UA / RU
Поддержать ZN.ua

«САМОЛЕТНЫЙ СКАНДАЛ»: ПЕРВОЕ «КИТАЙСКОЕ» ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ ДЖОРДЖА БУША

Когда две недели назад самолет ЕР-3 ВМС США взлетел с американской базы на японском острове Окинав...

Когда две недели назад самолет ЕР-3 ВМС США взлетел с американской базы на японском острове Окинава, никто из 24 членов экипажа не мог и подумать, что их полет окончится самым серьезным противостоянием между Вашингтоном и Пекином со времен бомбардировки авиацией США посольства Китая в Белграде. И последствия этого противостояния ожидают быть значительно более серьезными, чем два года назад.

Первый день апреля, который во многих странах мира принято считать Днем смеха, для 31-летнего пилота Кеннета Рихтера и его экипажа стал днем трагических испытаний. Приборы работали исправно, погода была нормальной, и ЕР-3 совершал свой обычный рейд над бурлящими волнами Южно-Китайского моря. Ни сам Рихтер, ни его боссы в Пентагоне никогда не называли этот самолет «шпионским», однако именно таким он и был — под обшивкой его фюзеляжа скрывалась наиболее современная разведывательная аппаратура из арсенала Соединенных Штатов.

То, что произошло в небе над Южно-Китайским морем, было уже достаточно подробно описано. Истребители, пытающиеся вытеснить ЕР-3 за границы исключительной экономической зоны КНР, абсурдное столкновение и вынужденная посадка американского самолета-разведчика на остров Хайнан. Экипаж, конечно, еще до посадки сумел уничтожить находившиеся на борту секретные данные. Китайский же истребитель после столкновения упал в море и затонул. Пилоту удалось катапультироваться, но найти его так и не удалось. Официально он числится пропавшим без вести. Только через десять дней, получив официальное письмо американского руководства с выражением сожаления о происшедшем, китайская сторона позволила экипажу самолета отбыть на родину. Однако ни одна из сторон так и не признала себя ответственной за инцидент, поэтому конфликт нельзя считать окончательно исчерпанным.

Несмотря на то, что американские самолеты, оснащенные новейшим шпионским оборудованием, регулярно совершают полеты вблизи воздушного пространства КНР, до сих пор ни к каким происшествиям это не приводило. В разведывательном управлении министерства обороны (РУМО) США такие задания называют «рутинными». Так, по сведениям представителей американской военной разведки, полтора месяца назад два самолета подобного типа выполняли полет в том же регионе, отслеживая очередные учения китайского флота. Китайская же сторона приводит такие цифры — за этот год вблизи морских границ КНР были отмечены полеты 63 «воздушных шпионов», в прошлом году их было 950. Однако в воздушное пространство Китая американцы никогда не вторгались, предпочитая использовать для этих целей тайванские самолеты с тайванскими же пилотами, специально подготовленными американскими инструкторами.

И вообще, стоила ли игра свеч? Ведь эффективность использования самолетов-разведчиков вызывает большие сомнения. США имеют достаточный арсенал спутников-шпионов, способных решать аналогичные задачи с меньшими затратами и с меньшим риском. Им к тому же оказывают помощь многочисленные станции радио- и радиотехнической разведки, развернутые в Южной Корее, Японии и Австралии. Однако Вашингтон в последние годы не только не отказался от традиционных способов ведения разведывательных операций, но и расширил количество самолетов, несущих боевое дежурство вблизи границ КНР. В чем же дело?

По сведениям, просочившимся в прессу из источников, близких к Совету национальной безопасности США, американцы серьезно подозревают Китай в наращивании своего ядерного арсенала и использовании для этого украденных у Америки технологий. Корни этих подозрений растут из нашумевшего в свое время дела о китайском ученом Вен Хо Ли, работавшем в секретной ядерной лаборатории в Лос-Аламосе и передавшем на родину, по мнению американцев, некоторые «чувствительные» документы, имеющие отношение к созданию ядерного оружия нового поколения. По мнению аналитиков РУМО, китайские шпионы проникли не только в лабораторию в Лос-Аламосе, но и в другие подобные заведения. В то же время комитет Конгресса США по обороне еще в 1999 году пришел к выводу, что агентурная сеть КНР в Америке имеет своих людей в трех тысячах компаний, выполняющих оборонные заказы.

Аналитики американских спецслужб считают, что главной целью КНР в настоящее время является создание мобильных баллистических ракет большой дальности, которые трудно будет обнаружить и уничтожить. По их мнению, в начале 80-х годов китайским специалистам удалось получить секретную документацию по ракетным системам США W-70, а позже и некоторые опытные образцы, имеющие отношение к самой современной системе W-88.

