UA / RU
Поддержать ZN.ua

Семь шагов на пути в ЕС

В следующем году Украине в отношениях с Европейским союзом стоит быть настойчивой и амбициозной. Инициатива поможет стране добиться поставленных целей.

Автор: Константин Елисеев

Идеальной и стратегически правильной моделью развития отношений Украины с Европейским Союзом является обретение членства в ЕС, который является движущей силой демократических общеевропейских процессов ради мира, безопасности и процветания.

Реализация этой модели будет содействовать решению практически всех ключевых задач украинского государства - от усиления независимости, укрепления суверенитета, территориальной целостности, безопасности и получения доступа к передовым технологиям до неуклонного соблюдения властью верховенства права, прав и свобод человека и повышения уровня благосостояния.

Главная ценность будущего членства нашего государства в ЕС и причина высокого уровня поддержки обществом этого курса неизменно ассоциируются с чувством уверенности в будущем, справедливости, защищенности собственной идентичности, умноженным на гордость от принадлежности к когорте развитых стран мира.

Именно поэтому украинцы не позволили украсть мечту о ЕС еще в 2013 г., дали жесткий отпор российскому агрессору и выставляют высокую реформаторскую планку для власти. И никто в Украине больше не даст шанса разменять эту мечту на скидку на газ или на мифические экономические дивиденды от возврата к какому-либо российскому неоимперскому, цивилизационно отсталому проекту. А упрочение курса на вступление в ЕС в Конституции создает надежный предохранитель для каких-либо ситуативных или стимулированных Москвой прихотей осуществить геополитический разворот Украины.

Надо признать, что само членство в Евросоюзе является вопросом перспективы, но подача соответствующей заявки - это задача вполне осуществимая уже в ближайшее время. И именно над этим надо активно работать уже в 2020 г. Как переговорщик с достаточным опытом договоренностей с ЕС, я абсолютно убежден, что, несмотря на все преграды и голоса скептиков, вполне реальным является выход на подачу заявки уже в 2023 г.

Достижение соответствия критериям членства в ЕС - серьезное испытание на институционную способность государства, в каком бы измерении ее ни развивали, даже в смартфоне. Именно от эффективности украинской власти и общества в реализации такой стратегии и будет зависеть не только продолжительность пути к членству, но и скорость реального повышения стандартов жизни украинцев.

Трудностей на этом пути будет прибавлять то, что Украина вынуждена не только догонять другие страны ЕС, но и смотреть вперед, учитывая долгосрочные стратегии и планы развития объединенной Европы. Климатическая нейтральность до 2050 г. или развитие "экономики благосостояния" - это только отдельные из примеров.

Подписанное в 2014 г. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, включительно с углубленной и всеобъемлющей зоной свободной торговли, создало крепкий фундамент для системного движения Украины к внедрению политик и стандартов ЕС, и как результат - постепенного достижения критериев членства. Первые годы выполнения Соглашения подтвердили, что Украина способна быстро идти по пути политической ассоциации и экономической интеграции. И важно, что Украина подтвердила намерение не останавливаться на достигнутом, а мыслить и двигаться динамично.

Именно благодаря креативности и настойчивости украинской команды в последние годы удалось обеспечить расширение поля для сотрудничества и интеграции, выйти на договоренности по модернизации Соглашения для углубления секторальной интеграции в сферах цифровой экономики, энергетики, юстиции и внутренних дел, а также таможенного дела. Был заложен принцип "живого соглашения", а следовательно, и потенциал для практически безграничной гибкости правовых рамок отношений между Украиной и ЕС.

В 2020-й год Украина и ЕС входят с перспективным фундаментом для развития отношений и новым руководством в обеих столицах. Вместе с тем именно от подходов и инициатив украинской стороны будет зависеть повестка дня отношений с ЕС на последующие пять лет. А предлагать их должны уже в первой половине 2020 г.

Знаковые события - заседание Совета ассоциации в конце января и очередной саммит Украина-ЕС летом. Что надо делать дальше?

Во-первых, отработать проведение в Брюсселе совместного заседания Еврокомиссии и правительства Украины как модальности "Совета ассоциации+", что будет содействовать установлению крепких личных контактов на высоком уровне.

Во-вторых, договориться об обновлении Соглашения об ассоциации для приведения его в соответствие с сегодняшним днем. Прошло уже более семи лет с момента его парафирования. Если посмотреть, какой путь за эти годы преодолели Украина и ЕС, можно сказать, что это - две разные реальности. Главное, что можно посоветовать будущим переговорным командам, - это быть амбициозными, смелыми, смотреть "за горизонт" и выйти на качественно новый уровень соглашения, которое обеспечивало бы максимальную гибкость, увязку с динамикой развития политик в Евросоюзе. Надо воспользоваться этой возможностью, чтобы поднять вопрос об осуществлении т.н. скрининга национального законодательства на предмет его соответствия правовому заделу ЕС. На простом языке, по сути это может стать Планом действий по членству (ПДЧ) в ЕС.

В-третьих, в контексте обновления соглашения важно договориться и закрепить готовность к проведению совместно с ЕС оценки имплементации углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с целью выработки рекомендаций для сбалансированного пересмотра ее параметров в обоюдных интересах. При этом Украина должна стать частью производственной цепи европейских товаров в глобальном мире, полноправным участником кооперации производственных процессов.

В-четвертых, использовать новый момент в отношениях для решения вопроса о заключении с ЕС Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции - АСАА, что уменьшит нетарифные барьеры для украинского промышленного экспорта в ЕС и станет "промышленным безвизом".

В-пятых, использовать выход Великобритании из ЕС для окончательного решения вопроса о заключении Соглашения с ЕС об Общем авиационном пространстве, подписание которого могло бы стать одним из ключевых результатов летнего саммита.

В-шестых, продолжение сотрудничества с МВФ дает основания начать переговоры с ЕС о новой программе макрофинансовой помощи Украине, но уже сроком на три года.

В-седьмых, саммит "Восточного партнерства" в 2020 г. может стать переломным в истории инициативы, завершив формализацию и углубление отношений с "ассоциированной тройкой" - Украиной, Молдовой и Грузией. Следует активизировать дипломатическую работу в государствах - членах ЕС для продвижения этой идеи с особым ударением на Германии, которая будет председательствовать в ЕС во второй половине года и традиционно является локомотивом "восточной политики ЕС". Когда-то, еще в 2008 г., именно работа во время французского председательства в ЕС открыла Украине путь к ассоциации и безвизу.

И самое главное. Следует приложить все силы для укрепления солидарности Евросоюза с Украиной в вопросе противодействия российской агрессии, сохранения/усиления санкций ЕС против России до полного восстановления территориальной целостности Украины.

Мой призыв к власти в 2020 году: "В отношениях с ЕС будьте амбициозными и инициативными. Сделайте невозможное возможным".