UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЛОВЕНСКИЙ РЕЦЕПТ

На этой неделе Киев посетил министр иностранных дел Республики Словения Димитрий Рупель. Единств...

Автор: Дмитрий Губенко

На этой неделе Киев посетил министр иностранных дел Республики Словения Димитрий Рупель. Единственным официальным достижением визита стало подписание соглашения об урегулировании международного автомобильного сообщения между Словенией и Украиной. Однако совершенно не этим надо измерять успех пребывания господина Рупеля в Украине.

Главным результатом визита можно считать сам факт установления контактов. Ведь в обеих странах пока что даже нет взаимных дипломатических представительств (интересы Словении в Украине представляет словенский посол в Будапеште, а украинские интересы в Словении — посол Украины, тоже в Венгрии), товарооборот между ними хотя и вырос в течение последнего года почти вдвое, но еще не соответствует потенциалу.

По мнению председателя Общества содействия торговым связям «Украина — Словения» Майи Мартыненко, едва ли не наиважнейший фактор, обусловливающий слабость экономических и торговых связей между Украиной и Республикой Словения, — несовершенство внутреннего украинского законодательства в инвестиционной и налоговой сферах. «Дает о себе знать и слабость договорной базы между двумя государствами: двусторонние договоренности, достигнутые в ходе встреч между официальными представителями Украины и Словении, являются или сугубо декларативными, или оставляющими вне регулирования многие аспекты двустороннего сотрудничества (в частности, избежание двойного налогообложения и т.п.), — говорит М.Мартыненко. — Положительное решение этих проблем будет содействовать интенсификации торгового оборота между нашими государствами. Как известно, словенский рынок способен удовлетворить внутренние потребности страны в сельскохозяйственной продукции лишь частично: семечки, зерновые и сахар приходится закупать на внешних рынках. Понятно, что ведущим партнером Словении в обеспечении ее внутренних потребностей в этой продукции может стать Украина, имеющая большой потенциал соответствующего производства. С другой стороны, у Словении значительный потенциал экспорта продукции деревообрабатывающей промышленности, на которую у нас большой спрос».

Один из болевых вопросов украинско-словенских отношений — отсутствие прямых путей сообщения. Решение именно транспортной проблемы обе стороны считают первоочередным. Кроме подписания уже упомянутого соглашения, предусматривающего обустройство международного транспортного коридора №5, соединяющего Триест, Любляну, Будапешт, Братиславу и Киев, Димитрий Рупель и министр иностранных дел Украины А.Зленко достигли договоренности о необходимости прямого железнодорожного сообщения между Киевом и Любляной. Это станет возможным после введения в действие железной дороги между Словенией и Венгрией (сегодня украинские поезда вынуждены проезжать через Хорватию). Ожидается, что в таком случае транспортные затраты уменьшатся на треть и активизируется товарооборот. В ближайшее время будут проведены переговоры по упрощению визового режима.

Можно констатировать и активизацию диалога в политической сфере. В Киеве состоялась встреча Д.Рупеля с Президентом Украины Л.Кучмой, во время которой было замечено, что изменения, произошедшие в мире после 11 сентября, повлияли и на украино-словенские отношения. Дополнительный импульс этим отношениям должен придать официальный визит в Украину президента Республики Словения Милана Кучана, запланированный на начало 2002 года, а также визит премьер-министра Украины Анатолия Кинаха в Словению.

Возможно, такое оживление сотрудничества будет содействовать тому, что рядовые украинцы больше узнают об этой бывшей югославской республике, информации о которой у нас совсем мало. В Украине привыкли «завидовать» маленьким центральноевропейским странам: дескать, чем меньше территория и население, тем меньше и проблем, да и к Европе они ближе даже географически.

Рациональное зерно в этих суждениях, наверное, есть, однако немногие стараются проанализировать причины успеха той самой Словении, которая по территории (20273 кв.км), примерно, как Волынская область, а по численности населения (1,96 млн. человек) — как Винницкая. Возможно, словенские рецепты помогут Украине преодолеть наконец изнурительный «переходный» этап, в этой небольшой балканской стране уже завершенный. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Словения согласовала с Европейским Союзом 21 критерий вступления из 29, позволяющий словенцам надеяться на присоединение их страны к ЕС уже в 2004 году.

Но путь Словении к ЕС не был легким: стране пришлось воплотить в жизнь немало реформ, которые Украина лишь планирует. Например, поскольку демографическая ситуация там сложная (один пенсионер условно приходится на 1,65 трудоспособного лица), Словения провела пенсионную реформу, предусматривающую повышение пенсионного возраста. Следовательно, 1 января 2000 года возраст выхода на пенсию в Словении был повышен с 56 с половиной лет до 63-х для мужчин и 61 года для женщин. Новая пенсионная система внедрялась постепенно, с учетом интересов всех социальных групп.

В свете последних событий в военном ведомстве Украины наше государство могло бы воспользоваться словенским опытом в сфере гражданского контроля над вооруженными силами. Министром обороны Словении всегда было гражданское лицо, а председателем парламентского оборонного комитета — представитель оппозиции. Между прочим, в следующем году Словения надеется присоединиться к НАТО на Пражском саммите этого военно-политического блока.

Бесспорно, Словения имеет огромный опыт евроинтеграции, и доктор Рупель щедро делился им на «круглом столе» «Украина и Словения: состояние и перспектива двустороннего сотрудничества в контексте европейской и евроатлантической интеграции», состоявшемся в Киево-Могилянской академии.

Особое внимание словенский министр советовал обратить на конфликтные ситуации между ЕС и его страной, опытом решения которых Украина могла бы воспользоваться в будущем. Да, на время подписания соглашения об ассоциированном членстве в ЕС очень болезненным для словенцев был вопрос собственности (в частности, на землю), поскольку были опасения относительно «покупательных» намерений их более богатых соседей. Проблему решили с помощью тогдашнего главы внешнеполитического ведомства Испании Хавьера Соланы, посоветовавшего словенцам ввести трехлетний ценз обязательного проживания для желающих приобрести в Словении землю или имущество. Впрочем, заметил господин Рупель, после присоединения к ЕС эти ограничения все равно будут упразднены.

Сегодня же для Словении актуально свободное передвижение граждан новых стран-членов ЕС в границах союза, которое Австрия и Германия ограничат на «переходный» период. Простые жители негодуют, считая эти ограничения несправедливыми, поскольку Словения сейчас является страной иммиграции, а не эмиграции (ежедневно из страны выезжает 11—12 тысяч человек, в то время как въезжает около 30 тысяч).

Но словенцы считают, что станут жить лучше, когда присоединятся к Европейскому Союзу. Ведь это будет означать выход Словении на огромный рынок с почти 300 миллионами потребителей, а также доступ к европейским капиталам и технологиям.

Украинцам остается надеяться на развитие контактов между обеими странами. Господин министр на протяжении своего визита в Украину неоднократно делал акцент на языковой и культурной общности наших стран. Ведь Словения хоть и более западная, но все-таки славянская страна, и ее советы особенно ценны для украинцев.

Здесь уместно будет процитировать Димитрия Рупеля: «Мы спотыкались на каждом камне, который только можно вообразить на дороге к Европейскому Союзу. И мы можем рассказать вам о каждом из этих камней».

В самом деле, перед Украиной лежит длинная дорога с многочисленными «камнями»-препятствиями. Но для того чтобы воспользоваться словенскими советами и рецептами, нужно сделать по крайней мере первый шаг — подать в Брюссель заявку на вступление в ЕС.