UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СЕ ЧЕЛОВЕК»! (ВОЗМОЖНО) ПОПЫТКИ ПРЕЗИДЕНТА КЛИНТОНА ВЕРНУТЬ АМЕРИКАНСКИХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

После того, как республиканцы пришли к власти в Америке в ноябре, разогнав и напугав демократов, ка...

Автор: Кэтрин Лэк

После того, как республиканцы пришли к власти в Америке в ноябре, разогнав и напугав демократов, как охотники стаю птиц, президент Клинтон очутился в изоляции: покинутый своей стаей, оглушенный и, возможно, даже подстреленный, он находится прямо на линии огня. Однако раздавались голоса, советовавшие не сбрасывать Клинтона со счетов. Как «убитую птицу». «Подождите до 24-го января», - говорили они. Дождитесь президентской речи. Президентская речь - это ежегодная программная речь президента США, с которой он обращается к народу. Это шанс для президентов дать объяснение прежним и будущим действиям своей администрации, подробно и не прерываясь. Это возможность, которая не часто бывает, и Клинтон явно почувствовал, что ему следует многое объяснить: его обращение к народу продолжалось 82 минуты. Кроме того, президент дал интервью на телевидении на той же неделе, что рассматривается, как попытка Клинтона вновь завоевать благосклонность американского народа, вернуть перехваченную республиканцами инициативу.

Прошлое уходит...

«Я искренен, говоря, что я совершал ошибки» - как в своей речи, так и в своем интервью Клинтон с болью признал, что первые два года его пребывания на посту президента не всем пришлись по душе. В самом деле во многом республиканцы обязаны своим успехом на последних выборах недовольству избирателей президентом. Бытовало мнение, что, хотя Клинтон был

избран как «новый демократ» - более умеренный, менее «социалистический старый вариант», когда он пришел к власти, то оказался не таким уж «новым». Оппоненты утверждают, что Клинтон в большей степени демократ «старого образца»: с его верой в многочисленное федеральное правительство, которое занимается всем на свете и существующее за счет налогоплательщиков, но от которого им мало пользы. Они приводят в качестве примера его программы здравоохранения и повышения благосостояния народа,- они обе вызвали яростные споры и не были приняты Конгрессом, - а также говорят, что его деятельность только приведет к ухудшению положения

среднего класса Америки. Мысль о том, что Клинтон «нехорош» для среднего класса Америки, - основная для массы избирателей США - стала популярной за последние два года. Новый американский Конгресс пришел к власти под лозунгами, обратными тем усилиям, которые были уже предприняты Клинтоном. Сейчас именно республиканцы претендуют на то, что они являются выразителями интересов среднего класса, и президент, по-видимому, реагирует на этот факт. Пытаясь все-таки отстаивать некоторые из своих идей, он в то же время делает шаги навстречу республиканцам, возможно, даже при этом проходя больше половины пути. Он признает, что «откусил больше, чем может проглотить» в отношении проекта о здравоохранении. Он довольно подробно разъясняет трудности осуществления проекта по повышению благосостояния народа. И в то же время в его речи встречались избитые формулировки типа «освобождение народа» и «не желая наказывать бедных», что в целом приближало его мысли к жесткой республиканской точке зрения.

Канул в прошлое образ фланирующего, играющего на саксофоне плейбоя.

Временами Клинтон говорит так, как будто он принадлежит к поколению своих родителей. Большая часть президентской речи звучала как проповедь и наставление в «американском» стиле: он дважды датировал вступительную часть Конституции США. Американцы всегда были очень традиционно мыслящим и склонным к ностальгии народом. Многие считают, что семейные и нравственные американские ценности исчезают. (Это, конечно, не помешало огромному успеху телепередачи о судебном процессе О.Г.Симпсона). И многие полагают, что правительство должно прилагать больше усилий, чтобы остановить это падение нравов. Если Клинтон сможет убедить избирателей, что он также выступает за «добрую старую американскую семью и ее ценности», - а это как раз не приходит на ум, когда вспоминаешь «приключения» Клинтона, - то он значительно продвинется по пути возрождения веры в его способности. То, что он облачает свои мысли в столь старомодную, банальную форму, может явиться толчком к изменению его имиджа.

...Но является ли новое действительно

новым?

Многое в речи президента было не настолько искусно, как его стиль изложения, целью которого являлось вернуть доверие американцев среднего класса. Два главных проекта, о которых Клинтон говорил и в своей речи, и в своем интервью, - это «Новый договор» и «Билль о правах среднего класса». Оба эти проекта можно рассматривать, как прямой ответ «Контракту с Америкой» республиканцев. Этот «Контракт» представляет собой перечень целей, изложенных Ньютоном Гингричем Конгрессу, и который предполагает создание менее многочисленного федерального правительства, которое меньше вмешивается во всё, а также предполагает меньший объем федеральных социальных программ, но при этом в нем уделяется больше внимания традиционным американским ценностям. В «Контракте» очень убедительно было изложено избирателям, почему нужно голосовать за республиканцев.

