UA / RU
Поддержать ZN.ua

Смерть олигарха

Двенадцатого января в 23:00 по местному времени в британском графстве Суррей в поместье Даунсайд бл...

Автор: Алексей Коваль

Двенадцатого января в 23:00 по местному времени в британском графстве Суррей в поместье Даунсайд близ городка Лезерхед перестало биться сердце самого богатого человека Грузии — 52-летнего Аркадия (Бадри) Патаркацишвили. По сообщению СМИ Бадри стало плохо прямо дома, в присутствии домочадцев и гостей. Он неожиданно упал и умер. Предварительное освидетельствование тела британскими патологоанатомами подтвердило первоначальную версию о том, что смерть была естественной. Через несколько недель будут получены данные токсикологической экспертизы. Еще ранее полиция установила, что в доме и на теле покойного нет следов радиоактивных элементов: проверка на радиоактивность была проведена в связи с гибелью в Лондоне Александра Литвиненко.

Впрочем, все это не исключает и версию о насильственной смерти грузино-российского олигарха. Британские власти сразу назвали скоропостижную смерть мультимиллионера подозрительной и передали следствие в ведение отдела по особо тяжким преступлениям. Впрочем, это обычная процедура для случаев смерти богатых людей или дел, которые вызывают в Великобритании политический резонанс. Сегодняшняя задача следователей — воссоздать последние 48 часов жизни покойного в мельчайших подробностях, чтобы подтвердить или опровергнуть предварительные выводы следствия, а также выяснить, могла ли смерть быть не естественной.

В пользу версии о насильственной смерти Патаркацишвили говорит многое. У олигарха было предостаточно противников и недругов. Последних — в России и Грузии. И не надо забывать, что у российских спецслужб богатый опыт проведения спецопераций, после которых жертва умирает «естественной» смертью. С другой стороны, Патаркацишвили странным образом связан с осенней трагедией 2006 года. Ведь именно главный подозреваемый в отравлении Литвиненко — Андрей Луговой, выдачи которого добивается Великобритания от Москвы, был другом олигарха и даже консультировал его по вопросам безопасности. Патаркацишвили никогда не верил, что Луговой причастен к гибели Литвиненко и защищал его от нападок британского правосудия.

Эти громкие дела напрямую ведут к Борису Березовскому: опальный олигарх оказался одним из последних людей, кто видел своего друга Бадри в роковой день. И одним из первых обнародовал версию о сердечном приступе и информацию о том, что за несколько часов до смерти Патаркацишвили жаловался на боли в сердце. Хотя, по заявлениям родст­венников и знакомых грузинского олигарха, он никогда не имел проблем с сердцем. Последние медицинские обследования, которые он проходил за несколько дней до кончины, также не давали оснований беспокоиться за его здоровье. «Он не страдал сердечными заболеваниями», — сказал личный врач Патаркацишвили Заур Киркитадзе.

В последние месяцы Патаркацишвили не раз заявлял о том, что на него готовят покушение власти Грузии. И в доказательство приводил аудиозапись, согласно которой «заказ» на него поступил из Тбилиси от чиновника МВД одному из чеченских боевиков — некоему Увайсу Ахмадову. Впрочем, как говорят сами чеченцы, Ахмадов был подставным лицом и вышел на заказчиков Патаркацишвили в Тбилиси по заданию самого Бориса Березовского или другого политэмигранта Ахмеда Закаева. Британцы обещают отработать и эту версию. Правда, отмечают, что покойный никогда официально не информировал Скотланд-Ярд об угрозе для его жизни. И в Британии обеспечивал свою безопасность сам, имея армию телохранителей из 120 человек. Однако, по данным газеты «Санди таймс», олигарх не чувствовал себя в безопасности.

В конце прошлого года Патаркацишвили бросил вызов нынешнему президенту Грузии Михаилу Саакашвили, и начал финансировать грузинскую оппозицию. Более того, он даже выставил свою кандидатуру на президентских выборах. Правда, к финишу пришел третьим с семью процентами голосов избирателей. Все это вызывало гнев грузинских властей, которые завели на него дело в подготовке государственного переворота. Но сам олигарх не раз заявлял, что является сторонником легальной борьбы с властями и незадолго до январских выборов инициировал создание в Грузии нового политического движения национально-демократической направленности.

Смерти Патаркацишвили хотели очень многие, но вместе с тем она не была выгодна практически никому. И к каким бы результатам ни привело дальнейшее расследование, очевидно, что в этой ситуации наиболее пострадавшими пока выглядят грузинские власти — они замораживали счета Бадри, лишили бизнеса в массмедиа и спорте, преследовали его ближайших сторонников и т.д. А в ситуации взаимных обвинений, которые часто позволяют себе грузинские власти и их политические оппоненты, смерть Патаркацишвили — удар по президенту Грузии Михаилу Саакашвили. Последнего в Тбилиси многие уже объявили чуть ли не прямым заказчиком смерти олигарха.

Саакашвили сегодня готовы припомнить все. И загадочную смерть премьер-министра Зураба Жвании. И уголовное дело о подготовке госпереворота, которое лишило возможности Патаркацишвили вернуться на родину. И жесткость мер при разгоне демонстрации седьмого ноября. Все эти события портят имидж современной Грузии, власти которой декларируют свою приверженность демократическим ценностям и надеются в ближайшие месяцы присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ).

Борьба за политическое наследство Патаркацишвили только начинается, и у многих будет много соблазна отхватить от него немного себе. Хотя как говорят многие в Тбилиси, он был слишком большой фигурой для маленькой Грузии, чтобы кто-то в этой стране смог его «приватизировать».