и участие в Соседском экономическом сообществе. ЕС не делает прогнозов относительно создания зоны свободной торговли с Украиной, но и не опровергает слова чиновников из Киева, что работа над ней может быть завершена к концу 2009 года.

ЕС готов постепенно открывать свои границы на основе «договоров мобильности и безопасности», с учетом принятия мер для усовершенствования охраны границ и усиления борьбы с нелегалами. ЕС предлагает поступательный процесс отмены визового режима, в котором «облегчение (англ. facilitation) визового режима», что уже сделано с Украиной, лишь первый этап. Далее Европа говорит о необходимости договориться о «либерализации визового режима». Возможность же начала переговоров о безвизовых поездках упоминается лишь в отдаленной перспективе.

Более конкретными выглядят предложения касательно сотрудничества в сфере энергетической безопасности. В конце ноября Украина и Молдова получили приглашение Брюсселя начать переговоры о присоединении к Энергетическому сообществу. Договор предусматривает принятие Киевом законодательства, которое бы позволило сделать наш энергетический рынок частью общеевропейского. Судя по всему в этой сфере у европейцев интереса больше, чем во всех остальных. Так, уже объявлено, что в 2009 году в Киеве будет организована конференция доноров, которые оценят объемы денежных вливаний для модернизации украинской транзитной системы. В то же время роль Киева в ряде общеевропейских энергетических проектов еще следует уточнить.

Два финальных пункта предложений Еврокомиссии каждой конкретной стране касаются, во-первых, институционального строительства и реформ политической системы, во-вторых, экономического и социального развития. ЕС готов помогать, чтобы в дальнейшем эти страны соответствовали требованиям, которые Брюссель выдвигает к своим партнерам. Для Украины на первом месте пока стоит обеспечение политической стабильности, ведь за политическими играми лидерам недосуг хотя бы подумать о стратегическом развитии страны. В ЕС политическая борьба — нормальное явление, но она не должна ставить под вопрос реформы, экономическое развитие и функционирование политических институтов. Для ЕС это аксиома. Вот почему Жозе Мануэль Пинту Тейшейра, представляя в Киеве на прошлой неделе Восточное партнерство, заявил, что от украинских чиновников здесь потребуется намного больше усилий. Евросоюз предлагает лишь модель и помощь, тогда как власть в Киеве должна начать вести себя как подобает европейцам.

Вышеописанные индивидуальные предложения ЕС дополнил еще и многосторонними инициативами, которые будут доступны для всех стран. ЕС считает, что у государств региона есть общие проблемы и задачи, которые следует решать сообща для того, чтобы укрепить индивидуальное партнерство с ЕС. Прежде всего, это модернизация системы охраны границ по европейским стандартам, что для каждой страны станет вкладом в договоренности с ЕС о повышении мобильности граждан. Вторым пунктом идет программа поддержки малых и средних предприятий путем технической помощи и кредитования. ЕС готов увеличить инвестиции в энергетическую, транспортную и природоохранную сферы. Кстати, ради финансирования Восточного партнерства ЕС дополнительно выделит 350 млн. евро. Две следующие инициативы касаются создания интегрированного рынка электроэнергии и подключения стран-соседей на востоке к усилиям ЕС по созданию Южного энергетического коридора. Последняя инициатива касается совместных действий по предотвращению природных стихийных бедствий и катастроф, вызванных деятельностью человека.

В Восточном партнерстве не нашлось места вопросам усиления сотрудничества в сфере безопасности, которые интенсивно обсуждались в ЕС после конфликта на Кавказе. (Напомним, речь шла даже о возможных санкциях Европы против Москвы.) Возможно, дело в том, что за прошедшие месяцы отношения ЕС и России заметно потеплели. На саммите в ноябре ЕС дал добро на возобновление диалога с Москвой о новом договоре стратегического партнерства, и второй раунд переговоров прошел как раз в начале декабря. Именно Россия дополнила собственный пакет инициатив темой своего участия в системе коллективной безопасности. Эту идею восприняли в Европе, и нашлось немало влиятельных политиков (как, например, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Франции Николя Саркози), готовых вполне серьезно обсуждать с Дмитрием Медведевым вопрос об участии России в новой архитектуре безопасности континента и инициативу Договора о европейской безопасности. Правда, пока все это тоже лишь предложения, но все идет к тому, что страны-участники Восточного партнерства, включая Грузию, могут не по своей воле стать объектами европейско-российских договоренностей в этой сфере. Поскольку Брюссель, по крайней мере на данном этапе и в рамках своих новых инициатив о Восточном партнерстве, диалог по вопросам безопасности со странами-соседями не предусмотрел. А ведь эта проблема для каждой страны, особенно в призме их отношений с Россией, весьма актуальна. В Европе это понимают многие, но отваживаются сказать прямо далеко не все. Даже после конфликта в Грузии, когда многие европейцы осознали, что действия России угрожают европейским интересам безопасности и стабильности в регионе, в котором у ЕС, по словам комиссара по вопросам внешней политики и европейской политики соседства Бениты Фереро-Вальднер, вполне «законные интересы». Да, ЕС не воспринимает идею «разделительных линий» и «зон влияния», подтверждая суверенитет и территориальную целостность соседей. Но этого может оказаться недостаточно для реальной помощи этим странам.

И еще один аспект — внутриевропейский. Тема отношений с восточными соседями звучала в ходе дебатов, которые состоялись в Европарламенте в начале июля по докладу Еврокомиссии о стратегии дальнейшего расширения ЕС. Тогда группа депутатов из восточноевропейских стран достаточно активно выступала за то, чтобы ЕС пообещал Украине и Молдове перспективу членства, поскольку в противном случае вера в ЕС у граждана этих стран будет подорвана, а государства будут более зависимы от России. «У нас слишком медленно работает система пищеварения» — сказал по этому поводу румынский парламентарий Адриан Северин, комментируя предложение Еврокомиссии после возможного приема Хорватии устроить перерыв в расширении ЕС «для нужд внутренней консолидации». Их голос не был услышан. В результате Европарламент лишь констатировал, что «существующий концептуальный, политический и правовой разрыв между стратегией Союза на расширение и Европейской политикой соседства должен быть заполнен с учетом ожиданий наших восточных соседей; действия Еврокомиссии по усилению ЕПС не достаточны в этой связи». Всех чаяний соседей Еврокомиссия не удовлетворила, но Восточное партнерство, видимо, следует также рассматривать как ответ еврочиновников на эту критику.

Как бы там ни было, пока ЕС решил, что или в апреле, или в июне состоится первый саммит Восточного партнерства, который будет призван определить степень кооперации с каждой страной и ее цели. Каждому «игроку» предложат выбор стратегии и, в лучшем случае, выбор «оружия», т.е. инструментов для выполнения «миссии». Останется лишь нажать на кнопку «Start».