UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сможет ли генерал Мушарраф спасти Пакистан?

У Мушаррафа есть потенциал, который мог бы вернуть Пакистан в цивилизованное русло. При условии, что сможет железной рукой уничтожить исламский фундаментализм.

Автор: Виктор Каспрук

Возвращение бывшего президента генерала Первеза Мушаррафа в Пакистан показало: находясь четыре года в добровольном изгнании, он, скорее всего, до конца не осознавал, что за время его отсутствия страна очень изменилась.

"Куда подевался тот Пакистан, который я покинул несколько лет назад? - спросил Мушарраф в кратком обращении к своим сторонникам в аэропорту Карачи. - Мое сердце плачет кровавыми слезами, когда вижу, в каком состоянии оказалась сейчас страна. Я подвергаю свою жизнь опасности, но хочу спасти Пакистан". Но способен ли генерал выйти сегодня за рамки своего прошлого?

Очевидно, что узурпация власти Мушаррафом, с точки зрения демократии, и не была наилучшим выходом, но тогда генерал сумел не допустить скатывания своей страны в хаос и жесткое силовое противостояние.

Хотя режиму Мушаррафа не хватало легитимности в глазах международного сообщества, но можно ли назвать демократической современную пакистанскую власть? Которая не способна обеспечить в стране не только экономический рост, но также покой и стабильность на улицах. Ведь по количеству совершенных исламскими террористами терактов Пакистан уступает только Ираку и Афганистану.

Генерал, безусловно, сделал смелый шаг. Ведь на него будут "охотиться" не только талибы и исламские экстремисты, но и сторонники его политических оппонентов, для которых возвращение Мушаррафа смешало все "политические карты".

Первез Мушарраф заслуживает уважения за личное мужество. Уж кому-кому, а ему хорошо известно, что пакистанские лидеры долго не живут. И что у него есть большие шансы повторить трагическую судьбу Беназир Бхутто. Однако он решил вернуться, чтобы быть полезным своей стране. "Я никого не боюсь, кроме Аллаха", - сказал генерал, и настроен он очень серьезно.

У Мушаррафа есть потенциал, который мог бы вернуть Пакистан в цивилизованное русло. При условии, что сможет железной рукой уничтожить исламский фундаментализм. Ведь большинство мусульманских стран в этой части мира находятся на грани между полным беспорядком, диктатурой и терроризмом религиозных фанатиков.

В нынешний критической ситуации Пакистану нужен лидер, способный не только использовать ресурсы страны на благо пакистанского народа, но и сдерживать противостояние с Индией.

Ведь те, кто положил в основу своей международной политики пакистанско-индийское противостояние, должны бы задуматься, что теория, согласно с которой Пакистан может процветать, только находясь в состоянии постоянной конфронтации с соседней Индией, не выдерживает испытания временем. Поскольку следование ей уже и так привело к четырем войнам и разделу Пакистана на две части, когда в 1971 г. Восточный Пакистан отделился в самостоятельное государство Бангладеш.

И если Первезу Мушаррафу все же удастся вернуться к власти, то внешняя ориентация Пакистана изменится - от доминирования там китайских влияний на ориентирование политических элит снова на Соединенные Штаты. Ведь после "черного вторника" 11 сентября 2001 г. Мушарраф показал себя очень эффективным партнером Америки.

В таком случае нестабильные отношения с нынешним коррумпированным пакистанским правительством и ненависть к США пакистанских исламистов перестанут быть доминирующими факторами американо-пакистанских отношений.

Кроме того, после вывода американских войск из Афганистана Соединенные Штаты начнут терять рычаги влияния в этом регионе. Поэтому на данный момент возвращение Исламабада в статусе главного союзника - довольно серьезная задача для американцев. Ведь недавнее соглашение между Ираном и Пакистаном относительно большого газопровода, которое было подписано, несмотря на протест Америки, свидетельствует о потере влияния Вашингтона.

Тогда как бывшие союзники американцев - Пакистан, Афганистан и Ирак - становятся все больше связанными с Ираном, чем со США, и возвращение Первеза Мушаррафа к власти могло бы коренным образом изменить расстановку сил в этом регионе Азии.

