UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сдерживание "Большого Дракона"

Китайский вызов американо-филиппинскому альянсу.

Автор: Виктор Каспрук

Государственный секретарь США Майк Помпео пообещал защитить Филиппины от "вооруженного нападения" в спорном Южно-Китайском море.

Это является строгим предупреждением Вашингтона Пекину в связи с китайскими претензиями на большую часть этого стратегического водного пути.

Выступая в Маниле после встречи с филиппинским президентом Родриго Дутерте, госсекретарь Помпео сказал, что искусственные острова, созданные Китаем в этих водах, несут угрозу филиппинской нации и ее соседям в Юго-Восточной Азии. Резким заявлением США фактически предупреждают Пекин, что психологическая война китайцев с соседними странами, которая в любой момент может перерасти в прокси-войну между двумя большими государствами в этом регионе, представляет угрозу американской национальной безопасности.

Из этого следует, что Филиппины могут стать только поводом к серьезному разговору о том, где заканчивается граница терпения Вашингтона, если Китайская Народная Республика будет продолжать наращивание конфронтации в Восточной Азии. По сути, речь идет о новой парадигме сдерживания "Большого Дракона", который, хотя и не готов пока к вторжению на территорию Филиппин, но своим поведением провоцирует других принимать меры противодействия китайской ползучей экспансии.

Анализируя ситуацию, важно отметить, что территориальные споры между Китаем и Филиппинами, Вьетнамом, Тайванем, Брунеем и Малайзией тоже прямым образом связаны с возможностью для США свободно плавать в водах Южно-Китайского моря, а также затрагивают их коммерческие интересы в регионе.

Соблюдение свободы навигации раздражает КНР, поскольку не дает никому права контролировать спорные территориальные воды. Таким образом, Китай поставлен американцами перед фактом: либо он прекращает свою конфронтацию с соседями и признает, что все спорные вопросы должны быть решены на двусторонних или многосторонних переговорах, либо ему придется отстаивать свою "правоту" силой, к чему Пекин пока явным образом не готов.

Можно сказать, что своим заявлением госсекретарь США Майк Помпео показывает готовность американцев подтвердить, а возможно и внести дополнения в "Договор о взаимной обороне между Соединенными Штатами Америки и Республикой Филиппины", подписанный 30 августа 1951 г. в Вашингтоне.

В своем недавнем заявлении госсекретарь Помпео подчеркнул, что "Южно-Китайское море является частью Тихого океана, любое вооруженное нападение на филиппинских военных, самолеты или гражданские суда в Южно-Китайском море вызвало бы взаимные обязательства защиты, согласно статье IV нашего Договора о взаимной обороне". Речь идет о готовности Америки укреплять коллективные положения самообороны, зафиксированные в настоящем договоре.

Однако в нынешнем геополитическом контексте не совсем понятно: в Маниле это видят как успокоительное разъяснение четкого объема обязательств американцев или как нежелательный раздражитель для территориально близкого Китая? Среди филиппинского руководства по этому поводу консенсуса нет. Некоторые там считают, что неопределенность - это лучшее сдерживание, а слишком тесное сближение с Америкой способно превратить Филиппины в потенциальную мишень для КНР.

Так, министр обороны Филиппин Делфин Лорензана через несколько дней после посещения страны госсекретарем Майком Помпео (который заверил президента Дутерте в поддержке Вашингтоном Филиппин в Южно-Китайском море) заявил: правительство должно пересмотреть более чем полувековой договор со своим давним союзником, чтобы не спровоцировать потенциальный вооруженный конфликт с Китаем в спорном Южно-Китайском море.

Ситуация с безопасностью в регионе стала "намного сложнее", заметил Лорензана, с тех пор, как 68 лет назад Филиппины-США подписали договор о взаимной обороне. "Филиппины ни с кем не в конфликте и ни с кем не будут в состоянии войны в будущем", - подчеркнул он. Похоже, это является реакцией части филиппинского истеблишмента на то, что после вступления в президентскую должность Дональда Трампа Америка начала чаще проводить военное патрулирование в спорных водах Южно-Китайского моря, пытаясь помешать Китаю превратить искусственные острова в военные базы.

Чтобы понять истоки такого специфического поведения филиппинского руководства, нужно вспомнить, что летом 2016 г. Китай отказался признавать право Постоянной палаты третейского суда в Гааге на рассмотрение территориальных проблем Южно-Китайского моря и заявил, что не намерен выполнять его решение.

