UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шаткий эквилибриум на белорусском канате

Эквилибристика — это искусство критического риска и тонкого баланса, требующее незаурядного мастерства...

Автор: Жанна Безпятчук

Эквилибристика — это искусство критического риска и тонкого баланса, требующее незаурядного мастерства. Трудно найти более яркий пример такой рискованной балансировки, как политика официального Киева по отношению к Беларуси. Эквилибриум, который пытается удержать Украина, довольно шаткий: украинским политикам удается достигать «взаимопонимания по ключевым вопросам» двухсторонних отношений и одновременно делать громкие заявления о координации усилий с Польшей и странами Балтии по отношению к недемократической Беларуси. Что в ближайшее время может нарушить этот баланс — превосходящий вес перспектив или непосильное бремя проблем?

На прошлом неделе с рабочим визитом украинскую столицу посетил министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов. Во время встречи его с Борисом Тарасюком обсуждались организация в октябре визита Юрия Еханурова в Беларусь и встреча белорусского и украинского президентов. На пресс-конференции Борис Тарасюк сообщил о парафировании сторонами консульской конвенции, а также о подготовке к подписанию во время поездки украинского премьера в Минск не менее пяти межправительственных документов — об интеллектуальной собственности, упрощенном порядке пересечения границ и пунктов пересечения, о режиме свободной торговли.

Уже традиционно для постреволюционных украинско-белорусских отношений акцент делался на торгово-экономическом сотрудничестве. И это отнюдь не маскировка имеющихся между государствами идеологически-политических различий, хотя, конечно, не без этого. Следует четко понимать тот многоговорящий факт, что Беларусь входит в тройку крупнейших торговых партнеров Украины среди государств СНГ: прошлогодний объем товарооборота между двумя странами составлял 1 млрд. долл., а нынешний обещает достичь отметки в 1,5 млрд.

Такой показатель вводит Беларусь в круг десяти крупнейших торговых друзей Украины. Белорусские предприятия создают производственные цепочки с украинскими, и Беларуси нужен украинский черный металл. Страны сотрудничают в рамках двух еврорегионов — «Буг» и «Днепр». Следовательно, нет никаких сомнений в том, что рецепция Украиной Беларуси как важного экономического партнера абсолютно положительна. И все это несмотря на ряд громких внешнеполитических инициатив Киева, из которых становится очевидно, что с рецепцией Минска в качестве политического партнера все намного сложнее.

С приходом к власти в Украине новой команды политиков, настроенных подтверждать на международной арене свою верность демократическим ценностям, автократический режим Лукашенко невольно попадает в фокус оранжевого демократизатора. Хронология весьма «непробелорусских шагов» украинской стороны на внешнеполитическом уровне начинается еще с апрельской поездки Виктора Ющенко в Соединенные Штаты. Тогда американский и украинский президенты сделали совместное заявление, в тексте которого значился такой тезис: «Мы обязаны поддерживать продвижение свободы в таких странах, как Беларусь и Куба». Далее — скандал с Союзом поляков Беларуси (СПБ), вовлекший в свою орбиту и Украину. А в июле Александр Лукашенко заявил, что Польша, Литва и Украина стали инструментом для дестабилизации ситуации в республике.

Понаблюдав за польско-белорусскими баталиями со стороны, Украина предложила свои посреднические услуги. По-видимому, Киев хотел бы сыграть картой регионального лидерства в этой геополитической игре. В минувший понедельник Борис Тарасюк крайне осторожно заявил: «Мы готовы выступить в роли дружественной стороны, дружественного партнера в том, что касается проблем в отношениях между Беларусью и Советом Европы, Беларусью и Европейским Союзом. Кстати, и в ЕС к этому готовы». В такие амбициозные планы хорошо вписывается трехсторонняя встреча в прошлый четверг секретарей советов национальной безопасности Беларуси, Польши и главы внешнеполитического ведомства Украины.

