UA / RU
Поддержать ZN.ua

СИЛА РАЗДРАЖЕНИЯ

В прошлую пятницу Киев погрозил пальчиком Варшаве. И заодно вызвал небольшой переполох в Будапеште...

Автор: Владимир Кравченко

В прошлую пятницу Киев погрозил пальчиком Варшаве. И заодно вызвал небольшой переполох в Будапеште. А все из-за ситуации, сложившейся вокруг приватизации польского металлургического комбината Huta Czestochowa. Находясь в Запорожье, Виктор Янукович на пресс-конференции заявил: «ИСД» принимал участие в приватизации нескольких зарубежных предприятий. В частности, в Венгрии. И там не было ни единых препятствий — решение принято. И теперь Венгрия говорит: давайте мы будем вашим послом в ЕС вместо Польши, если Польша дискредитирует Украину».

Подобное эмоциональное заявление больше присуще политологу, нежели премьеру. Смущала не столько некорректность сказанного Виктором Януковичем. По сути, эта фраза не более бестактна, чем заявление замминистра госимущества Польши Анджея Шараварского о «высшей лиге металлургии» и «случайных инвесторах». Но многие в Киеве (да и не только) пытались понять, что же на самом деле значат слова Януковича: намерение пересмотреть отношения с Польшей, желание в такой своеобразной форме надавить на поляков или это просто спонтанная и эмоциональная реакция на поражение близкой к украинскому премьеру бизнес-структуры? Вызывало вопрос и другое: действительно ли Будапешт в такой форме предложил свои услуги Киеву? Или же это своеобразная трактовка украинским премьером венгерской позиции относительно евроинтеграционной политики Украины?

По нашей информации, Варшава не склонна придавать большое значение этим словам Виктора Януковича, отнеся их на счет праведного недовольства украинского правительства в целом и премьера в частности отсутствием прозрачности в принятии решения по приватизации Huta Czestochowa. Сомневаются в Варшаве и в том, что венгры предложили украинцам отказаться от услуг поляков по представлению интересов нашего государства в Европейском Союзе. Тем более, как справедливо замечают поляки, такой официальной должности нет в Евросоюзе. Как говорили наши польские собеседники, «это жест сугубо доброй воли, когда одна страна неофициально лоббирует интересы другой в каких-либо международных организациях».

В свою очередь, у нас сложилось впечатление, что венгры искренне удивились, услышав из Запорожья, будто они предложили украинцам, чтобы Будапешт стал для Киева послом в Европейском Союзе вместо Варшавы, так сказать, «без меня меня женили». Венгерские политики часто говорят о том, что их страна «поддерживает и будет поддерживать европейские и евроатлантические устремления Украины». Но это вовсе не означает, что Будапешт согласен стать представителем Киева в ЕС.

Венгрия готова наравне с Польшей и прочими соседями Украины содействовать нашей стране в реализации евроинтеграционного курса. Ведь Будапешт также заинтересован в стабильном и прогнозируемом демократическом соседе. Не случайно осенью прошлого года была создана австро-венгерская инициатива, призванная способствовать продвижению нашей страны в Европейский Союз. (Заметим к слову, что к этой «габсбургской» инициативе планируют присоединиться и британцы.) Но венгры не собираются выходить за эти рамки. Достаточно сказать, что если Варшава, будучи членом Североатлантического альянса, уже сейчас готова поддержать присоединение Киева к Плану действий относительно членства в НАТО, то Будапешт намерен сформировать свою позицию после того, как окончательно определятся самые влиятельные члены этого евроатлантического клуба.

В общем, оценивая высказывание Януковича, венгерская сторона полагает, что оно носит эмоциональный характер и, скорее всего, преследовало цель оказать давление на поляков. Судя по всему, венгры и поляки правы в своей оценке заявления украинского премьера: после эйфории, которую испытали украинцы, выиграв тендер в Венгрии по покупке 79,48% акций металлургического комбината Dunaferr, такой «облом» в Польше… Фраза Януковича скорее отражает психологическое состояние представителей Донецкого региона и некоторых членов украинского правительства после принятия решения польским министерством госимущества по Huta Czestochowa, нежели действительное намерение Киева пересмотреть отношения с Варшавой. С другой стороны, нельзя исключить и того, что фраза Януковича — осознание Киевом той истины, что необходимо иметь несколько стран-лоббистов в Центральной и Восточной Европе, а не полагаться лишь на одного партнера. Пусть даже он и испытывает к Украине определенные сантименты. Во всяком случае, некоторые центральноевропейские страны — Литва, Словакия, Венгрия и в какой-то степени даже Румыния — готовы взять на себя такую роль.