Пришел-таки праздник на улицу противников НАТО. Сегодня они ликуют — ведь самый мощный военно-политический блок на нашей планете оказался на грани серьезного раскола. Нынешний кризис в альянсе возник после того как Франция, Германия и Бельгия заблокировали просьбу Соединенных Штатов предоставить Турции дополнительные средства обороны в свете возможной войны с Ираком. Вышло все очень некрасиво — на глазах у всего мира, с выплескиванием раздраженных заявлений и скрытых угроз. И хотя проблемы в принятии решения по этому вопросу вырисовывались заранее, никто не предполагал, что события будут развиваться столь драматично.
В сущности, американцы действовали, по их мнению, вполне логично. Турция является единственной страной НАТО, которая граничит с Ираком. А в статье 4 устава альянса говорится о созыве консультаций в случае, если «по мнению кого-то из членов, угрозе подвергаются территориальная целостность, политическая независимость или безопасность одной из сторон». И вот, впервые за всю историю блока, страна, в него входящая, объявила себя объектом угрозы и потребовала от союзников принять меры по ее защите. НАТО собиралась направить в Турцию разведывательные самолеты, противоракетные комплексы, а также подразделения войск химической защиты.
Для Турции такой шаг был своеобразным моментом истины. В 1991 году эта страна играла ключевую роль в операции американской армии по освобождению Кувейта от иракских войск, но на сей раз она воевать не хочет. Согласно опросам общественного мнения, подавляющее большинство турецкого населения против войны, что подтверждается и расклеенными повсюду антивоенными плакатами. Главная причина — экономика. Ведь до операции «Буря в пустыне» Ирак был вторым по значению торговым партнером Турции. С тех пор прошло больше десяти лет. Теперь грядет новая война, и турецкую экономику, выбирающуюся из двухлетнего кризиса, вновь лихорадит. На улицах резко уменьшилось число иностранных туристов, приносящих значительную часть валютной выручки местному бизнесу. Это и понятно — никто не хочет ехать отдыхать на передний край возможной войны.
Тем не менее после месяцев неопределенности и лавирования парламент Турции все-таки разрешил американским войскам готовиться к возможной войне с Ираком с турецкой территории. Однако Соединенным Штатам придется дорого заплатить за союзничество Турции. Окончательная цифра, по некоторым оценкам, может составить до 15 млрд. долл.
И вот сегодня оказалось, что Вашингтон проделал колоссальную работу со своими турецкими союзниками впустую. Виной всему стала убежденность Франции, Германии и «примкнувшей к ним Бельгии» в том, что усиление обороноспособности Турции подрывает усилия по мирному разрешению кризиса вокруг Ирака и увеличивает вероятность войны.
Учитывая, что все решения НАТО принимаются только путем единогласного одобрения, позиция этих трех стран поставила альянс на грань самого серьезного кризиса за последние десятилетия. Мало того, противоречия в блоке возникли в решающий момент развития иракской ситуации: 14 февраля военные инспектора ООН представляют в Совет Безопасности свой доклад по Ираку. И выводы, содержащиеся в этом документе, могут дать «зеленый свет» военной операции против Багдада. (Когда печатался материал, не были известны выводы, сделанные по докладу. — Ред.)
Несмотря на заявление министра обороны США Дональда Рамсфельда о том, что возникшие разногласия не свидетельствуют о развале альянса, а кризис в НАТО не приведет к отсрочке возможной военной кампании против Ирака, европейское вето спровоцировало резкую ответную реакцию со стороны Вашингтона. Тот же Рамсфельд назвал этот шаг Германии, Франции и Бельгии серьезной ошибкой.
Следует отметить, что европейское вето в НАТО оказалось не единственной «свиньей», подложенной ведущими государствами ЕС своим американским союзникам. На прошлой неделе Германия попыталась создать своеобразную коалицию государств, заинтересованных в предотвращении войны США и Великобритании с Ираком. Именно после этого наблюдатели заговорили о возникновении угрозы самого серьезного трансатлантического конфликта за последнее время.
Дело в том, что Германия при поддержке Франции тайно разработала план, который на днях будет представлен в Совете Безопасности ООН — почти одновременно с докладом инспекторов, пытающихся разоружить Саддама Хусейна. Кроме Германии и Франции, в пользу этих инициатив в аккуратно сформулированных предложениях высказался и президент России Владимир Путин.
План ФРГ предполагает увеличить до 300 количество инспекторов в Ираке, разместить в стране значительное число ооновских миротворцев (в том числе и германских), наладить облеты самолетами-разведчиками всей иракской территории. Кроме того, предполагается ввести против Багдада режим специальных санкций. Например, воздушное пространство над Ираком будет закрыто для полетов его военной авиации, а над экспортом нефти будет установлен строжайший контроль. Иными словами, страна фактически перейдет под протекторат ООН. Таким образом, присутствие «голубых касок» позволит усилить политический нажим на Саддама Хусейна и разоружить его мирным путем. Саддаму же будет разрешено сохранить за собой пост президента, не обладающего при этом серьезными властными полномочиями.