В свое время Польша зарезервировала за собой роль адвоката Украины в Европе, что дало ей основания претендовать на разработку политики ЕС по отношению к Восточной, внееэсовской Европе. По-видимому, действия и заявления украинской дипломатии начерчены по тому же созданному Польшей трафарету. Украина имеет неплохие шансы выполнить роль дружественного посла демократического мира, готового помогать тогда, когда другие или равнодушны, или вообще отворачиваются. Это не является эфемерным, учитывая, что не только у Варшавы, но и у Вильнюса, который плотно занимается белорусским вопросом, омрачены отношения с Минском. В частности из-за того, что литовцы хотят построить вблизи границы с Беларусью могильник ядерных отходов.

В целом же все весьма «непробелорусские» внешнеполитические заявления, озвученные в течение последних месяцев Украиной как в одностороннем порядке, так и совместно с Грузией, Польшей и Литвой о «координациях действий» по отношению к Беларуси, являются лишь эффектными декларациями и публичной манифестацией преданности демократическим ценностям. На киевской пресс-конференции Сергей Мартынов четко артикулировал ответ официального Минска на все эти украинские демократизационные порывы: «Беларусь как суверенное государство само определится с процессами внутри своего общества и ей не нужна внешняя помощь при всем уважении к нашей братской Украине».

Но еще на казанском саммите СНГ в конце августа нынешнего года стало понятно: то ли из-за христианской любви, то ли из-за холодного геоэкономического расчета, но Александр Лукашенко не пойдет на конфронтацию. Он продемонстрировал чрезвычайную открытость к диалогу. В конце концов, все поняли — экономика экономикой, а политика политикой. Тем более что украинскую внешнюю политику Минск снисходительно рассматривает только как полностью лишенную самостоятельности заложницу американских и европейских геополитических расчетов. Самым свежим примером принципиальных политических различий Киева и Минска является их участие в 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Беларусь не поддержала реформирования структур ООН, в частности и Комиссии по правам человека. Не трудно догадаться, что позиция Украины относительно ооновской проблематики диаметрально противоположна.

Новые вибрации в украинский эквилибриум по отношению к Беларуси вносят белорусские оппозиционеры. Идеологически пестрая белорусская оппозиция объединилась в рамках Национального конгресса демократических сил, съезд которого запланирован на 1—2 октября нынешнего года в Минске. На нем должны избрать единого кандидата от оппозиции на президентских выборах. Среди претендентов фигурируют Анатолий Лебедько (лидер Объединенной гражданской партии), Сергей Калякин (лидер Партии коммунистов Беларуси), Александр Милинкевич (беспартийный общественный деятель, которого поддержал Белорусский народный фронт) и Станислав Шушкевич (председатель социал-демократической «Грамады»). Когда белорусская оппозиция столкнулась с проблемой места проведения съезда, то оргкомитет разработал варианты его проведения в Киеве. Но А.Лукашенко лично вмешался в это дело, инициировав помощь в проведении съезда в Минске. А вот проекты организации радиовещания на Беларусь с территории Украины не нашли пока что ни единого практического воплощения.

Известен факт, что А.Лукашенко инициировал внесение изменений в Конституцию, на практике развязывающие ему руки в применении вооруженной силы против возможных акций протеста во время выборов. По-видимому, сценарий «бархатной революции» в Минске так или иначе моделируется. Но здесь стоит отметить такой примечательный момент: особую заинтересованность в Беларуси проявляет Европейский Союз. Если сравнивать Беларусь и Украину с точки зрения ЕС, то кажется, что в долгосрочной перспективе Минск существенно выигрывает у Киева. В первую очередь, за счет того, что Беларусь значительно меньше территориально, а следовательно, ее будет легче «переваривать» внутри Евросоюза. На президентских выборах в этой стране интересы ЕС и России могут совпадать в том, что ротация власти должна состояться без революционной романтики, ибо иначе США получат еще одну позицию в перечне громких побед демократии.

Украине же во всех этих политических лабиринтах важно до конца придерживаться законов политической эквилибристики, ведь Беларусь полностью приняла предложенные правила игры. Вероятно, качественно новых форматов двусторонних отношений можно ожидать только после президентских выборов в этой стране. Белорусские оппозиционеры призывают Украину продемонстрировать яркий пример обновления после изменения правящего режима, чтобы белорусский официоз не мог упрекнуть оппозиционеров в эфемерности радикальных демократических трансформаций. А для этого Украине необходимо удержать эквилибриум внутри страны, это уже значительно труднее, чем делать идеалистические внешнеполитические заявления.