«Историей должны заниматься историки» — это едва ли не классическая формула дипломатического взаимопонимания, столкнувшегося с проблемой разночтений совместного не всегда самого простого прошлого. Сложно с ней не согласиться. Историю — профессиональным историкам, совместное будущее — дружественным народам. Посредством политики и дипломатии.
Однако мы живем не в идеальном мире. И в нем существует одна страна, в которой историей занимаются преимущественно спецслужбы. Смысл этих занятий 24/7 — продать миру свое видение прошлого, свою эксклюзивную героическую в нем роль и таким образом очевидную уже необходимость с этой страной считаться и сегодня. Схема нехитрая, но рабочая. Особенно если выть ночным волком 365 дней в году под шаманский бубен Соловьева и в мае кульминационно связывать одной желто-черной ленточкой все «освобожденные города Европы» — от Канберры до Лос-Анджелеса, надо полагать.
Речь идет, само собой, о Российской Федерации, унаследовавшей права СССР и почему-то решившей, что в завещании были прописаны и права на историю всех бывших союзных республик. «Советский» и «русский» стали в историографии современной России словами-братьями. Под равнодушными взглядами многих из нас в таком самопровозглашенном родстве перекочевали они и в представления других народов о нашем прошлом. Потому что зачем пытаться разобраться, если вот тут уже для вас все перевели и разложили по нотам. Проснись и пой, что называется, и потом в какой-то момент обнаружишь, что пел фальшиво и вовсе не солдатскую строевую, а официальный гимн расстрельных команд.
Особенной страной влияния российской новейшей историографии не могла не стать Германия. Россия по сей день продолжает использовать все доступные ей рычаги, чтобы сыграть на немецком чувстве вины. По сути, любой упрек от немцев может быть истолкован извращенной пропагандистской машиной как «выстрел из маузера недобитого дедами фрица». «Вам нравится привозить в страну фашистов?» — такими околотеатральными (причем провинциально-тюзовскими) нарративами пестрела немецкая блогосфера в ответ на лечение Навального в Берлине. Кто подкидывает и тщательно удобряет эти идеи, догадаться нетрудно.
Убожество исполнения — отличительная черта российских фейковых дивизий. Шабаш «русского мира» 9 мая на Александерплац в грустной и точной кинокартине уже воспел Сергей Лозница. Однако все это работает — и в представлении современных немцев о своей истории прочно живет убеждение, что именно Россия сыграла решающую роль в борьбе с нацизмом и Гитлером. На официальные мероприятия по случаю годовщины окончания войны или других эпохальных дат зовут часто именно послов России, а те уже, в свою очередь, собирают бывшие союзные республики на «фронтовые посиделки с перловой кашей да стограммами» — по-отечески, на заднем дворе посольства.
Да и на другие важные решения по поводу России это коллективное чувство немецкой вины оказывает серьезное влияние.
Вернуть право на историю
С этой исторической несправедливостью уже не первый год борется украинская дипломатия. Сегодня, помимо прочего, активно педалируется вопрос установки в Берлине монумента украинским воинам, павшим во времена Второй мировой войны. Отрадно понимать, что среди современного прогрессивного немецкого общества, в том числе и политикума, у нас сегодня есть поддержка.
В то время как отдельные политики во имя своих личных дивидендов лицемерно примеряют на себя роль путинферштееров (Putinversteher — то бишь, людей, понимающих и сочувствующих господину Путину и его политике), существует и прекрасная проукраинская инициатива Ukraine Verstehen — «Понять Украину».
24 ноября, благодаря стараниям этой организации, свет увидит новый немецкоязычный сборник, посвященный украинской истории ХХ века. В него вошли эссе авторов с мировыми именами — украинских и зарубежных. В рамках одной книги о Чернобыле размышляет Ребекка Хармс, о Голодоморе пишут Энн Эпплбаум и Сергей Плохий, тему борьбы Сталина против украинской интеллигенции поднимает Владимир Ермоленко, о переживании украинских исторических травм говорит Евгений Глибовицкий, и все это происходит под чутким присмотром автора предисловия и введения (в тему) Тимоти Снайдера. Это имена лишь некоторых интеллектуалов, ставших авторами сборника «Понимая Украину. По следам террора и насилия».
Отдельная часть книги посвящена, само собой, Второй мировой войне. Здесь и честные разговоры на неоднозначные для Европы (да что греха таить, для многих и в Украине) темы вроде личности Степана Бандеры, и эссе о вытесненных воспоминаниях о Холокосте, и тема судеб угнанных «остарбайтеров», и, наконец, важный лейтмотив об украинской истории 1939–1945 гг. как о результате сговора двух диктаторов — со всеми вытекающими последствиями.
Украино-немецкие отношения развиваются. Утверждение нашей позиции — не созависимости, а взаимного равноправного подхода — на данном этапе является одной из ключевых задач для Украины. Потому необходимо выбивать здесь право и на собственную историю, преподанную не через призму советско-российских мифов и идеологем, а написанную честно и без купюр нами вместе.
Речь идет не о попытке перехватить у России рычаг давления на Германию через чувство вины. И не о том, чтобы продемонстрировать все свои несчастья разом и ждать, что нас из жалости полюбят. Нет, нам нужна качественно новая оптика, которая позволит Германии увидеть наконец Украину такой, какой она была со всем выпавшим ей трагическим багажом ХХ века, и такой, какой она есть сегодня. Без первого невозможно понять второе.
Эта книга — один из первых наших адвокационных сборников интеллектуально-исторических эссе, который выходит за рубежом. То, что это происходит именно в Германии, и есть настоящее проявление национальной исторической ответственности.
К тому же, вода камень точит, и я уверен, что книга внесет свою лепту в новейшую дискуссию о реальных ролях разных народов во Второй мировой войне. И Германии, и Европе, и, главное, нам самим пора уходить от понимания тех времен через «подвиг советского народа». Народа, обезличенного статистикой, в которой поименно известны все маршалы, но абсолютно неизвестны солдаты. Нет, сегодня мы должны говорить об отдельных историях разных народов в то время — и об украинской истории в том числе. С бомбардировками Киева, с УПА, с героями партизанских отрядов, с историями конкретных людей с конкретными фамилиями.
Не бояться противоречий, а инициировать дискуссию. Тяжело? Не тяжелее, чем 75 лет назад.
Воевали не абстрактные деды, воевали наши родственники. И если мы не хотим, чтобы подобно национализации личных историй своих сограждан в рамках фактического убийства по госзаказу акции «Бессмертный полк» Россия окончательно захватила и нашу историю, мы обязаны говорить и дискутировать. Слышать и слушать.
Когда северный сосед заваливает мир агитационными сочинениями ко Дню Победы, мы обязаны предпринимать контрмеры — в том числе и издавать свои собственные сочинения. Ко дням памяти и примирения. То есть, ежедневно. И быть в них максимально откровенными с миром и собой.
Если история — это большое кладбище, то каждая страна на нем — смотрительница своего участка. Участка, где захоронены свои и чужие, захоронены с иноязычными надписями на могильных камнях или без разбора в братских могилах.
Научиться с уважением относиться к этим участкам общей памяти, поливать свои и чужие розы каждый день и вместе ухаживать за нашей совместной историей — вот чуть-чуть утопическая, но определенно верная стратегия.
Ведь на самом деле только так можно привести в порядок свою планету.
Больше статей Вадима Нагайчука читайте по ссылке.