UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШЕНГЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ: ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ НАМНОГО МЕДЛЕННЕЕ

24 марта исполняется ровно год, как вступило в действие Шенгенское соглашение - документ, в принцип...

Автор: Алла Лазарева

24 марта исполняется ровно год, как вступило в действие Шенгенское соглашение - документ, в принципе упраздняющий контроль на внутренних границах между Францией, Германией, Бельгией, Люксембургом, Нидерландами, Испанией и Португалией. Страны-участницы подводят весьма осторожные итоги «пробного» года работы документа, подчеркивая, что «двери оказались полуоткрытыми, а границы - полупрозрачными». Как подсказывает логика развития событий, по-другому вряд ли могло случиться.

Ситуация с Шангенским соглашением - классический пример того, что политическая воля, будь она даже четко направлена и ясно высказана, имеет свои объективные пределы влияния. Ибо желание максимально упростить пересечение границ между названными странами было оформлено в соответствующий документ еще в 1985 году, а импликация соглашения состоялась почти шесть лет назад, в 1990-м. Процесс же согласования административных нюансов визовых, таможенных, полицейских режимов семи стран оказался настолько трудоемким, что государства-участницы, как показывает практика, и сейчас еще не совсем готовы к воплощению давнего замысла.

В принципе, пробная, так сказать, ситуация по созданию безграничного доверия давно существует между Бельгией и Люксембургом: паспортный контроль при переходе из страны в страну не производится. Однако положительный локальный опыт плохо ложится на всю подшенгенскую территорию.

Почему? Ослабление контроля на границах не провоцирует проблем с ростом преступности, контрабанды и обычного беспорядка только в том случае, если на достаточно высоком уровне сотрудничают правоохранительные органы задействованных стран. Административная слаженность - как и кого пускать, выпускать, задерживать - играет важную, но все же подчиненную роль. В случае с Шенгенскими просторами нестыковки в работе полицейских оказались частыми. Соответственно обнаруживались недоразумения в межправительственных отношениях.

В прошлом году источником наибольшей тревоги выступила Франция. Воспользовавшись предусмотренной текстом документа возможностью «в интересах национальной безопасности приостановить на конкретный период времени выполнение обязательств», Париж практически сохранил пограничный контроль. Объяснялось все это частыми терактами, увеличением в полтора раза ввоза наркотиков (предположительно большей частью из Нидерландов, где наркотики не запрещают во имя максимальной свободы личности).

Однако партнеры по Шенгенскому соглашению все равно обиделись. Великое Княжество Люксембург демонстративно восстановило работу контрольных служб на французской границе. «Посмотрим, сколько нелегальных иммигрантов поступит к нам из Франции, раз уж она сама контролирует свои границы», - заявил в июле прошлого года премьер-министр страны Жан-Клод Жанкер.

Частые шероховатости возникали между Францией и Бельгией, всякий раз - из-за проблем с поимкой преступников, совершивших правонарушение на территории Бельгии. Шенгенский договор облегчает переход границы, а бельгийские полицейские наталкиваются на множество препятствий, чтобы арестовать нарушителя закона: французы не позволяют иностранным стражам порядка преследовать и задерживать на своей территории кого бы то ни было.

Одно время дополнительные приглашения для въезда из «незападных» стран стала требовать Германия. Причины почти те же: большая, богатая и популярная у авантюристов страна не успела оградить себя от неприятных сюрпризов.

Таким образом, будущее Шенгенского соглашения - это новая и более эффективная форма взаимодействия полиции, которая пока не найдена. Обсуждаются три возможных сценария: солидное укрепление Европола, создание специальной «шенгенской» полиции на базе информационного банка данных в Страсбурге или же - подписание двусторонних соглашений между каждыми странами-участницами договора, которые бы определяли механизм поимки преступников.

Пока же внутри должного порядка не создано, максимально укрепляется контроль на внешних границах Шенгена (что, кстати, предусмотрено итоговым документом). Для жителей Украины это означает: для получения въездной визы следует обращаться только в посольство страны, откуда получено приглашение; приехав в одну из шенгенских стран, можно без дополнительных формальностей посетить любую другую, но если на границе у вас потребуют паспорт - не удивляйтесь.

Усиление внешней бдительности осложняет жизнь не только гостям из СНГ, но и, например, английским подданным, которые проживают в Гибралтаре и хотят, допустим, посетить Испанию. Коль скоро Великобритания в Шенген не вступила и пока не собирается, а полуостров Гибралтар принадлежит ей с 1704 года, Мадрид маринует потенциальных путешественников в очереди за разрешением по несколько часов. Как положено, несмотря на дружеское партнерство в ЕС.

Неясной остается ситуация с Италией и Грецией, которые давно не против присоединиться к шенгенским территориям, но репутация «окна в Европу» для всевозможных нелегалов, контрабандистов, наркомафиози настораживает шенгенскую семерку. Предположительно, проблема приема этих двух стран будет рассмотрена на ближайшем заседании исполкома Шенгенского соглашения. Встреча министров-представителей семи стран пройдет под председательством Нидерландов - «главных по Шенгену» в первой половине 1996 года.