Выборы в шестой сейм Латвийской республики обещали быть по-балтийски добропорядочными. Еще за день до начала голосования близкая к правящим кругам газета «Диена» устами своего комментатора объясняла читателям, что лучше всего проголосовать за союз «Латвияс цельш», объединение «Тевземей ун Бривибай», Движение за национальную независимость Латвии (ДННЛ) или Крестьянский союз. «Это означает - либеральное и консервативное, национальные партии с ориентацией на Запад, которые могут сформировать общее правительство с единой политической направленностью», - поясняла газета. Коалиция таким образом была налицо. Чтобы не мешать ее гармоничному образованию, «Диена» в по-западному озаглавленной «Все на выборы правительства!» статье советовала не голосовать за левоцентристские Демократическую партию «Саймниекс» (хозяин) и Партию единства Латвии, как и Партию народного согласия. Три этих силы характеризовались как левоцентристские, которые, «кроме того, в политическом отношении ориентируются главным образом на Восток».
Итак, акценты были расставлены. Сразу замечу - акценты весьма условные. Как и в любой из бывших советских республик, в Латвии спектр политических партий формировался не столько по разделению на правых и левых, сколько по интересам. Правившая до этих выборов группировка «Латвияс цельш» («Латвийский путь») - типичная партия власти, среди лидеров которой мы увидим и председателя сейма (а до этого - Верховного Совета Латвийской ССР) Анатолия Горбунова, и премьера Мариса Гайлиса, и его предшественника, а теперь министра иностранных дел Валдиса Биркавса. Среди основателей «цельша» были и вовремя порвавшие с номенклатурой, и создатели теперь ушедшего на периферию политики Народного фронта. Правоцентристским «Латвияс цельш» стал не сразу: скорее, сама жизнь вынудила «партию власти» заявить именно о таких идеологических ориентирах. Во-первых, - реформы, во-вторых, - явное преимущество правых на будущих выборах. Партия «Саймниекс», сформировавшаяся накануне выборов, - тоже весьма условно левоцентристская. Ее создателей нельзя назвать неудачниками, однако им достался не лучший кусок властного пирога и не лучшая часть приватизируемой собственности. Создателями «Саймниекса» стали бывший министр внутренних дел Зиедонис Чеверс и известный своей ролью при основании независимой Компартии Латвии Ивар Кезберс (причем что интересно - о комсомольском прошлом г-на Чеверса и коммунистическом - г-на Кезберса близкая к «партии власти» пресса писала много, а вот о том, что и Анатолий Горбунов когда-то работал секретарем ЦК Компартии Латвии, теперь уже и не вспоминают). Движение «Тевземей ун Бривибай» (Отечеству и свободе), ДННЛ и Крестьянский союз тоже можно назвать скорее национальными, чем правыми партиями. Они делают ставку, во-первых, на латышей, а, во-вторых, уже на избирателей, чем и воспользовались тот же «Саймниекс», Партия единства бывшего члена президентского совета СССР и руководителя легендарной агрофирмы «Адажи» (где начинал шеф «Нордекса» Григорий Лучанский) Албертса Каулса и Партия народного согласия бывшего министра иностранных дел Яниса Юрканса. Действительно левой можно было бы назвать Социалистическую партию отстраненного от участия в выборах Алфредса Рубикса, продолжающего отбывать заключение. Действительно правой - народное движение «Латвияй» немецкого латыша Иоахима Зигериста. Но наблюдатели и социологи именно две эти силы считали аутсайдерами предвыборной гонки. На «заключительной» карикатуре в «Диене», изображающей участников марафона, Зигерист изображен таким манюсеньким, что его и не разглядишь. «Партия Зигериста не сумела ни разработать программу, ни отыскать союзников», - констатировала «Диена».
Отрезвление пришло в понедельник, во втором часу ночи, когда руководители ведущих политических партий страны собрались в студии Латвийского ТВ-1, чтобы узнать и прокомментировать итоги выборов. На первое место уверенно выходила... партия Зигериста, которого здесь уже привыкли сравнивать с Жириновским и называть человеком, раздающим нелепые предвыборные обещания, изначально невыполнимые. Мало кто мог представить себе триумф человека, говорящего с аудиторией по-немецки, через переводчика. И тем не менее ведущий телепрограммы продолжал называть районы Латвии, где партия Зигериста вышла на первое место. Айзкраульский, Бауский, Добельский, Елгавский, Тукумский... Все Земгале! Цесиский, Гулбенский, Мадонский, Прейльский, Лиепайский... «Что-то невероятное», - воскликнул лидер демократической партии «Саймниекс» Зиедонис Чеверс. Выражения лиц остальных его коллег также оставляли желать лучшего: «Саймниекс» хотя бы шел вровень с партией Зигериста, в то время как надеявшиеся на солидное представительство руководители ДННЛ вообще оставались без мандатов, а Крестьянскому союзу с трудом удалось преодолеть необходимый для попадания в парламент пятипроцентный барьер. Вот вам и коалиция!