Избрание Джорджа Буша-младшего президентом США резко изменило политику Вашингтона по отношению к КНР. Администрация Билла Клинтона, пытавшаяся установить прочные торговые связи своей страны с государством, имеющим население в 1,3 млрд. человек, всячески избегала конфронтации. Однако новый хозяин Белого дома с ходу начал делать шаги, вызвавшие серьезное раздражение Пекина.

Встреча Буша с китайским вице-премьером Цянем Циченем в начале года обозначила расхождения между двумя странами по целому ряду вопросов: права человека, Тайвань, противоракетная оборона. В Женеве представители США работают над резолюцией Комиссии ООН по правам человека, осуждающей Китай. Вашингтон яростно протестует против ареста в Китае двух американских профессоров китайского происхождения.

Буквально накануне инцидента над Южно-Китайским морем стало ясно, что впервые после окончания «холодной войны» Пентагон решил пересмотреть свои оборонные приоритеты. Министр обороны США Дональд Расфельд предложил президенту перенести военный акцент страны с Европейского на Тихоокеанский регион. Причина — стремительное наращивание Китаем своих военных мускулов. В связи с этим глава военного ведомства США собирается предпринять серьезные изменения в структуре, вооружениях и боевых возможностях американской армии.

Отдельного внимания заслуживает отношение Китая к намерению американцев развернуть систему противоракетной обороны, что с самого начала рассматривалось Пекином как стремление США создать для себя условия победы в ядерной войне. По данным британской газеты «Обзервер», буквально за день до известных событий в Южно-Китайском море, руководство ВМС США в Тихоокеанском регионе направило в Пентагон и Совет национальной безопасности своей страны секретный доклад, согласно которому Тайвань остро нуждается в поставках новейшей военной техники. Предполагается, что решение по нему президент должен принять в течение ближайшей недели. Так вот, первым в этом списке стоит новейшая радарная система «Aegis», предназначенная для борьбы с подводными лодками противника. Однако китайцы, так же как и американцы, прекрасно знают, что небольшая доработка позволяет сделать «Aegis» составной частью американской системы ПРО. Интересно, что доклад был передан руководству страны на следующий день после того, как китайский лидер Цзянь Цземинь заявил, что в случае передачи этого вооружения Тайваню он немедленно начнет модернизацию ядерного потенциала своей страны. Через сутки в его руках оказался американский самолет-шпион...

Нынешнее противостояние между Вашингтоном и Пекином стало первым внешнеполитическим экзаменом для Джорджа Буша. Думается, новый президент США не предполагал, что ему так быстро придется проверять на практике правильность своего внешнеполитического курса. Во время избирательной кампании Буш критиковал подход к КНР, исповедуемый его предшественником, предлагая считать Китай если не противником, то уж никак не партнером. Однако в нынешней ситуации администрация Клинтона вряд ли действовала бы иначе. Поэтому сейчас трудно определить, был ли Буш действительно готов изменить суть американской политики по отношению к Китаю или же его слова были лишь предвыборной бравадой. Но слова в политике значат много. И сейчас Китай, Россия, даже Европа воспринимают реакцию Вашингтона на «самолетный скандал» как воплощение в жизнь тезиса «Америка превыше всего».

Ведь Буш дал уже достаточно поводов так думать. Если Клинтон приобрел репутацию лидера, ищущего союзы и альянсы, его преемник полагает, что в очень многих вопросах Америка готова сама добиваться своих целей, даже если ей придется ради этого пойти на конфликт с союзниками или противниками. За примерами ходить далеко не надо. Можно вспомнить не только решение развернуть национальную ПРО вопреки протестам России и Китая, но и высылку десятков российских дипломатов из США по обвинению в шпионаже, отказ следовать Киотскому протоколу, ограничивающему объем выбросов промышленных газов в атмосферу, публичный спор с президентом Южной Кореи по поводу политики в отношении Пхеньяна, отказ в финансовой поддержке российским экономическим реформам.

Несмотря на то, что многое в новой американской внешней политике еще подлежит определению, уже можно сказать точно: многие подходы к международным вопросам, считавшиеся при администрации Клинтона неизменными, Вашингтоном сейчас активно пересматриваются.

То, как разрешится конфликт вокруг американского самолета-разведчика, покажет, какой именно будет политика Буша в отношении КНР. А для всего мира инцидент станет еще одним камешком в мозаике новой американской внешней политики.