UA / RU
Поддержать ZN.ua

Словакия возвращается к социализму?

После двух лет пребывания в оппозиции словацкие социалисты возвращаются на властный олимп в Братиславе.

Автор: Якуб Логинов

После двух лет пребывания в оппозиции словацкие социалисты возвращаются на властный олимп в Братиславе. На досрочных парламентских выборах, состоявшихся 10 марта, оппозиционная партия «Смер - социальная демократия» Роберта Фицо набрала аж 45%, а правящие партии потерпели сокрушительное поражение. «Смер» получил более половины кресел в парламенте (83 из 150 возможных) и завоевал власть, о которой его предшественники могли только мечтать.

Эти выборы и их результаты особые. По многим причинам. Во-первых, они происходили в атмосфере мощного коррупционного скандала, известного под названием «Горилла». Во-вторых, еще никогда в истории независимой Словакии никакая партия не получала такого большинства кресел в парламенте, которое сейчас имеет партия Роберта Фицо. Даже Владимир Мечиар, правивший Словакией в 1992-1998 годы в авторитарном стиле, должен был делиться властью с коалицией. А Роберт Фицо, который теперь второй раз станет премьером, не только может править самостоятельно, к нему также благосклонен президент, а его оппоненты - это разбитая и слабая оппозиция. Так что сегодня победу Роберта Фицо на парламентских выборах приравнивают к победе венгерского премьера Виктора Орбана.

Нестабильность кабинета Радичовой

Правоцентристский кабинет Иветы Радичовой продержался у власти лишь половину каденции, а последние четыре месяца работал с ограниченными компетенциями. Причин досрочных выборов было несколько, в частности то, что коалиция, созданная из шести политических субъектов с весьма разными программами, имела лишь минимальное большинство в парламенте. Критических моментов в жизни предыдущей коалиции было много, а окончательно она распалась в октябре 2011-го во время голосования касательно плана спасения евро.

Одна из провластных партий, либеральная «Свобода и солидарность» Рихарда Сулика, была категорически против помощи обанкротившейся Греции. Другие партии коалиции, как и сама Ивета Радичова, также были настроены скептически, однако не настолько, чтобы Словакия своим вето заблокировала европакет. Окончательно словацкий парламент ратифицировал соглашение благодаря взаимопониманию между Радичовой и тогда оппозиционным «Смером» - ценой был распад коалиции и роспуск парламента.

На время объявления досрочных выборов рейтинги указывали на победу социалистов. Однако не исключалось, что результат гонок будет, в конце концов, в пользу правых. Мало того, политики крупнейшей властной партии - СДХУ (Словацкая демократическо-христианская уния) рассчитывали на то, что после выборов удастся создать более стабильную коалицию с Микулашем Дзуриндой на посту премьера, и без «проблемных партий» - либералов Сулика и фракции «Обычные люди» Матовича.

Так действительно могло быть, если бы не мощный коррупционный скандал «Горилла», который «перепахал» политическую сцену Словакии.

Словакия в руках большой обезьяны

Информация о секретной операции словацких спецслужб появилась в Интернете в декабре 2011 года. Речь шла о записях разговоров руководящих политиков коалиции и оппозиции с их бизнес-спонсорами, из которых следовало, что словацкие политики фактически были марионетками в руках олигархов.

Операция «Горилла» осуществлялась в 2005-2006 годы, то есть под конец правления Микулаша Дзуринды. Его кабинету Словакия обязана модернизационным и евроатлантическим рывком после печальных лет авторитарного «мечиаризма». Однако и это правление имело свою темную сторону. Еще до этого скандала многие публицисты критиковали Дзуринду за коррупцию и непрозрачность. А в реформах людям не нравилось то, что они, предоставляя чрезмерные преференции крупным корпорациям, ставили на проигрышные позиции малый и средний бизнес.

Обнародованные материалы подтвердили, что в этот коррупционный скандал были вовлечены представители практически всех политических сил. К немногочисленным исключениям можно причислить хадэков (Консервативно-христианское движение), которые и стали на этих выборах крупнейшей правой политической силой. Вне каких-либо подозрений и премьер Ивета Радичова. (Хотя, в конце концов, сама Радичова стала премьером благодаря коррупционному скандалу в ее партии весной 2010 года, вследствие которого Микулаш Дзуринда и другие скомпрометированные политики должны были отойти на задний план.)

После обнародования дела «Горилла» по всей Словакии прокатилась волна невиданных прежде протестов. На этом фоне выростали новые политические субъекты, например, популистский «Рух 99%», который, однако, не попал в парламент. Следует заметить, что словаки до сих пор терпеливо воспринимали все политические нелады, а вершиной общественного недовольства было нарекание на власть за бокалом пива в кругу друзей.