Ночной подсчет голосов все окончательно прояснил. Партия Зигериста оказалась на втором месте по числу поданных голосов (15,06%) и на третьем по числу мандатов (16) в сейме (всего в парламенте 100 депутатов), пропустив вперед «Саймниекс» (15,34% и 18 мест) и «Латвияс цельш» (14,65% и 17 мандатов). Победившее в Риге объединение «Тевземей ун Бривибай» набрало в целом по стране 11,62% и получило 14 мест в парламенте. Следом идут Партия единства (7,28% и 8 мест), ДННЛ (6,17% и 8 мест), Крестьянский союз (6,14% и 7 мест), социалисты (5,65% и 6 мест) и Партия народного согласия (5,61% и 6 мест). Таким образом, шокированное успехом популиста латвийское общество в придачу к ночному потрясению получило еще и сейм, неспособный сформировать эффективно действующее правительство! Партия Зигериста остается силой, с которой никто не пожелает вступать в коалицию, однако теперь у нее слишком много депутатов, а у правых их не хватает для формирования правительства большинства. Таким образом: «Латвийскому пути» вновь придется перевоплощаться из правоцентристкой силы в просто центристскую, чтобы примирить непримиримых противников. Для «Саймниекса» и «Тевземей ун Бривибай», например, участие в общем правительстве - заведомая потеря части электората. За «Саймниекс» проголосовали многие русские избиратели, он, например, победил в Даугавпилсе, где большая часть русскоязычных - граждане Латвии. А «Тевземей...» победила в столице, где большая часть русских не голосует и где латыши традиционно ощущают наиболее сильную угрозу своему национальному существованию. «Тевземей...» стремится ужесточить закон о гражданстве, «Саймниекс» с этим не согласится, как и партия Юрканса, вообще выступающая за смягчение этого закона. Можно представить себе, что все эти силы станут частью некоей «широкой коалиции» во главе с «Латвияс цельш». Долго ли просуществует эта коалиция, вполне способная появиться как неизбежная реакция на триумф Зигериста? Кто отважится сформировать правительство меньшинства, и не будут ли кабинеты в Латвии меняться так же часто, как в недавней Италии? «Не исключено, что 6-й сейм придется распустить. Но смысл это сделать будет лишь тогда, когда популисты какое-то время пробудут у власти и покажут, на что они способны», - заметил в этот день после выборов премьер Марис Таилис. Впрочем, глава кабинета тут же сказал, что «всем реально мыслящим политикам нужно будет начать действовать, чтобы не давать свободы действий регрессу. Еще важнее ответ на вопрос, сможет ли «Тевземей...» договориться с «Саймниексом». Возможно, для того чтобы не допустить Каулса и Зигериста к власти, нужно будет взять в большую коалицию и «Саймниекс».
За порогом штаб-квартир солидных партий остался ответ на вопрос, как стал возможен триумф Зигериста. Лидеры ДННЛ высказали недоумение по поводу того, что латыши вновь пытаются поверить иностранцу (латышское происхождение Зигериста многими ставится под вопрос, и этот фактик биографии тоже роднит его с Жириновским, как и обещания немедленно прийти к власти, срочно навести порядок, снизить налоги, решить все проблемы железной рукой и прочее). Председатель Крестьянского союза Андрис Розенталс удивлен «непониманием народа, его безграмотностью, пожарным подчинением обещаниям и выкрикам». «Если существует возможность, что премьер-министром может стать человек, который не говорит по-латышски, то латышскому народу пора опомниться».
Вспоминается, публицист Юрий Корякин тоже кричал в установленные в Кремле телекамеры: «Россия! Ты одурела!». Однако пора уже прийти к печальному выводу, что реформы, даже и осуществляемые с такой смелостью, как в Латвии, могут привести к появлению весьма большого количества недовольных, разочарованных, обнищавших, готовых поверить в любой нелепый лозунг на любом языке, лишь бы он обещал скорое благополучие, дешевизну, покой и ...прошлое. Если подумать - именно такие люди проголосовали и за партию Зигериста, и за партию Каулса, и за социалистов. Недовольных нынешней элитой в Латвии и того больше: почти половина голосовавших - именно этим можно объяснить успех того же «Саймниекса» и Партии народного согласия. Однако если реформы не проводить вообще, в недовольных оказывается уже все общество и парламент, избираемый в обстановке отсутствия перемен, оказывается весьма однообразным - если не с точки зрения политической принадлежности, то с точки зрения компетентности...