UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шпионаж в стиле ретро

В лучших традициях шпионских сражений времен холодной войны ФСБ принялась за разоблачение подрывной деятельности секретных агентов Ее Величества Елизаветы II против устоев Российского государства...

Автор: Владимир Кравченко

В лучших традициях шпионских сражений времен холодной войны ФСБ принялась за разоблачение подрывной деятельности секретных агентов Ее Величества Елизаветы II против устоев Российского государства. Воскресным вечером РТР показало сюжет, базировавшийся на оперативной видеозаписи российской контрразведки. В нем были продемонстрированы кадры, на которых сотрудники британского посольства в России — официальный представитель английской разведки Пол Кронтон, второй секретарь Марк Доу и секретари-архивисты посольства Кристофер Пирс и Эндрю Флеминг, — а также некий российский гражданин проходили мимо замаскированного под камень радиопередатчика, находившегося в одном из скверов Москвы. Из последовавших пояснений явствовало, что на видеопленке был зафиксирован момент передачи и получения информации, осуществляемого дистанционным образом, без прямого контакта.

Помимо прочего, в сюжете проводилась связь между этими английскими дипломатами и неправительственными организациями (НПО), работающими в России в сфере прав человека и развития в стране гражданского общества. Основной акцент был сделан на том, что Марк Доу, один из дипломатов, обвиненный россиянами в шпионаже, подписывал платежные документы по предоставлению крупных средств НПО. «Мы поймали их за руку на агентурной связи и на том, что идет финансирование ряда неправительственных организаций», — сказал начальник Центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко. Речь идет о таких организациях, как «Комитет против пыток», «Центр развития демократии и защиты прав человека», фонд «Евразия», Московская Хельсинкская группа и «Международная уголовная реформа».

Между тем ни журналист РТР, ни ФСБ, так толком и не объясняли, каким образом неправительственные организации связаны с иностранной разведкой. Более того: к тому времени, когда материал готовился в номер, дипломаты все еще выполняли свои обязанности в посольстве, а Россия так и не заявляла официальный протест. Кстати, как и не предъявила к сведению общественности и более конкретные факты, доказывающие, что эти сотрудники Форин офис занимались деятельностью, несовместимой со статусом дипломата. Сказанное не исключает, что британцы действительно были шпионами. Просто само появление разоблачительного сюжета создает впечатление, что для его инициаторов главным было продемонстрировать отечественным телезрителям, что неправительственные организации в России финансируются Западом.

Над историей с «каменным шпионажем», напоминающей «разоблачительные» процессы тридцатых годов, можно было посмеяться. Если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что еще в начале января Госдума приняла закон, требующий перерегистрации всех действующих в стране НПО. Закон также урезает возможные каналы их финансирования. К тому же теперь организациям придется отчитываться о каждом полученном денежном взносе. Примечательно, что скандальный сюжет был показан за день до того, как Общественная палата должна была рассматривать вопрос о возможном внесении изменений в закон с тем, чтобы его ослабить. В контексте этого очевидно, что сюжет на РТР — это способ не только давления на неправительственные организации, но и на российское общество в целом.

Сейчас НПО, равно как и британское правительство, находятся в роли оправдывающейся стороны. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, подтвердив, что в 2004 году ее организация получила грант от посольства Великобритании, вполне резонно заметила, что не имеет значения, кто его подписывал. Ведь группа сотрудничала с профессорами из университета города Эссекса, и «этот грант касался разработки методического пособия по международным документам в сфере прав человека». «Даже если этот грант подписывал человек, которого обвиняют в шпионской деятельности, какое это имеет отношение к Московской Хельсинкской группе?» — справедливо задалась вопросом г-жа Алексеева, напомнив, что не так давно проводились плановые проверки, и никаких нарушений в деятельности ее организации выявлено не было.

В свою очередь и Форин офис выступил с опровержением выдвинутых обвинений, отвергнув «любые утверждения о каких-либо неподобающих действиях в делах с российскими НПО». По словам представителя британского МИДа, Соединенное королевство ежегодно тратит около 500 тыс. фунтов стерлингов на поддержку российских НПО, включая группы, выступающие за демократию, права человека и экологию. И Британия не делает секрета из такого рода деятельности. Однако маловероятно, что эти аргументы возымеют какой-то эффект. Россия все более следует по пути «управляемой демократии». А в стране, где реализуется эта политика, не место неподконтрольным государству НПО, создающим основу для гражданского общества: для путинской России они — чужеродный элемент.

Судя по всему, для упомянутых в сюжете неправительственных организаций настанут тяжелые времена. Похоже, что многие свернут свою деятельность в России, уступив место организациям, пользующимся расположением властей. Также очевидно, что на двустороннем уровне Лондон и Москва постараются замять скандальную историю с британскими секретными агентами. Хотя официальные власти и Великобритании, и России весьма чувствительны к теме разведывательной деятельности на территории друг друга, тем не менее они готовы прикрыть глаза: шпионские скандалы редко перерастают в крупные дипломатические. Показателен и комментарий Владимира Путина, который сказал, что ФСБ и МИД должны сделать совместное предложение о высылке изобличенных шпионов. По его словам, «в последние десятилетия сложилась практика, когда разведчиков, которые работают под дипломатическим прикрытием, высылают из страны». «Что касается меня: ну, вышлем мы этих разведчиков, приедут другие, может быть, умных пришлют, намучаемся потом искать их. Мы подумаем», – сказал российский президент, в прошлом кадровый офицер внешней разведки КГБ.

Но также верно и то, что скандал с «каменным шпионажем» негативно отразится на репутации Владимира Путина и России, которая в этом году стала председательствовать в «большой восьмерке».

Этот инцидент еще один аргумент для тех, кто сомневается, что Россия занимает место в «большой восьмерке» и считает необходимым по праву прекратить ее членство. Ведь эта организация не только индустриально развитых государств — «G—8» также клуб, участники которого должны разделять общие демократические ценности. В этой связи уместно было бы вспомнить недавние слова госсекретаря Соединенных Штатов Кондолизы Райс, о том, что «России очень важно понять, что председательство в организации, состоящей исключительно из промышленно развитых демократических стран… предполагает исполнение определенных обязательств». Очевидно, развязав «шпионскую» войну против неправительственных организаций, Москва эти обязательства нарушает.