UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКОЛЬКО СТОИТ СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ?

Один из самых авторитетных и влиятельных республиканцев страны, Джек Кемп, бывший профессиональн...

Автор: Юрий Александров

Один из самых авторитетных и влиятельных республиканцев страны, Джек Кемп, бывший профессиональный футболист, конгрессмен и министр, а ныне лидер республиканского движения «За сильную Америку» и, по словам корреспондента либеральной «Нью-Йорк таймс» Нила Льюиса, «апологет консервативных экономических теорий», считался чуть ли не самым реальным избранником Республиканской партии в предстоящей борьбе за Белый дом.

Однако 30 января 59-летний Кемп официально объявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на президентских выборах 1996 года, так как больше всего ему претит заниматься сбором денег в избирательный фонд. На встрече с журналистами в Вашингтоне Кемп уточнил, что ему нужно было бы набрать от 15 до 20 млн. долларов, причем начать этот процесс немедленно. «Моя одержимость идеями не равняется страсти к партийной или избирательной политике», — сказал Джек Кемп и добавил, что по ходу предвыборной кампании не собирается говорить то, чего ждут от него основные жертвователи.

Впрочем, первым козырем из претендентской колоды республиканцев выпал бывший министр обороны Дик Чейни, заявивший об этом 3 января. Незадолго до этого Чейни позвонил одному из своих основных финансовых доноров, флоридскому миллионеру Мелу Семблеру, и ввел его в курс дела. За несколько следующих часов, вспоминает Семблер, ему звонили бывший теннессийский губернатор Ламар Александер, сенатор от Техаса Фил Грэмм и его коллега от Пенсильвании Арлен Спектер. Все трое — также реальные участники избирательной гонки республиканцев будущего года. Четвертый возможный участник — бывший вице-президент Дэн Куэйл — позвонить не смог, так как приходил в себя после операции, но через три дня Мел Семблер поговорил по телефону и с Куэйлом, и с лидером республиканского большинства в Сенате Бобом Доулом, который также намерен бороться за Белый дом.

В итоге Семблер отдал предпочтение Ламару Александеру. После решения Кемпа флоридский миллионер сам сел на телефон и помог убедить нью-джерсийского бизнесмена Лоуренса Бетгейта, основного жертвователя в кемповский избирательный фонд, переключиться на Александера. В конце прошлой недели «Нью-Йорк таймс» писала, что борьба за сбор денег — всегда основная часть любой президентской избирательной кампании — на сей раз началась у республиканцев необычно рано и неожиданно яростно. Многие штаты, включая Нью-Йорк и Калифорнию, «придвинули друг к другу» сроки первичных выборов, так что у кандидатов уже не остается времени на выдаивание денег между голосованиями.

Сенатор-республиканец Фил Грэмм пока стоит на первом месте. Он уже перевел на свой счет «кандидата в кандидаты» 5 млн. долларов, оставшихся в кассе комитета по его переизбраниям в Сенат, где Грэмм заседает с 1985 года. У канзасского сенатора Боба Доула, впервые избранного четверть века назад, этот остаток равен всего двум миллионам, но положение лидера сенатских республиканцев устойчивее хотя бы потому, что Доул уже трижды выдвигал свою кандидатуру на первичные выборы — претендуя один раз на пост вице-президента и два раза метя в президенты — и успел наладить систему финансовых вливаний в избирательный фонд. В прошлый четверг Боб Доул заявил о своем намерении баллотироваться, выступая в программе Дэвида Фроста по общественному телеканалу Пи-би-эс, а в пятницу повторил это в ночном телешоу Дэвида Леттермана.

«Вы собираетесь бороться за пост...», — начал Леттерман. «...Президента! — договорил за него сенатор Доул. — Я подумал и решил, что любой стране нужен президент».

Наиболее известные из претендентов-республиканцев повторяют слова Кемпа о том, что до Рождества им нужно собрать по 20 млн. долларов — то есть за оставшееся время собирать по 385 тысяч в неделю. Федеральная казна дает кандидатам столько же, сколько они собрали сами, но учитывает только частные взносы по 250 долларов, поэтому, если в итоге к первичным выборам претенденты наберут по 44 млн. долларов, доля государства в этих деньгах составит намного меньше половины названной суммы — около 15 млн.

