Бюджет разведывательного сообщества США всегда являлся тайной за семью печатями. Эксперты же называют приблизительную цифру — более тридцати миллиардов долларов. Сумма, согласитесь, внушительная. И несмотря на явный провал разведки Соединенных Штатов в связи с событиями 11 сентября прошлого года, в скором времени американские «рыцари плаща и кинжала» получат новую ощутимую финансовую прибавку. В прессе появились сведения о том, что президент Джордж Буш обратился в Конгресс с просьбой выделить в этом году разведывательным органам в связи с борьбой против терроризма на 3 миллиарда долларов больше, чем было запланировано ранее. Еще один миллиард разведка уже получила в экстренном порядке после событий 11 сентября.
Эти деньги включают в себя фонды для министерства обороны, ЦРУ и для программ внутренней безопасности. Американский законодательный орган, судя по всему, блокировать инициативу президента не собирается. Во всяком случае, вице-председатель сенатского комитета по делам разведки Ричард Шелби подтвердил информацию о том, что в этом году разведка США получит крупное денежное вливание, связанное с общей борьбой против терроризма. Если Конгресс США поддержит такой подход, то ассигнования на американские разведорганы достигнут почти 35 миллиардов долларов.
Итак, представьте себе многопрофильную корпорацию с бюджетом в три с половиной десятка миллиардов долларов, существующую в условиях ожесточенной конкурентной борьбы. При этом в последнее время значительным образом изменились не только ее конкуренты, но и их продукция и используемые технологии. Структура же корпорации оставалась неизменной со времени ее создания в 1947 году. Фактически никто не руководит этим колоссом (имеется лишь почетный председатель), зато используют его все, кто только захочет. Деморализованная и забюрократизированная, эта организация только что пережила один из своих наибольших за всю историю существования провалов. И после этого ей выделяется еще больше денег, и никто не несет ответственности за происшедшее. Возможна ли такая ситуация в мире бизнеса? Ответ риторический.
Как стало известно британскому журналу The Economist, в ближайшее время парламентские комитеты обеих палат Конгресса начнут совместную комплексную проверку деятельности американских разведчиков. Председатели обоих комитетов конгрессмен Портер Госс и сенатор Боб Грэм убеждены, что реформы разведсообщества США давно назрели. Однако структурные изменения в последнем зависят лишь от воли администрации президента. Но Джордж Буш недвусмысленно поддержал нынешнего директора Центральной разведки Джорджа Тенета, наотрез отказавшегося признать фиаско своей организации в событиях, связанных с атакой террористов на здания ВТЦ в Нью-Йорке.
Лучшей защитой для сохранения существующего положения дел в разведсообществе Соединенных Штатов является тот факт, что мало кто в Америке понимает, как эта структура работает. Большинство американцев отождествляют разведку с ЦРУ и его директором — наиболее заметными «произведениями» закона США о национальной безопасности 1947 года. В действительности же, разведывательное сообщество включает в себя 13 федеральных органов, а на ЦРУ идет не более 10 процентов от общего бюджета всех средств, выделяемых бюджетом на разведывательную работу. Львиная же доля средств уходит на обеспечение структур министерства обороны, эксплуатирующих сложную современную технику, таких, как Национальное агентство аэрокосмической разведки и Национальное агентство картографии и изображений. Самой же крупной структурой разведсообщества является Агентство национальной безопасности (АНБ), обеспечивающее перехваты сообщений во всем спектре частот во всех регионах земного шара, а также их дешифровку. В этой организации круглосуточно трудятся более 30 тысяч любителей подслушивать чужие разговоры. Для сравнения — в департаменте операций, подразделении ЦРУ, отвечающем за агентурную работу, работают всего 4 тысячи человек.
Вместе с тем, существуют эксперты, которые убеждены, что сбор разведывательных данных обходится американским налогоплательщикам не в 30, а в 50 млрд. долларов. При этом число структур, задействованных в этом процессе, приближается к 45 (или даже к ста). Сюда относят и многочисленные подразделения ФБР (обеспечивающие контрразведку на американской территории), и элементы недавно созданного офиса по защите родины, а также бесчисленное количество военных и дипломатических структур. Короче говоря, чем ниже уровень системы, тем более запутанной она выглядит, превращаясь в переплетение несовместимых компьютерных систем, различных порядков подчиненности и бестолковых бюджетных систем.
К этому добавляется и вопрос ответственности за деятельность организации. Господин Тенет является одновременно и директором ЦРУ, и всего разведсообщества США. У него под рукой имеется так называемое «функциональное руководство сообщества», однако реальное влияние последнего очень незначительно. Дело в том, что большинство статей разведывательного бюджета контролируется непосредственно руководством структур, входящих в сообщество. Бывший директор ЦРУ Джемс Вулси сравнивает свой статус в этой должности с положением короля средневековой Франции, которому все вельможи присягали, но никто из них его не боялся.
Кстати, Вулси считает, что причиной провала американского разведсообщества 11 сентября прошлого года явились не только чрезмерная бюрократизация его структуры. По мнению экс-директора, разведка не смогла предупредить атаки террористов из-за многочисленных инструкций по работе с агентурой, введенных руководством разведсообщества, большинство из которых оказались бесполезными, а многие даже вредными. В результате ЦРУ ничего не знало о планах бин Ладена и организации «Аль-Каида» — и это несмотря на то, что о степени опасности саудовского миллионера известно было уже несколько лет.
