Первым, кто в своем литературном творчестве обратился к теме биологических диверсий, был, наверное, известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. В одном из своих рассказов он описал последствия действий обузданного чувством безграничной мести одиночки-маньяка, похитившего в исследовательской лаборатории пробирку с вирусом неизвестной болезни и вылившего ее содержимое в водохранилище, обеспечивающее питьевой водой британскую столицу. Волею случая в пробирке оказался разработанный учеными в строжайшей тайне препарат, заставляющий человека говорить исключительно правду. Последствия теракта оказались ужасными. Лондон охватила настоящая эпидемия правдолюбия. При этом пострадали не только полицейские участки, осаждаемые раскаявшимися преступниками. Подорванными оказались сами основы существования Британской империи — политические (пристыженные парламентарии и члены кабинета министров массово слагали с себя полномочия), экономические (банки и магазины закрывались — их владельцы отказывались наживаться на своих клиентах) и международные (дипломаты стали говорить своим зарубежным коллегам то, что они думают на самом деле).
Создавая свои произведения, Уэллс, конечно, не мог предвидеть, что через сто лет его потомки будут охвачены настоящим ужасом перед угрозой стать жертвами террористического акта с использованием биологического оружия — асимметричным ответом мусульманских фанатиков, а слово «антракс» войдет в число наиболее употребляемых абсолютно всеми слоями западного общества.
Первой жертвой биологической атаки террористов стал 63-летний сотрудник таблоида «Сан» Роберт Стивенс, две недели назад скончавшийся в больнице от заболевания, носящего жутковатое название «сибирская язва», по-английски «антракс». Аналогичный диагноз был поставлен и его коллеге, затем заболело еще несколько человек, в том числе и семимесячный ребенок. И хотя сегодня заболевших можно пересчитать, так сказать, по пальцам одной руки, весь западный мир неожиданно осознал невеселую перспективу — сегодня любой человек может оказаться жертвой биотеррористов. Злоумышленники выбрали довольно эффективный способ распространения смертоносных вирусов. В качестве носителей своего биооружия они используют почтовые конверты, рассылая их по адресам известных политиков, журналистов, печатных изданий и телекомпаний.
В минувший понедельник президент США Джордж Буш заявил, что офис лидера демократического большинства в сенате Тома Дэшла получил конверт, в котором содержались бактерии сибирской язвы. Споры этой болезни были обнаружены у более чем 30 сотрудников офиса американского сенатора. Кроме того, их нашли и в системе вентиляции здания, где проходят заседания верхней палаты американского парламента. Высший законодательный орган Соединенных Штатов вынужден был прервать на неделю свою работу.
На днях французская полиция в связи с опасностью заражения сибирской язвой эвакуировала три общественных здания в Париже. Около 30 человек были направлены в больницу для медицинского обследования. По словам официальных лиц, некоторые расположенные во французской столице учреждения получили по почте конверты с подозрительным порошком белого цвета. Среди них — исследовательский центр «Коллеж де Франс», министерство финансов и одно из государственных кредитных учреждений.
В это же время была опечатана часть здания канадского парламента, после того как на руках одной из работающих в его офисах женщин появилась сыпь. Перед этим она вскрыла конверт, в котором содержался какой-то белый порошок. В австралийской столице были эвакуированы люди из более десятка зданий, включая консульства США и Британии, после того как их сотрудники получили конверты с белым порошком. Такие же конверты были получены почтовыми службами международного аэропорта Вены, а также различных учреждений бельгийской столицы.
Сообщения о «белом порошке», срочных анализах, эвакуации офисов и массовых проверках поступали из разных стран мира — от Бразилии до Германии, от Японии до Австралии. Но все сообщения о тревогах оказались ложными.
В самих США, по данным ФБР, ежедневно поступает до двух тысяч звонков, так или иначе связанных с сибирской язвой. Несмотря на то что практически все сообщения оказываются пустыми, Вашингтон серьезно обеспокоен расползающейся паникой, а директор ФБР пообещал привлекать к суду любого «шутника», который спровоцирует ложную тревогу.
Глава недавно созданного комитета национальной безопасности США Том Ридж заявил, что пока нет твердых данных, которые позволили ли бы связать вспышку заболевания с «террористом номер один». Однако, по его мнению, власти США на данный момент должны исходить из того, что зарегистрированные случаи заболевания сибирской язвой связаны с Усамой бин Ладеном. Поэтому Ридж уверен, что в ближайшие недели администрация Соединенных Штатов будет рассматривать угрозу биотерроризма как приоритетную.
Тем временем американские следователи обнаружили сходные черты в почерках на конвертах, содержащие бактерии сибирской язвы, отправленных в Нью-Йорк, Вашингтон и во Флориду, но не получили доказательств теории «организованного биотерроризма». В то же время они надеются, что это может помочь им найти отправителей заразы. И хотя американские власти в целях предотвращения паники всеми силами стараются оттянуть момент признания о связи главного террориста планеты с биологической атакой на США, мало кто в мире сомневается в том, что письма со спорами антракса являются ничем иным, как асимметричным приветом от бин Ладена.