Но пока бывшего президента подстерегают на родине многочисленные трудности. Хотя на президентском посту он боролся с исламскими экстремистами, которые сейчас продолжают набирать силу и бросили вызов государству, неизвестно, насколько его возвращение поднимет рейтинг политической партии Всепакистанская мусульманская лига, которую возглавляет отставной генерал Рашид Куреши.

Впрочем, похоже, Первез Мушарраф надеется, что его партия сможет предложить пакистанскому народу третий, альтернативный, вариант выбора. Поскольку немало избирателей уже разочаровались в Пакистанской народной партии под руководством супруга Беназир Бхутто - президента Асифа Али Зардари и в Пакистанской мусульманской лиге, возглавляемой бывшим премьер-министром Навазом Шарифом.

В Пакистане генерала Мушаррафа считают храбрым человеком, способным справиться со сложившейся критической ситуацией. За ним, как и раньше, - поддержка пакистанской армии, а при нынешнем положении дел в этой стране поддержка военных многого стоит. Генерал сможет играть важную роль в политике, поскольку он решительно настроен объявить войну терроризму и взять на себя ответственность за риски будущего Пакистана.

В значительной мере возвращение Первеза Мушаррафа является знаковым событием. В случае проигрыша его миссии, он добровольно обрекает себя на политическое самоубийство. Вместе с тем система, которая уравновешивала бы интересы этнических групп в Пакистане, явно нуждается в решительных и смелых лидерах, способных принимать общественно важные решения.

Мушаррафу по силам такая миссия. Он способен не только обернуть в пользу пакистанского народа политический и экономический потенциал своей страны, но и восстановить стратегически важные союзнические отношения с Соединенными Штатами, сильно пострадавшие при нынешнем руководстве.

Кроме того, только генерал Мушарраф может существенно ограничить влияние исламистов, которые за время правления "демократов" в Пакистане отбросили его далеко назад, посягая на права человека и силой навязывая средневековые законы шариата светским пакистанцам.

В целом же, это будут одиннадцатые, с 1962 г., выборы, обещающие стать для Пакистана знаковыми. Ведь впервые в истории страны, где военные трижды приходили к власти, может состояться законная передача власти от одного демократически избранного правительства к другому.

Как будет голосовать народ Пакистана? Какие факторы повлияют на его выбор - экономические, социальные или религиозные? Результаты этой кампании определят будущие отношения в регионе. А в Индии понимают, что, в зависимости от результатов выборов, будет нарастать или падать эскалация в Кашмире.

Эти выборы важны и для Ирана. Ведь если исламисты усилят свои позиции, это даст возможность Тегерану не только расширить свое влияние, но и способствовать распространению антизападной доктрины в регионе.

А в случае победы на выборах партии Первеза Мушаррафа у Соединенных Штатов появится шанс исправить ошибку Джорджа Буша-младшего. Ведь решение Буша подтолкнуть Мушаррафа к принудительной отставке оказалось катастрофическим для внешней политики Америки. Вследствие этого Пакистан сблизился с Китаем и вышел из-под контроля американцев.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что во время своего второго президентского срока Барак Обама определил Ближний Восток как один из приоритетов в деятельности нового госсекретаря США Джона Керри. Не исключено, что, учитывая важность Пакистана для геополитических интересов Америки и его ядерный статус, это государство также будет добавлено к перечню приоритетов.

Но чтобы понять, почему Пакистан все годы своего существования переживает такие землетрясения нестабильности, необходимо вспомнить обстоятельства, при которых эта страна вообще появилась на карте мира. Все мифотворчество вокруг "теории двух наций", к которой привело мусульманское завоевание Индии, и демонизацию индусов и сикхов. Негативы этой пропаганды и далее продолжают исчерпывать энергию Пакистана.

Ведь этнически и ментально пакистанцы - как и индусы, люди из Индийского субконтинента, однако их "разрывает пополам" несоответствие этнического и культурного происхождения и погружение в привнесенную извне исламскую религиозную среду. Оно требует от них совсем другого поведения и подавляет ментальные структуры их этнокультуры и сформированный тысячелетиями до мусульманского вторжения индийский национальный код.