UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сговор на крови

Россию обвиняют в подкупе афганских боевиков для убийства американских солдат

Автор: Владимир Кравченко

Дональда Трампа накрыла очередная волна обвинений в ненадлежащем исполнении обязанностей президента Соединенных Штатов.

Все началось с того, что The New York Times на прошлой неделе опубликовала статью, где со ссылкой на источники в американских разведывательных службах говорится: ГРУ — российская военная разведка — предложила вознаграждение боевикам, связанным с талибами, за убийство военнослужащих сил международной коалиции в Афганистане. Позже издание сообщило, что одним из таких нападений мог быть подрыв автомобиля в апреле 2019 года, в результате чего погибли три морских пехотинца.

Поясняя мотивы действий россиян, американские журналисты говорят о том, что хотя Москва и сотрудничает с Вашингтоном в вопросе стабилизации ситуации в Афганистане, все же нередко она действует вопреки собственным национальным интересам если есть возможность нанести вред интересам США. Кроме того, свою роль в принятии россиянами решения выплачивать боевикам вознаграждения за головы американских солдат могло сыграть и желание мести: Россия хочет поквитаться за кровопролитное сражение в Сирии в 2018 году, когда американцы уничтожили сотни сирийских военнослужащих и российских наемников.

Появление уже первой из серии статей в The New York Times вызвало в Соединенных Штатах смятение и возмущение. Ведь речь идет о жизни американских граждан, президенте Трампе и России.

Ключевые вопросы, которыми обеспокоены сегодня американские политики и эксперты, сформулировала влиятельная конгрессвумен, республиканка Лиз Чейни: «Если доклады о российских вознаграждениях за убийство американских военнослужащих соответствуют действительности, Белый дом обязан объяснить: 1. Почему не был проинформирован президент и вице-президент? 2. Кто узнал об этом и когда? 3. Какие приняты меры для защиты наших войск и привлечения Путина к ответственности?».

Ответы администрации Трампа на эти вопросы будут иметь непосредственное влияние не только на дальнейшую политику Вашингтона в отношении Москвы, но и на ход президентской избирательной кампании в Соединенных Штатах.

The New York Times утверждает, что данная информация содержалась в письменном ежедневном докладе разведки, полученном Трампом в конце февраля. Вывод спецслужбы основывался на сведениях, собранных в результате допросов пленных талибов. Среди улик были и крупные суммы американских долларов, найденные в Афганистане на позициях талибов. По данным издания, к этой операции россиян могла быть причастна войсковая часть 29155 (подразделение военной разведки, сотрудники которого участвовали в операции по отравлению в Солсбери полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии).

Кроме того, пишет The New York Times, сведения об охоте на американцев за вознаграждение были «хорошо известны» разведке в Афганистане, в том числе резиденту ЦРУ и командирам спецназа, участвовавшим в операциях против талибов. И на эту информацию они обращали особое внимание. Более того, данные сведения также встречались  в засекреченной Международной разведывательной сводке ЦРУ от 4 мая, где их называли достаточно серьезными и убедительными для более широкого распространения в разведывательном сообществе США.

Информацию The New York Times о действиях ГРУ в отношении американских и коалиционных войск в Афганистане позже, со ссылкой на собственные источники, подтвердили The Washington Post, Wall Street Journal, CNN, Associated Press.

В последующих публикациях The New York Times написала, что российская разведка проводила тайные платежи через мелкого афганского контрабандиста наркотиков Рахматуллу Азизи, который, благодаря работе с ГРУ, сильно разбогател. Источники издания сообщают, что Азизи привозил из России в Афганистан сотни тысяч долларов наличными. Плата талибам за одного убитого военнослужащего международного контингента могла достигать 100 тыс. долл. Американским спецслужбам не удалось схватить Азизи, который, возможно, скрывается в России.

По словам источников The New York Times, сведения разведки о действиях ГРУ в Афганистане в отношении коалиционных войск и возможные ответные действия Вашингтона обсуждались в конце марта на закрытом заседании Совета национальной безопасности (СНБ). Рассматривались различные варианты реагирования, начиная от дипломатического протеста и заканчивая введением новых санкций. Но Белый дом пока еще не принял какое-либо решение. В том числе и потому, что заседание СНБ выявило острые разногласия внутри команды президента.

В свою очередь, Associated Press со ссылкой на свои источники сообщило: разведданные о сделке России с талибами были предоставлены высокопоставленным чиновникам в Белом доме еще в начале 2019 года. И эта информация была включена по меньшей мере в один из ежедневных письменных докладов разведки Трампу. По информации агентства, тогдашний советник по национальной безопасности Джон Болтон также сообщил коллегам, что проинформировал Трампа о сведениях разведки в марте 2019 года. Однако сам Болтон отказался комментировать эту информацию.