В своем недавнем выступлении Вулси пояснил, что в 1995 году в этой организации были введены внутренние правила работы с информаторами, предусматривающие, что всех потенциальных помощников управления следует тщательно проверять — и лишь потом решать, стоит ли сотрудничать с ними. В ЦРУ говорили, что это сделано из соображений политкорректности — для того, чтобы название управления не ассоциировалось с людьми, имевшими в прошлом неприятности с законом.
В 2000 году Конгресс США заказал ряду опытных экспертов доклад о борьбе с терроризмом. Работу специалистов координировал один из ведущих знатоков антитеррористической деятельности Пол Бремер. Под его руководством авторы доклада пришли к выводу о том, что от практики проверок потенциальных информаторов необходимо отказаться, так как они приводят к задержкам в наборе новых агентов, а порой и вовсе срывают планы сотрудничества с ними. ЦРУ в этом документе называется организацией, которая «панически и открыто боится рисковать». Это, по мнению экспертов, мешало управлению должным образом вести борьбу с терроризмом. Комиссия Бремера призвала к решительным действиям. В противном случае, утверждалось в докладе, «можно ожидать массовых жертв среди американцев».
По странной иронии судьбы, на обложке доклада были изображены башни Всемирного торгового центра. Однако предупреждениям экспертов не вняли. Практику проверок информаторов отменили только после атак 11 сентября.
Но в связи с этим возникает еще одна проблема — соотношение методов ведения разведки и соблюдения прав человека. После событий осени прошлого года президент Буш обратился к руководителям ЦРУ с призывом вести войну с терроризмом без белых перчаток. Это заявление стало своего рода сенсацией. До последнего времени власти лишь заваливали ЦРУ все новыми и новыми инструкциями и ограничениями.
Сейчас агентов ЦРУ просят «не стесняться грязной работы» и вести битву с новыми врагами «так, как они того заслуживают». Вопрос в том, смогут ли они сделать это, не вызвав новую череду скандалов и обвинений в нарушениях прав человека, которые в прошлом возникали с пугающим постоянством.
Следует отметить, что реформирование американской разведки вовсе не подразумевает лишь подбор для этой деятельности подходящих людей, выделение им достаточных средств и предоставление им большей свободы деятельности. По мнению большинства экспертов, разведывательная структура США требует коренной перестройки снизу доверху.
Несмотря на то, что на смену руководства американской разведки пока что рассчитывать не приходится, структура организации может быть в ближайшее время все же пересмотрена. Недавно комиссия под руководством бывшего советника по национальной безопасности Брента Скоукрофта вышла с предложением передать под командование Тенета три структуры, отвечающие в США за техническую разведку, — АНБ, Национальное агентство аэрокосмической разведки и Национальное агентство картографии и изображений. Пока что реакция на это предложение министра обороны Дональда Рамсфельда, которому подчиняются указанные структуры, резко негативная. Глава военного ведомства подчеркивает, что техническим сбором развединформации всегда занимался Пентагон, и так должно оставаться впредь.
Мало кто в Вашингтоне ожидает радикальных перемен от работы совместного парламентского комитета. И надежда на перемены может быть связана лишь с некоторыми людьми, занимающимися этой проблемой. Господа Грэм и Госс пользуются ощутимой поддержкой в законодательном органе США. И любой из них, будь у него развязаны руки, предложил бы достаточно радикальные подходы к реформированию американской разведки. Ходят слухи, что и господин Рамсфельд готов поддержать решительные реформы в разведсообществе. И даже господин Тенет заинтересован в их проведении — ведь он в конце концов рискует остаться в истории как капитан, который единственным спасся с тонущего корабля.
И кардинальные реформы провести будет даже легче, чем заниматься косметическим ремонтом. Большинство изменений могут быть введены указами президента, да и директор центральной разведки мог бы в отдельных случаях более решительно пользоваться своими полномочиями.
Так что же нужно делать? Учитывая, что изменения не проводились в течение последних пятидесяти лет, список может быть весьма длинным. Эксперты же указывают две первоочередные проблемы, требующие своего решения. Первая — это расширение полномочий директора разведсообщества и наделение его функцией распределения бюджетных средств. К тому же этот чиновник должен быть выведен из штата ЦРУ — этой организацией должен руководить совершенно другой человек.
Вторая задача связана с необходимостью ликвидации барьера между сбором разведданных на территории США и за рубежом. Любые попытки расширить деятельность разведки внутри Соединенных Штатов неизбежно вызовет недовольство американцев и беспокойство по поводу соблюдения их гражданских прав и свобод. Поэтому такой шаг потребует особого мужества от президента Буша. Однако у него за спиной имеется железный аргумент — события 11 сентября показали все несовершенство пятидесятилетней разведывательной системы США. По утверждению сенатора Грэма, в этом заключается основной постулат дарвинизма — «если ты не поймешь изменений в твоей среде обитания — ты погибнешь!».