UA / RU
Поддержать ZN.ua

Словакия в политическом кризисе: начало конца влиятельного вице-премьера

Отставка вице-премьера Калиняка и выселение премьера Роберта Фицо из элитных апартаментов, владельцем которых является олигарх, обвиняющийся в коррупции, - это основные требования оппозиционных партий "Свобода и солидарность" и "Обычные люди и независимые личности".

Автор: Якуб Логинов

Отставка вице-премьера Калиняка и выселение премьера Роберта Фицо из элитных апартаментов, владельцем которых является олигарх, обвиняющийся в коррупции, - это основные требования оппозиционных партий "Свобода и солидарность" и "Обычные люди и независимые личности".

Оппозиция уже третий месяц проводит масштабные демонстрации в центре Братиславы и Кошице - это реакция на самый крупный коррупционный скандал со времен аферы "Горилл" в 2011 г. Именно в такой атмосфере проходит и третий месяц председательства Словакии в ЕС, в рамках которого 16 сентября состоялся неформальный саммит в Братиславе, посвященный будущему ЕС после Brexit.

Второе самое влиятельное лицо в государстве

Первые сообщения в СМИ о возможной коррупции с участием влиятельного вице-премьера и министра внутренних дел Роберта Калиняка появились уже в начале 2016 г., - об этом писал экономический еженедельник "Тренд". Но вплоть до июня это мало кого беспокоило. Словаки уже привыкли к многочисленным коррупционным скандалам, которые являются следствием масштабной олигархизации страны и органического объединения политики и крупного бизнеса. Оппозиция и многие СМИ уже давно говорили о Калиняке как о символе всего, что в политике "Смера" является наихудшим: кроме его связей с одиозными олигархами, министра обвиняли также в использовании силовых структур для реализации партийных и деловых интересов. Примером этого стала бездеятельность следователей в расследовании коррупционных скандалов с участием связанных со "Смером" бизнесменов и их чрезвычайная активность в делах против оппозиции (в частности, против лидера "Обычных людей" Игоря Матовича).

Тем временем Калиняк не только был рад доверию партийных структур и самого премьера Роберта Фицо, но и был очень популярен среди социал-демократического электората (на каждых выборах набирал свыше 200 тыс. голосов, лучший результат в списке "Смера" был только у Фицо). Калиняк занимал должность вице-премьера и министра внутренних дел во всех трех кабинетах Роберта Фицо (2006–2010, 2012–2016 гг. и в нынешнем правительстве, созданном в апреле 2016 г.). За это время он стал фактически вторым по влиятельности лицом в государстве. Его реальная власть значительно превышает формальное влияние первого и второго лица в государстве - президента Андрея Киска и спикера Андрея Данко.

Поначалу казалось, что очередные обвинения Калиняка в коррупции нисколько не угрожают его позиции. Но случилось иначе. В этом сыграл свою роль 26-летний Филип Рибанич, которого уже окрестили "словацким Сноуденом".

Рибанич - помощник депутата оппозиционной "Свободы и солидарности" Йозефа Райтара и одновременно работник банка "Татра", в котором свои счета есть у Роберта Калиняка и бывшего политика "Смера" олигарха Яна Почиатека. В июне Рибанич нелегально скопировал и передал СМИ (нарушая банковскую тайну) выписку со счета вице-премьера - неопровержимое доказательство того, что Калиняк получил 26 тыс. евро от бизнесмена Ладислава Баштернака, которого обвиняют в финансовых махинациях с ненадлежащим возвратом НДС. Ранее Калиняк отрицал свою причастность к Баштернаку, а после обнародования его банковской информации вынужден был признать, что все же получил этот перевод.

Конец иллюзий

Дело было настолько очевидным, что сначала отставки Калиняка добивалась не только оппозиция, но и многие политики "Смера". Среди них - евродепутаты Борис Зала (один из соучредителей партии) и Моника Флашикова-Беньова, которые продолжают призывать партию избавиться от политика, прежде чем тот потянет всех на дно. Зала и Флашикова-Беньова приводят при этом пример партий бывших премьеров -Движения за демократическую Словакию Владимира Мечиара и Словацкой христианско-демократической унии Микулаша Дзуринды, которые, как и ныне "Смер", когда-то казались вечными и мощными, а затем отошли на задворки истории.

Но после бурных дискуссий "Смер" все же решил защищать своего министра до последнего. По словам оппозиционного политика Данела Липшица, - из-за боязни, что в случае отставки Калиняка всплывут другие неприятные для политиков дела, вследствие чего многие влиятельные лица могут оказаться за решеткой. А пример Чехии и Румынии, где в течение последних лет за коррупцию посадили многих политиков, свидетельствует, что эти опасения не напрасны.

Вместе с тем Калиняка поддержали также коалиционные партнеры: националисты и "Мост-Гид" (партия мадьярско-словацкого согласия). Для многих этот факт был самым большим разочарованием, ведь у членов партии "Мост-Гид" был имидж последних, кто еще верит в принципы в политике. Лидер "Моста", этнический мадьяр Бела Бугар, был для многих словаков авторитетом благодаря принципиальной борьбе за соблюдение прав человека и против коррупционной патологии в политике. Именно потому за эту партию голосовали этнические словаки, которым не нравится "Смер", - несмотря на то, что "Мост" прежде всего представляет интересы мадьярского национального меньшинства. Многие избиратели "Моста" воспринимали вхождение этой партии в коалицию с недавним врагом Фицо как измену. Но им объяснили, что это было меньшее зло, а широкая коалиция - единственный способ поставить заслон экстремистам.