В американской экспертной среде склонны рассматривать информацию, обнародованную американскими массмедиа, как правдоподобную. Эксперты не исключают, что решение о вознаграждении «Талибана» за успешные атаки на американских военнослужащих могло быть и операцией, санкционированной не Кремлем, а руководством военной разведки.

Реакция Москвы на публикацию The New York Times была прогнозируемой. «Этот незатейливый вброс наглядно иллюстрирует низкие интеллектуальные способности пропагандистов от американской разведки, которым вместо изобретения чего-либо более достоверного приходится придумывать подобную чушь», — заявили в МИД РФ. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил: Путин и Трамп не обсуждали  информацию о том, что российские спецслужбы платили талибам за нападения на войска коалиции.

В свою очередь «Талибан» отрицает, что его бойцы получали вознаграждение от России за убийство американских военнослужащих в Афганистане. Главный переговорщик движения Абдул Гани Барадар в ходе телефонного разговора с госсекретарем Майком Помпео заявил: «Талибан» подтверждает приверженность февральскому соглашению с США о снижении масштабов боевых действий в Афганистане и никому не разрешает использовать афганскую территорию против США.

А вот первая реакция Белого дома, где постарались преуменьшить значение этих разведданных, была несколько растерянной. Не опровергая саму информацию, представители администрации Трампа утверждают, что президент не был проинформирован о действиях россиян в отношении американцев. Они также уверяют, что информация, обнародованная The New York Times, ранее вызвала разногласия разных американских спецслужб на предмет достоверности.

По словам пресс-секретаря Белого дома Кейли Макэнани, данные разведки не будут представлены президенту до тех пор, пока они не будут подтверждены. Она также заявила, что публикация The New York Times о том, что Россия предлагала талибам вознаграждение за убийство американских военных в Афганистане, является результатом «безответственного и анонимного» слива разведывательной информации и может нанести вред национальной безопасности.

В свою очередь, глава Минобороны Марк Эспер заявил, что у Пентагона пока нет никаких доказательств существования сговора между РФ и талибами об «охоте за головами».

Сам же глава Белого дома, в свойственной ему манере Twitter-заявлений написал, что никто не сообщал ни ему, ни вице-президенту, ни главе аппарата сотрудников Белого дома «о т.н. нападениях на американских военных в Афганистане, организованных русскими». В другом сообщении Трамп подчеркнул, что его администрация проводила наиболее жесткую политику в отношении России.

Но эти слова не убедили демократов, ранее объявивших «крестовый поход» против Трампа и инициировавших в прошлом году процедуру импичмента. В частности, спикер нижней палаты Конгресса, демократка Нэнси Пелоси обвинила главу Белого дома в том, что тот игнорирует любые обвинения в адрес России и призвала прямо сейчас ввести санкции против РФ. А сенатор-демократ, член сенатского комитета по международным отношениям Боб Менендес внес в оборонный бюджет поправки,  предусматривающие санкции против Путина, Шойгу и других высокопоставленных российских чиновников.

В свою очередь наиболее вероятный кандидат от Демократической партии на президентских выборах Джо Байден обвинил Дональда Трампа в предательстве американских военных и неспособности их защитить. «Если я буду избран президентом, не сомневайтесь: Владимир Путин получит достойный отпор, мы предпримем серьезные действия против России», — пообещал он.

Критика в адрес главы Белого дома за то, что он не принял никаких мер для ответа России, прозвучала и со стороны республиканцев. Ни слова Макэнани, что «президент всегда предпринимал жесткие… действия против России», ни уверения Трампа их вовсе не успокоили. Показательно, что многие республиканцы перепостили твит Лиз Чейни. А член комитета палаты представителей по иностранным делам республиканец Адам Кинзингер написал в Twitter, что «президент должен немедленно разоблачить эти действия и заняться данной проблемой, остановив тайную войну России».

На фоне идущей в Штатах президентской кампании публикация The New York Times и заявления представителей двух партий подталкивают Белый дом к ужесточению позиции в отношении России. Иная политика может негативно сказаться на рейтинге нынешнего президента, которого и так обвиняют в неготовности защитить американских солдат. Но пока администрация Трампа лишь проводит встречи с конгрессменами и объясняет ситуацию отсутствием у американских спецслужб единого мнения о том, платили россияне за головы американцев или нет.