Таким образом, хотя к 1 февраля ни один из республиканцев официально не объявил себя претендентом на Белый дом, сбор денег в избирательные фонды начался с 1 января, когда в силу вступило обязательство правительства удваивать частные взносы за счет федеральной казны. Председатель Национального комитета Республиканской партии Хейли Барбур по этому поводу сказал: «В Библии политических кампаний говорится: ‘Вначале было слово, и слово было Деньги’. Но по-прежнему еще нужно доказать, что для успешной борьбы за пост президента необходимо собрать гигантскую сумму».

Барбур считает, что не фрак играет роль, а сам артист, — то есть политик, который и на скромные деньги сможет победить, если ему удастся завоевать доверие избирателей своими идеями. Примечательно, что «апологет консервативных экономических теорий» Джек Кемп, которому бы в самый раз думать так же, вышел из борьбы именно в связи с осознанной необходимостью собрать 20 миллионов долларов, хотя популярных идей у Кемпа хоть отбавляй. Стэн Хакэби, бывший казначей двух избирательных кампаний Джорджа Буша, установил, что начиная с 1976 года в президентской гонке побеждал тот, кому за год до выборов удавалось собрать больше денег. Исключение здесь составил только бывший техасский губернатор Джон Конноли, которому даже большие деньги не помогли стать кандидатом республиканцев в 1980 году.

В число претендентов от Республиканской партии еще может войти бывший госсекретарь Джеймс Бейкер, которого американцы знают куда лучше, чем Ламара Александера. Однако, отмечает «Нью-Йорк таймс», несмотря на малоизвестность, бывшему губернатору Теннесси удалось сколотить крепкую команду платежеспособных доноров во главе с Тедом Уэлчем, который в прошлом помогал деньгами и Рональду Рейгану, и Джорджу Бушу. В группе финансовой поддержки Ламара Александера также состоят бывший посол США во Франции Джо Роджерс, владелец сети ресторанов Уолли Ганзи и хьюстонский нефтепромышленник, сын бывшего министра торговли Роберт Мосбахер.

По словам Теда Уэлча, он намерен собрать несколько миллионов долларов еще до того, как кандидаты подадут в Федеральную избирательную комиссию отчеты о первом квартале кампании. «Мы соберем достаточно, чтобы успокоить умников, которые боятся, что Ламару Александеру не набрать 20 миллионов долларов», — заявил Уэлч. С 6 марта по 15 апреля Александер планирует провести 23 встречи, посвященные сбору денег в избирательный фонд.

Иной тактики придерживается Фил Грэмм. О своем вступлении в президентскую гонку он официально объявит 24 февраля, а за день до этого проведет в Далласе грандиозный вечер сбора денег в свой фонд, в случае удачи надеясь получить примерно 2,5 млн. долларов. В комитет по сбору средств на кампанию Грэмма уже вошли несколько таких состоятельных бизнесменов, как Льюис Лерман, который 12 лет назад пытался стать губернатором Нью-Йорка, бывший министр финансов Уильям Саймон и Томас Родс, который в прошлом году помог Джорджу Патаки стать нью-йоркским губернатором.

Хотя Стэн Хакеби твердит о необходимости приступить к сбору денег как можно раньше, некоторые претенденты-республиканцы могут войти в гонку относительно поздно, так как им есть на что опереться. Например, губернатор Калифорнии Пит Уильямс может задействовать тот же механизм, который в прошлом году помог ему собрать больше 27 млн. долларов на кампанию по переизбранию. Однако, замечает Ричард Берке, сбор этих денег занял у Уильямса больше двух лет, а те, кто своими пожертвованиями помогли ему остаться на посту калифорнийского губернатора, совсем не обязательно поддержат его претензии на Белый дом.

Не слишком заботится о финансовой стороне дела бывший вице-президент Дэн Куэйл. Став претендентом, он надеется быстро восстановить связи с местными лидерами и жертвователями, которые помнят его по временам президента Буша. Сенатор от Пенсильвании Арлен Спектер рассчитывает на деньги умеренных республиканцев, которые поддерживают его позицию борца за право женщины на аборт. На выборах 1992 года, когда сенатор Спектер боролся за третий срок, ему удалось собрать 11 миллионов долларов. Первый крупный сбор средств в свой фонд предстоящей президентской кампании он назначил на 21 февраля.

По данным Герберта Александера, профессора-политолога Университета Южной Калифорнии, с первого до последнего дня прошлой избирательной кампании претенденты на Белый дом сообща истратили 550 млн. долларов. С учетом темпа, с каким стартует нынешняя гонка, считает профессор, стоимость выборов 44-го президента США вполне может перевалить за 600 миллионов долларов.