Понятно, что Вашингтону и Лондону новый план абсолютно не пришелся по вкусу. Представители американского правительства назвали его опасным, неэффективным и наивным. Госсекретарь Колин Пауэлл, которому обычно свойственны мягкие манеры, открыто высмеял франко-германские предложения. Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс была более категорична. Она напомнила, что у Франции и Германии традиционно имелись проблемы в борьбе с тиранами, к тому же обе эти страны многим обязаны Соединенным Штатам. По словам госпожи Райс, и они, и вся остальная Западная Европа до сих пор «жили бы в мрачных условиях нацизма и коммунизма, если бы Америка не была готова рисковать ради них жизнью своих граждан».
Великобритания тоже отреагировала на франко-германский сюрприз с плохо скрываемым презрением. Представители британского правительства отметили, что само по себе увеличение количества инспекторов не сможет заставить Ирак сотрудничать с теми экспертами, которые уже работают на его территории.
Но более всего американцев задело не столько содержание инициатив Берлина и Парижа, сколько тот факт, что они разрабатывались тайно. Тот же Дональд Рамсфельд с досадой сообщил, что он узнал об их существовании из газет, а не через официальные источники.
Что говорить, если о новом плане мало кто знал даже в германском и французском правительствах. Герхард Шредер объявил о нем в то время, когда в Мюнхене подходила к концу международная конференция по безопасности, а в Берлине ждали президента Путина. Участник конференции Йошка Фишер был раздосадован тем, что канцлер не предупредил его заранее, дав утечку информации в печать и намекнув на свою договоренность с Парижем. Пребывали в растерянности и оба министра обороны — Германии и Франции. В оборонном департаменте Франции до сих пор с заметной долей неуверенности говорят о совместном проекте. Очевидно, Шредер обсуждал его лишь непосредственно с Шираком.
Недоумение вызвал и характер самого документа. Военные эксперты ФРГ сомневаются в стратегической целесообразности проекта, поскольку иракский диктатор вряд ли согласится на роль пассивного наблюдателя. Кроме того, представители германских оппозиционных политических сил указывают на противоречивость самой концепции программы. Во-первых, американцы еще в прошлом году выдвигали идею более жесткого инспекционного режима в Ираке, но Германия тогда их не поддержала. Во-вторых, ФРГ проголосовала за первую резолюцию ООН, где говорилось о серьезных последствиях для Ирака в случае неподчинения требованиям инспекторов. А новое предложение Шредера означает отход от условий и фактическое смягчение давления на Багдад. И, наконец: откуда собирается канцлер брать тысячи солдат для нового миротворческого контингента, если Афганистан и так напряг ресурсы ФРГ до предела. Пока что внятного ответа на эти вопросы нет.
Зато международные наблюдатели вовсю начали обсуждать новоявленный синдром эмансипации НАТО от США. И действительно, поговорить есть о чем. Появление на свет альтернативного германо-французского плана урегулирования конфликта вокруг Ирака мирным путем создали во многом новую международную ситуацию.
Общеизвестно, что политические интересы в мировой истории практически никогда не были первичными. За всем кроется поиск в той или иной степени экономической выгоды. Так и новоявленные европейские игроки жаждут не просто политического престижа, но и более осязаемых дивидендов в виде заключения выгодных контрактов на Ближнем Востоке до того как это сделают британские и американские фирмы.
Но главная из причин, побудивших руководителей Германии и Франции провозгласить столь смелую и независимую внешнюю политику, связана с их желанием стать в будущем единоличными лидерами новой Европы. Такие идеи уже давно витали и в Елисейском дворце, и в бундестаге, но более подходящего случая за все 50 лет существования НАТО пока не представлялось. Сегодня же Советский Союз больше не угрожает Европе, а доминирование Америки в Старом Свете становится все более и более навязчивым. Поэтому Франция и Германия решили воспользоваться моментом, пока США не создали себе новых союзников в Восточной и Южной Европе и пока все европейские страны окончательно не превратились в безоговорочных сателлитов США. «Горячие головы» в Берлине и Париже почувствовали, что Германия и Франция, обладающие наиболее сильными экономиками в Европе, смогут вместе стать новым центром мирового влияния вне какого-либо политического или военного блока.
Однако, по мнению большинства аналитиков, все претензии франко-германского союза на роль нового вершителя мира все же несостоятельны. Так, в прошлом году США потратили на национальную оборону 322 млрд. долл., а Франция и Германия вместе взятые только 59 млрд. И хотя авторитет Парижа и Берлина в Европе сегодня довольно высок, их политическое влияние в мире не простирается далее границ собственного континента.
Так что лидеры Германии и Франции серьезно рискуют в своей игре. Не имея серьезной материальной базы, не опираясь на широкую поддержку в своих собственных странах, ссылаясь лишь на президента России, который сам не меньше зависит от США, Париж и Берлин могут совершить крупную историческую ошибку, внося раскол в НАТО и противопоставляя себя Вашингтону.
Ведь если американцы и британцы все же вступят единолично в войну с Ираком и успешно ее закончат, то после этого ведущую роль в Европе закономерно займут те, кто был с Вашингтоном рядом в трудную минуту. Если же французские и немецкие политики не пойдут на компромисс с Соединенными Штатами, а будут продолжать и в дальнейшем «гнуть свою линию», то их политика может закончиться полным политическим крахом, а их страны могут окончательно потерять какой-либо политический вес. И как бы неправдоподобно это ни выглядело, но при определенном стечении обстоятельств через несколько лет уже Анкара и Варшава будут диктовать свои политические условия Парижу и Берлину.