Участие "Моста" в коалиции давала надежду, что эта партия будет смотреть за "Смером" в оба и не допустит такого наглого беспредела связанных со "Смером" олигархов, которое наблюдалось в предыдущей каденции. Иллюзии закончились быстрее, чем можно было ожидать. Бела Бугар и другие политики "Моста" не воспользовались возможностью и не добивались отставки Калиняка, несмотря на то, что дискуссия об этом велась даже внутри "Смера". Так же лояльно повели себя политики четвертой коалиционной партии - "Сети", которая, тем не менее, заплатила за это фактическим исчезновением, о чем речь пойдет дальше.

При дальнейшем расследовании скандала "Калиняк-Баштернак" стало известно, что к делу причастен также сам Роберт Фицо. Премьер живет в элитных апартаментах в центре Братиславы, принадлежащих Баштернаку, и платит олигарху арендную плату значительно ниже рыночной. Что любопытно, сам дом возник в атмосфере скандала - с нарушением местных планов застройки, которые допускают в этом месте строительство только небольших домов, и вообще есть рекомендации оставить там парк.

Оппозиция говорит прямо: в действительности дом принадлежит Роберту Фицо и является формой взятки, полученной за "крышевание" Баштернака. Поэтому, кроме самой отставки вице-премьера Роберта Калиняка, "Обычные люди и независимые личности" и "Свобода и солидарность" добиваются выселения премьера из этого дома. Тем более, что как глава правительства он имеет право на государственную виллу - правда, не такую роскошную, как апартаменты "Бонапарте".

Реконструкция правительства

В стране уже третий месяц продолжаются протесты с требованием отставки Калиняка и выселения Фицо из "Бонапарте", причем звучат также требования отставки всего правительства. Демонстрации проводятся каждый понедельник в Братиславе, и нерегулярно - в других городах, больше всего - в Кошице, т.е. в "восточной столице", втором по величине городе Словакии. До украинского Майдана им далеко, но это самые масштабные политические протесты с осени 2011 г., когда десятки тысяч словаков протестовали против тотальной коррупции политиков в связи с тогдашним скандалом "Горилл".

Однако протесты не дали желаемого для оппозиции результата. Калиняк не отступает, Фицо не выселяется. Но до реконструкции правительства все же дошло - и это через четыре месяца после его создания.

Как мы уже писали, весной 2016 г. третье правительство Роберта Фицо создало четыре партии: "Смер", Словацкую национальную партию, "Мост-Гид" и "Сеть". Последняя - новый политический проект, эффект чрезвычайно хорошего избирательного результата ее бывшего лидера Радослава Прохазки, который на президентских выборах 2014 г. получил 20% и занял третье место. Этого мало, чтобы попасть во второй тур, но достаточно, чтобы использовать капитал доверия для создания новой партии с амбициями прихода к власти.

Еще год назад Прохазку называли "новой надеждой словацкой политики" и "будущим премьером", самым серьезным конкурентом для Р.Фицо. До самых выборов "Сеть" была абсолютным лидером рейтингов среди партий тогдашней оппозиции.

Получилось иначе - на выборах в марте 2016 г. "Сеть" получила всего 5,6% и последней преодолела 5-процентный избирательный барьер. И хотя вся идея "Сети" была построена на том, чтобы стать противовесом для "Смера", Прохазка после выборов согласился вступить в коалицию со своим давнишним врагом, не потрудившись дать хоть какие-нибудь внятные объяснения. И это в ситуации, когда велись разговоры о создании альтернативного кабинета Рихарда Сулика (лидера либералов из "Свободы и солидарности"), у которого тоже были шансы получить вотум доверия. К тому же Прохазка даже не пытался играть на время и выторговать для своей партии хоть какие-нибудь весомые дивиденды, - хотя без его 10 депутатов у коалиции не было бы большинства. Он удовлетворился только одним министром (транспорта), и, как оказалось, ненадолго.

Политики и избиратели "Сети" восприняли коалицию со "Смером" как измену. Партию сразу оставили несколько депутатов, правда, они сложили мандаты, и потому их места заняли следующие из списка, что позволило коалиции сохранить минимальное большинство. Но избиратели этого союза с Фицо не простили: рейтинги "Сети" упали до 1–2%.

Летом стало очевидно, что это тенденция: в августе партию оставили почти все ее депутаты. После этого премьер Роберт Фицо провозгласил, что больше нет нужды реанимировать труп: мол, "Сети" уже нет, надо подписать новое коалиционное соглашение. Так и произошло: в конце августа обновленный коалиционный договор подписали уже не четыре, а три партии: "Смер", СНС (националисты) и "Мост" (мадьяры). Министр транспорта Роман Брецели, заменивший Прохазку на должности нового главы уже почти упокоившейся "Сети", утратил министерскую должность - ее занял представитель усиленного "Моста". Мадьяры и националисты с готовностью поделили между собой остальные должности - вице-министров и чиновников, уволившихся после исчезновения коалиционного партнера.

Это не конец истории, а лишь ее начало. Словакию в ближайшие месяцы, вероятно, ждет еще не один политический кризис и реконструкция правительства, возможно, даже досрочные выборы. Интересные времена в словацкой политике только начинаются.