Специалисты признают, что бацилла сибирской язвы может служить биологическим оружием как террористу-одиночке, так и группе, притом — с большей вероятностью, чем многие другие бактерии. Поэтому сегодня на повестке дня стоят два вопроса — легко ли эту бациллу вырастить и насколько действенным является это оружие?
Оказывается, изучена бацилла недостаточно — просто потому, что болезнь сегодня является большой редкостью. Всем запомнилась трагедия 1995 года в токийском метро, когда террористы-фанатики прибегли к смертоносному отравляющему газу. Меньше известно, что та же группа по крайней мере восемь раз пыталась заразить население Токио сибирской язвой. Пыталась, но не смогла, — случаев заболевания зарегистрировано не было. Наоборот, случайная утечка бациллы сибирской язвы в 1979 году из советской военной лаборатории в городе Свердловске (ныне Екатеринбург) привела к вспышке эпидемии, унесшей жизни 68 человек. Так что бывает по-разному. И на основании приведенных примеров судить об убойной силе сибирской язвы как оружия — затруднительно.
Выращивать бациллу не очень легко, но многим странам это под силу. В 1990-е годы считалось, что 17 стран располагают биологическим оружием или средствами для его изготовления. А вот одиночки или группы, полагают некоторые специалисты, могут с этим не справиться. Необходима не только сама бацилла для ее разведения в лаборатории, но еще и весьма непростая техника.
Однако нельзя исключать, что группа, располагающая нужными связями, эти трудности преодолеет. По мнению экспертов по биологическому оружию, для человека, освоившего основы микробиологии и биотехнологии, решить такую задачу совсем не трудно. К тому же препараты с бациллой могут храниться долгое время, не портясь.
Наиболее действенный способ распространения бациллы — распыление в воздухе с тем, чтобы потенциальные жертвы ее вдыхали и заболевали самой тяжелой — легочной — формой сибирской язвы. Но как раз этого достичь непросто. В прессе публиковалась информация о том, что террористы, совершившие злодеяние 11 сентября в Нью-Йорке, интересовались сельскохозяйственными самолетами-распылителями, то есть, по-видимому, изучали возможности распространения биологического оружия. Но в конце концов они все же отдали предпочтение опыту японских камикадзе.
От легочной формы сибирской язвы умирает 90% больных. Применение антибиотиков на ранней стадии болезни снижает смертность до 80%. Но эффективность язвы как оружия зависит от количества распространяемых бацилл и способа распространения. По некоторым оценкам, 100 кг бациллы, рассеянные над Вашингтоном, убьют от 130 тысяч до трех миллионов человек. Однако такое количество бактериальной культуры не так-то просто изготовить. Кроме того, бациллы будут оставаться в воздухе лишь некоторое время, определяемое погодными условиями, а затем осядут на землю.
Смогут ли они вновь стать смертоносными, если их вместе с пылью поднимет ветер, достоверно неизвестно. Свердловская эпидемия свидетельствует о том, что вряд ли такое возможно. Меры по обеззараживанию там почти не принимались, а последующие случаи заболевания не зарегистрированы. Наконец, следует отметить, что эффективность антракса снижается тем, что болезнь эта не заразна.
Что же касается рассылаемых по почте бактерий, то эксперты, их исследовавшие, пришли к выводу — эта разновидность сибирской язвы является весьма опасной, и над ее созданием, похоже, работали профессионалы. По словам источников в правительстве США, предварительное тестирование показало, что порошок состоит из весьма мелких частиц и может быть легко распылен в воздухе. Это значительно усиливает его потенциал как оружия массового поражения.
Тем не менее террористы прекрасно понимают: вызвать серьезную эпидемию с помощью рассылки зараженной почты им не удастся. Поэтому они рассчитывают больше на психологический эффект. Конверты со спорами сибирской язвы присылают как раз тем людям, которые больше всего будут об этом кричать: журналистам, в редакции газет и на телестудии. Речь, очевидно, идет о чрезвычайно умело и умно организованном биологическом теракте, ведь панику и хаос вызывает не столько действие самого «биологического агента», сколько раскручивание в СМИ последствий его применения.
И, наконец, еще один момент. Судя по всему, американцы не прочь найти виновных в истории с сибирской язвой среди бывших советских республик. В западной прессе муссируются слухи о том, что официальные лица в США всерьез рассматривают возможность причастности к передаче боевых вирусов радикальным режимам некоторых ученых из бывшего Советского Союза, работавших на военно-промышленный комплекс.
Они напоминают, что советская, а затем и российская программа по производству боевых отравляющих веществ была настолько обширна, что в ней, к моменту ее официального прекращения, были заняты около 70 тысяч человек. Среди прочих исследований велась и разработка спор сибирской язвы, устойчивых к действию антибиотиков. Однако такие предположения вряд ли имеют под собой серьезные основания. Если рассылка конвертов с белым порошком — дело рук бин Ладена, то боевые отравляющие вещества его люди вполне могли получить в других странах, значительно более близких им и географически, и идеологически.