Постановление третейского суда стало громким поражением больших юридических претензий Китая в Южно-Китайском море. Однако, хотя Филиппины выиграли тяжбу с Китаем, выполнить решение международного суда не удалось. Ведь у третейского суда нет механизмов, чтобы заставить Пекин его выполнять. Китай исповедует право сильного и намерен им пользоваться и в будущем.

Несмотря на то, что китайский лидер Си Цзиньпин не заинтересован в войне с Америкой, он хочет, чтобы США отказались от своих бывших позиций в регионе. Таким образом КНР исповедует принцип "Азия для азиатов". Похоже, в основе соблюдения этого принципа лежит уверенность Пекина, что в его конфликтах с соседями виновны США, поскольку используют их для сдерживания Китая.

Безусловно, для президента Дутерте авторитарные методы руководства КНР значительно более близки, чем американская демократия. Можно предположить, что, поняв бесперспективность противостояния с Китаем, он решил подчиниться и провести серию тайных переговоров. Как приз для себя за такую капитуляцию Родриго Дутерте может выторговать пожизненное президентство, на что китайцы согласятся закрыть глаза.

Продвижение по этому пути вполне может начаться с переименования Филиппин. Не так давно Дутерте, под предлогом желания избавиться от прежнего колониального наследства, выступил с инициативой заменить название своей страны на "Магарлика". Что в переводе с индо-малайских языков означает "свобода". А за переименованием Филиппин произойдет переписывание конституции этой страны, что, в свою очередь, вызовет много радикальных изменений.

Реалистическая мировая геополитика определяется балансированием решений, заявлений и действий политических актеров, которые уравновешивают желание сторон и их реальные возможности. Сейчас перспективу американо-филиппинских отношений следует рассматривать сквозь призму ухудшения отношений между США и Китаем.

Китайская тень нависает над возможностью восстановления ухудшившихся связей между Манилой и Вашингтоном. Сейчас Родриго Дутерте маневрирует между США и КНР. А министр обороны Делфин Лорензана, который, кстати, более десяти лет провел на дипломатической работе в Вашингтоне, дал четко понять, что отказ от альянса с Америкой является одним из возможных вариантов. Тем более что Договор допускает его аннулирование в одностороннем порядке в течение года после сообщения об этом решении одной из сторон.

Однако не исключено, что причина такого откровенного демарша Лорензана может быть более тонкой, чем кажется на первый взгляд. Он, почти наверняка, не хочет расторгать союз с американцами. Но поставив резко этот вопрос, министр обороны Филиппин провоцирует на ответ прокитайское лобби в окружении президента Дутерте. Они должны определиться, какого рода системы безопасности ищут, и как это будет защищать жизненно важные интересы страны, в частности в Южно-Китайском море.

Если сейчас они воздержатся от прямого ответа, что считают лучше доверять Китаю, чем США, то это подорвет все их предыдущие аргументы и закончится, в конце концов, усилением традиционных связей с американцами. Тем временем такая стратегия может подтолкнуть Вашингтон на уступки - конкретизацию нынешних неопределенностей в Договоре о взаимной помощи.

Конечно, Делфин Лорензана рискует, принимая во внимание непредсказуемость как Дутерте, так и президента США Дональда Трампа. Но он прав в том, что нынешнее соглашение с Америкой требует коррекции и более четкой определенности. Поскольку даже проамериканские силы в Маниле разделяют недовольство прокитайских чиновников неопределенными обязательствами США относительно своего союзника в Юго-Восточной Азии, особенно в свете споров с Китаем.

Лорензана справедливо считает, что американо-филиппинскому альянсу нужное обновление, чтобы отвечать геополитическим реалиям ХХІ в. А ими являются резкое усиление влияния Китая и необходимость более тесного экономического взаимодействия США с регионом.

В обмен на более широкий доступ к стратегическим филиппинским базам, которые граничат с Южно-Китайским морем, Вашингтон должен бы четко дать понять, каким образом он готов помочь Филиппинам в случае возникновения непредсказуемых обстоятельств в спорных водах. Кроме того, эти два давних союзника должны завершить подготовку к подписанию экономических соглашений, в том числе соглашения о свободной торговле, чтобы оживить свои отношения в более широком смысле.

Новая конструкция отношений между США и Филиппинами требует конкретизации обязательств обеих сторон. Это могло бы быть зафиксировано в новом Договоре между Вашингтоном и Манилой, необходимость подписания которого диктуется реалиями современной геополитики.