В то время, как в «Билле о правах» больше говорится о налоговых вопросах и других экономических проблемах, в «Договоре» больше внимания уделяется восстановлению утерянных американских нравственных ценностей. Однако все это не ново. Эти же идеи Клинтон

выдвигал, когда впервые выставлял свою кандидатуру. Это не означает, что республиканцы украли идеи Клинтона, использовав их в своем «Контракте». Между ними есть большие различия. Республиканцы хотят отобрать у правительства гораздо больше, чем Клинтон, и они более консервативны, когда речь идет о нравственных ценностях, включая такие вопросы, как запрет на аборты и разрешение на молитву в школах.

Клинтон все еще делает больший упор на организованные общественные программы, в то время как республиканцы предпочли бы более индивидуалистский подход. Но основные идеи - меньше правительства, больше нравственной ответственности одинаковы.

Главной проблемой администрации Клинтона за последние два года было то, что эта идея была утеряна. Или, как повторил Клинтон на прошлой неделе, это то, что американский народ не осознает, насколько далеко Клинтону удалось продвинуться в достижении своих целей. Верно то, что Клинтон многое сделал для достижения своих целей. Он уменьшил разросшуюся бюрократию Америки. Он принял правительственные программы, целью которых является помочь людям вернуться в свое общество. Он уменьшил бюджетный дефицит. Верно также и то, что многие его достижения остались незамеченными на фоне его более заметных неудач.

Поэтому многим кажется, что администрация Клинтона добилась немногого, и что она оказалась совсем не той политической лошадкой, на которую они ставили при голосовании.

Возникает вопрос: если Клинтон не смог показать народу, чего он добился, сможет ли он осуществить новые идеи вместо того, чтобы придерживаться старых? Ведь именно этого сейчас ожидают скорее от оппозиционной партии, чем от него.

Действительно, возможно, образ «нового» Клинтона, возникший на прошлой неделе окончится разочарованием. Прежние требования, которые ранее предъявлялись Клинтону, все еще остаются и, похоже, еще и возрастут. Две самые большие претензии к нему: во-первых, он человек, который не может сосредоточиться на чем-то одном, и, во-вторых, он сможет сказать что угодно, чтобы удержаться у власти. Его речь была очень длинной и несколько хаотичной - в ней Клинтон попытался сказать все обо всем, и это не придало ей силы. В то же время она была слишком витиевата, изобиловала американскими лозунгами и фразеологией, так что порой ускользал смысл.

Затем в своем интервью Клинтон попытался конкретизировать, что он говорил и что же он имел в виду в своем обращении к народу.

То, что президент всегда занимает оборонительную позицию, не способствует созданию того образа лидера, который хотят видеть американцы.

Никогда не недооценивайте

«темную лошадку»

Все же еще слишком рано сбрасывать Клинтона со счетов. Его неоднократно объявляли сходящим с дистанции два года назад, но ему все же удалось стать президентом. Прошла только половина его президентского срока, а два года это большой срок в американской политике. Кто бы мог подумать два года назад, что республиканцы будут контролировать обе палаты Конгресса? То, что пришли республиканцы и ушли демократы, может оказаться полезным. Когда все находится в руках одной политической партии, президенты легко становятся «козлами отпущения» за каждую возникшую проблему. Так как их рассматривают как фактического главу партии, к которой они принадлежат (что неверно), то, кроме заботы о нации, они еще должны контролировать все остальное. Сейчас, когда Конгресс стал республиканским, Клинтон, возможно, получит «козла отпущения» вместо того, чтобы всегда быть им самому.

Клинтон также начал вновь налаживать свои отношения с прессой, которые были в прошлом не очень хорошие. Последнее интервью на телевидении о том свидетельствует, а также и то, что положительной информации о деятельности администрации стало больше. Хотя разочаровывает отсутствие оригинальности идей, исходящих от Белого дома, по крайней мере президент пытается вернуться к идеям, за которые он был избран, и пытается избежать дальнейших споров. С одной стороны, это можно рассматривать как отступление, но это может помочь завершить многие начинания. Реформы в области здравоохранения и улучшения благосостояния нуждаются в пристальном внимании. Это проблемы, которые касаются всех американцев независимо от политических пристрастий. Усилия рабочих групп, составленных из оппонентов, вместо однопартийных декретов должны привести к расширению спектра идей и мнений, а не к тупику, как сейчас многие опасаются. Есть также признаки того, что Клинтон становится гибче. В многословной речи Клинтона в прошлый вторник можно было уловить обещание не возвращаться к уже осуществленным проектам. Это касается и двух таких вопросов, как Закон о преступности, рассердивший многих американцев, которые любят иметь свое оружие, но способствовавший большей безопасности американских улиц, а также вопрос о минимальной зарплате.

Клинтон почти исключительно остановился на вопросах внутренней политики, даже не упомянув обо всем, что было достигнуто его администрацией за рубежом. Это также свидетельствует о здравом смысле. Американцев, конечно, волнует, что происходит за пределами их страны, но сейчас чувство недовольства разрушением «американского образа жизни» - действительное или мнимое, - это то, что касается большинства граждан США. Именно эту проблему Клинтон должен попытаться решить, если хочет оставаться президентом еще шесть лет, а не только два.