Избирателям социалистов коррупция не мешает

И вследствие скандала «Горилла» сокрушительные потери претерпели именно правые, тогда как «Смер» одержал убедительную победу. И это при том, что избиратели считали его не менее коррумпированным, чем правые и центристские партии. Почему тогда словацкие «возмущенные» голосовали именно за социалистов, а не за один из новых политических субъектов, которые возникли на волне общественного недовольства?

Причина в том, что после серии коррупционных скандалов («Горилла» была далеко не первым) словаки не верят уже никому. Поэтому популярные лозунги вроде «мы еще не были у власти, а следовательно, мы честные» уже не срабатывают. Как утверждают социологи, избиратели с левыми взглядами обращают внимание на коррупцию меньше, и потому голосовали по принципу «воруют все, но социалисты, по крайней мере, хоть что-то оставят народу».

Важно и то, что правых словаки ассоциируют с болезненными реформами и урезыванием государственных затрат для уменьшения дефицита, что каждый мог ощутить на себе. С другой стороны, во времена Роберта Фицо (2006-2010 гг.) резко возросли дефицит и задолженность. Однако люди этого не ощутили, потому что правительство тогда отменило плату за визит к врачу, отказалось от предыдущих планов ввести платное высшее образование, повысило минимальную зарплату и социальные привилегии.

Тем временем два года правления Радичовой слишком мало, чтобы люди смогли ощутить положительный эффект реформ, которые, в конце концов, не были такими амбициозными, как при Дзуринде. Так что возвращение Фицо многие ассоциируют со стабильностью и безопасностью. К тому же в трудные времена глобального экономического кризиса есть спрос на сильных лидеров с характером, которые «наведут порядок». И именно таким для многих избирателей является имидж Фицо.

Каковы прогнозы?

На данный момент о составе будущего правительства трудно сказать что-то большее, чем то, что его возглавит лидер «Смера» Роберт Фицо. Большей частью правительство будет состоять из лиц, занимавших министерские должности в его первом кабинете, то есть в 2006-2010 годах. Однако тогда часть менее важных министерских кресел занимала коалиция (националисты от Яна Слоты и «мечиаровцы»), которая сегодня оказалась вне парламента.

По сравнению с правительством Радичовой новый кабинет точно будет более стабильным и решительным. Словакия в период премьерства Фицо будет поддерживать все инициативы, связанные с сохранением евро, помощью для Греции, других евробанкротов и усилением интеграции еврозоны. Исходя из опыта 2006-2010 годов, когда эта партия находилась у власти, можно предвидеть, что в зарубежной политике Словакия вернется к концепции стратегического партнерства с Россией.

К сожалению, это может иметь негативные последствия для украинско-словацких отношений, которые в 2006-2010 годах были довольно холодными, чтобы не сказать - напряженными. Вспомним газовый конфликт 2009 года, когда тогдашний премьер-министр Роберт Фицо выступал однозначно на стороне России и многое сделал для того, чтобы ослабить переговорную позицию Киева и ухудшить имидж Украины в Европе. Однако состояние украинско-словацких отношений в большой степени будет зависеть от личности будущего министра иностранных дел. Если эту должность займет Мирослав Лайчак, можно ожидать нормализации отношений, чего не скажешь о других кандидатах на эту должность.

Конфликт может возникнуть и на венгерском направлении. Тем более что против сильного Роберта Фицо будет действовать не менее сильный лидер Виктор Орбан. Здесь большую роль сыграет личная антипатия между двумя лидерами и их желание показать своим избирателям, кто из них «круче». Но словацко-венгерское напряжение на этот раз будет иметь более цивилизованный вид, чем в 2006-2010 годах. Прежде всего потому, что с политической сцены ушли бывшие члены коалиции «Смера» - националисты во главе со скандальным Яном Слотой. Другое дело, что, в отличие от предыдущей каденции Фицо, позиция Словакии по сравнению с кризисной Венгрией значительно усилилась. И это будет сдерживать Виктора Орбана от курса на конфронтацию с Братиславой.

Победа «Смера» означает также практический распад Вышеградской четверки, которая в последние годы проявляла свою активность прежде всего на восточном направлении. Трудно будет говорить об общих интересах стран В-4, когда три из них настроены на укрепление независимости Украины, Беларуси и Молдовы от России, а четвертая, Словакия, наоборот, будет считать себя адвокатом Москвы в Центральной Европе.

Что касается экономики, то здесь Роберт Фицо уже провозгласил курс на социальную политику. Можно ожидать изменений в трудовом кодексе в пользу работников и ликвидацию единой ставки налога, до сих пор считавшуюся символом словацкого «экономического чуда» и реформ Дзуринды. Напомним, что ради сохранения положительного имиджа страны предыдущее правительство Фицо таки оставило единый налог (19% для всех), хотя он однозначно противоречит программе социалистов. На этот раз должно быть иначе: самый высокий налог станут платить лица с большими доходами (предлагается ставка 25%), корпорации (22%) и банки. Однако более подробный прогноз можно будет сделать в начале апреля, после первого заседания нового парламента.