UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сепаратисты проиграли

Франция сохранила Новую Каледонию.

Автор: Алексей Коваль

Жители Новой Каледонии - архипелага в южной части Тихого океана, являющегося французской заморской территорией с особым статусом, - на референдуме 4 ноября проголосовали против независимости от Франции.

Из 174 тыс. жителей с правом голоса к урнам для голосования пришли 80,6%. Из них идею сецессии поддержали 43,6%, против высказались 56,4%. Сторонники полного суверенитета - представители коренного канакского населения - потерпели крупное политическое поражение после 30 лет борьбы за право самоопределения и подготовки к референдуму, который должен был положить конец "колониальному господству французов".

Получив известие о результатах референдума, президент Французской республики Эммануэль Макрон обратился из Елисейского дворца к жителям Новой Каледонии и всем гражданам страны. "Как президент я испытываю гордость за то, что большинство жителей Новой Каледонии выбрали Францию. Каждый должен почувствовать эту гордость и разделить ее, - заявил Макрон. - Единственными проигравшими сегодня являются презрение, жестокость, страх и раскол". Он назвал это событие завершением длительного исторического этапа отношений метрополии и далекой провинции.

В 1844 г. первые французы, ступившие на берег неизведанной земли, устроили резню местного населения, существовавшего на примитивном уровне, а заодно и английских миссионеров, которые пытались закрепиться тут несколько ранее. С 24 сентября 1853 г. Франция формально вступила во владение этими территориями, что привело к началу колонизации острова европейцами. Канаки (существует мнение, что это слово означает "настоящие люди" в переводе с одного из диалектов) подвергались сегрегации и расовой дискриминации со стороны "белых пришельцев". Те очистили от аборигенов район нынешней столицы Нумеа, который и сегодня является центром концентрации европейцев.

Сначала колонизаторы торговали сандаловым деревом. После 1860 г. европейцы нашли на архипелаге богатые залежи никеля, кобальта, хрома, железа, марганца, золота, свинца. Острова длительное время использовались как тюрьма.

После того как канаки вместе с французами сражались в двух мировых войнах, Париж с 1957 г. предоставил канакам гражданство. Как заморская территория (с 1946-го) Новая Каледония получила представительство в парламенте Франции: два депутата - в Национальном собрании и два - в Сенате.

Однако вскоре возникло и движение за суверенитет на фоне того, что колониальная система трещала по швам. С 1976 г. сепаратисты не останавливались перед актами насилия, захватывая земли европейских поселенцев. Кульминация конфликта пришлась на 1986-1988 гг., когда погибли в целом 70 чел. с обеих сторон. Французам пришлось вводить чрезвычайное положение и использовать армию для нейтрализации повстанцев.

Поворотным моментом стали трагические события на атолле Увеа, где повстанцы убили четырех жандармов и взяли в заложники еще 27 чел., а французская армия ответила спецопераций, в которой погибли более 20 канакских повстанцев. Однако лидер движения за освобождение канаков Жан-Мари Тжибау в мае 1988 г. стал инициатором переговоров с французскими властями и местным представителем "выходцев из Европы" Жаком Лафлером. Премьеру Франции, социалисту Мишелю Рокару удалось найти формулу примирения и через Матиньонские соглашения 1988 г. остановить насилие и сползание архипелага к гражданской войне. А спустя 10 лет уже другой премьер-министр Франции, также социалист, Лионель Жоспен соглашением в Нумеа в 1998 г. закрепил тенденцию к примирению, признав за Новой Каледонией "особенный статус". Именно этими соглашениями был предусмотрен нынешний референдум - 4 ноября 2018 г.

За десятилетия этническая ситуация на архипелаге стала сложнее: кроме выходцев из Европы здесь живут выходцы из стран Азии - китайцы и японцы, а также алжирцы, выходцы с французской Полинезии. Да и среди канаков, составляющих менее половины жителей архипелага, теперь есть такие, кто не поддерживает идей независимости.

Дело в том, что Франция ежегодно "вливает" в свою заморскую провинцию субсидий примерно на 1,5 млрд долл. США. Так что, несмотря на автономию, Новая Каледония сильно зависит от Франции в сферах обороны, образования, инвестиций. Жителям архипелага есть с чем сравнивать: граждане соседнего независимого государства Вануату живут в десять раз беднее, не имея такого богатого "спонсора".

Поэтому уже накануне референдума в Новой Каледонии во французской печати и политических кругах не сомневались, что в результате голосования Новая Каледония останется вместе с Францией. Однако результаты плебисцита показали, что противников независимости оказалось всего на 18 тыс. больше чем сторонников. Это обеспокоило Париж, ведь в соглашении 1998 г. записано, что если на референдуме 2018 г. сторонники независимости проиграют, они имеют право организовать еще два подобных плебисцита - в 2020-м и 2022-м.

Вот почему уже на нынешней неделе делегация французских чиновников во главе с премьер-министром Франции Эдуаром Филиппом отправилась за 20 тыс. километров от Парижа, чтобы в Нумеа провести встречи со всеми политическими силами Новой Каледонии. Их результатом могут стать новые договоренности между "метрополией" и заморской территорией, которые могут включать как увеличение финансовой помощи, так и, возможно, расширение автономных прав и полномочий для местных властей.