UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шаг вперед, два — назад

Давно уже российская сторона не делала таких резких заявлений по переговорам по разграничению азово-керченской акватории...

Автор: Владимир Кравченко

Давно уже российская сторона не делала таких резких заявлений по переговорам по разграничению азово-керченской акватории. В обнародованном 1 июля комментарии департамента информации и печати МИД России украинских дипломатов обвиняют в ложной интерпретации и искажении позиции российской стороны. Кроме того, в Москве вновь говорят о том, что пролив нужно сохранить в общем пользовании Украины и России.

«Считаем необходимым заявить, что договор между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива не оговаривает проведение линии государственной границы в Керченском проливе, а лишь предусматривает, что урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами», — такие акценты ставит в своем комментарии российское МИД.

Об этом же, по нашей информации, россияне говорили и на заседании экспертных групп по азово-керченской проблематике, прошедшей в Керчи 23—24 июня, во время которой была согласована т.н. «отсылочная» норма, связывающая соглашения о сотрудничестве в различных сферах с договором о госгранице в Азовском море и Керченском проливе в один пакет. (Кстати, еще в мае планировалось, что в Керчи состоится двадцатый раунд переговоров украинской и российской делегаций. Однако глава российской делегации Виктор Калюжный не приехал в Украину, и в результате была проведена встреча экспертов. Россияне объясняют это тем, что Киев и Москва не поняли друг друга…)

А ведь еще несколько недель назад казалось, что обе стороны сумеют без излишнего драматизма мирно договориться о разделе Керченского пролива. На двух последних раундах переговоров российская делегация согласилась с тем, чтобы линия государственной границы прошла не только в Азовском море, но и в проливе. Что и было зафиксировано в протоколах восемнадцатого и девятнадцатого раундов переговоров.

О разграничении пролива речь идет и в уже консолидированном тексте договора о госгранице в Азовском море и Керченском проливе (во 2-й статье осталось только записать координаты прохождения границы). К тому же существует и нота МИД РФ, в которой российские дипломаты предлагали своим украинским коллегам перенести уже существующую линию государственной границы в проливе в сторону Украины и провести ее по Керчь-Еникальскому каналу…

Было бы крайне наивно полагать, что Виктор Калюжный на переговорах по разграничению азово-керченской акватории проявлял личную инициативу и самодеятельность. Как показывают переговоры по Каспию, российский дипломат действует жестко в интересах России, при необходимости прибегая к прессингу. И с Киевом Калюжный вел переговоры в рамках полученных им инструкций.

И вот неожиданное заявление российского внешнеполитического ведомства. Подобную трансформацию позиции россиян, которую можно расценивать не иначе как отказ от достигнутых ранее договоренностей, следует увязывать не только с назначением на должность министра иностранных дел России Сергея Лаврова (еще во время своего первого приезда в Киев он говорил об общем пользовании Керченского пролива). Похоже, что изменение тактики российских дипломатов связано с началом предвыборной кампании в Украине.

Безусловно, россиянам выгодно затягивание переговорного процесса, поскольку сохраняется неопределенность. В такой ситуации всегда существует возможность повернуть дело в свою пользу. В то же время в Москве не могут рисковать и хотели бы решить вопрос с проливом до президентских выборов в нашей стране. Ведь украинская власть традиционно слаба в период «перегонів». К тому же, если сегодня некоторые кандидаты в президенты готовы на многое ради политической поддержки Кремля, то нет никаких гарантий, что после 31 октября они и далее пойдут на уступки в вопросах национальной безопасности Украины.

В этой ситуации, похоже, россияне в очередной раз сделали ставку на встречу Владимира Путина и Леонида Кучмы. Не случайно тот же Калюжный призывал украинских дипломатов к тому, чтобы судьбу Керченского пролива, по примеру Каспия, решали президенты. И если ранее такой вариант рассматривался как гипотетическая возможность, то сегодня это уже основной постулат, лежащий в российской позиции по разграничению азово-керченской акватории. А к чему могут привести подобные рандеву, показывает история с нефтепроводом Одесса—Броды: на прошлой неделе было принято решение использовать его в двух направлениях.

Вполне возможно, что решать судьбу пролива президенты будут еще в этом месяце. Во второй половине июля в Ялте состоится их очередная встреча. Приблизительно в то же время в Крыму пройдет и полуофициальная встреча Константина Грищенко с Сергеем Лавровым…