UA / RU
Поддержать ZN.ua

САММИТ ГУУАМ НЕ ОТМЕНЕН, А ПЕРЕНЕСЕН

Слухи о моей смерти несколько преувеличены. Марк Твен Неделю назад президенты Украины и Азерба...

Автор: Дмитрий Самоненко

Слухи о моей смерти несколько преувеличены.

Марк Твен

Неделю назад президенты Украины и Азербайджана договорились о перенесении на более поздний срок встречи на высшем уровне лидеров ГУУАМ, которая должна состояться в Ялте в первых числах марта с тем, «чтобы провести ее в полном составе». Непосредственным поводом для этого стала просьба Гейдара Алиева, сообщившего, что из-за «напряженного графика» он не сможет приехать в Украину в назначенный срок — с 1 по 5 марта азербайджанский президент планирует поездку в Турцию, а 9 марта примет участие в саммите каспийских стран в Туркменистане. Немногим ранее с просьбой о переносе саммита обратилась Молдова, где 26 февраля состоятся внеочередные парламентские выборы, а новоизбранный парламент должен через несколько дней или недель избрать нового главу государства. Благодаря такому раскладу у президента Петру Лучински, который, казалось, дорабатывал на высоком посту последние дни, появился шанс стать «новым старым» президентом.

Однако если учесть, что сначала этот саммит планировалось провести еще 6—7 декабря прошлого года в Киеве, то второй перенос вызвал опасения (или радостные предвкушения — это уж как для кого), что судьбоносная для ГУУАМ встреча не состоится вообще.

«Судьбоносная» потому, что, собственно, на этом саммите
ГУУАМ только и должен был возникнуть как межгосударственная организация. Ведь до сих пор, несмотря на трехлетнюю историю, ГУУАМ как будто и не существовал — никакие формальные документы между его участниками подписаны не были и, по словам украинских дипломатов, он был только механизмом неформальных консультаций некоторых членов СНГ, имевших по тем или иным вопросам близкие позиции.

Никто из серьезных аналитиков, конечно, не поверил, что именно сверхплотный рабочий график Алиева стал подлинной причиной нового переноса. Большинство экспертов обратило внимание на недавний визит российского президента Владимира Путина в Баку, после которого обе стороны провозгласили начало «нового этапа в двухсторонних отношениях». Немного позже грузинский президент Эдуард Шеварднадзе после беспрецедентно жесткого давления Москвы на его страну «вдруг» опроверг свои неоднократные заявления, что Тбилиси считает одним из своих долгосрочных внешнеполитических приоритетов вступление в НАТО, сказав, что, возможно, Грузия через 5 лет и не будет стремиться в Североатлантический альянс. И, наконец, визит Путина в Днепропетровск, который должен поднять на качественно более высокую ступень российско-украинское сотрудничество, во всяком случае в военно-технической сфере. Из всего этого кое-кто из аналитиков сделал вывод, что россиянам удалось путем дипломатического торга вырвать у ключевых членов
ГУУАМ согласие как минимум не выводить сотрудничество в его рамках на качественно высшую ступень. Один из киевских журналистов — из числа тех, кто до сих пор смотрят на все события международной жизни исключительно глазами Москвы, — злорадно констатировал, что
ГУУАМ «умер, не родившись».

Однако слухи о смерти
ГУУАМ оказались «несколько преувеличенными». Во всяком случае в этом убеждены некоторые высокопоставленные украинские дипломаты, которые приложили немало усилий к подготовке саммита. Он действительно перенесен, но не отменен, и заинтересованные лица в МИД Украины утверждают, что он таки состоится где-то в середине апреля. Убежденность украинских дипломатов основывается на фактах. ГУУАМ действительно нужен всем его участникам и не несет никакой угрозы никому, в том числе и России.

По слухам, уже ставшим легендой, авторство аббревиатуры ГУАМ принадлежит американскому генералу Гоуэну. Это произошло, когда дипломаты работали над договором о фланговых ограничениях, который должен был дополнить договор об ограничении обычных вооружений в Европе. Во время очередного перерыва на кофе экспансивный американец, проходя мимо группы экспертов из разных стран, воскликнул: «О, ГУАМ, Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова! Опять вы вместе и опять советуетесь, как загнать нас и русских в тупик!». Известно, что нет пророка в своем отечестве, и только слова американца заставили задуматься над тем, что четыре страны действительно имеют не только практически единую позицию по вопросам безопасности в Европе, но и общие интересы по многим другим вопросам. И касается это отнюдь не одних лишь дипломатов. Позже к аббревиатуре ГУАМ прибавилась вторая буква «У», а в неформальном клубе — пятый член — Узбекистан.

На фоне абсолютно безрезультатного СНГ, ни одно из принципиальных решений которого за все 9,5 лет его существования никогда не выполнялось и не выполняется в силу очень глубоких противоречий между интересами его членов, задача создать пятисторонний эффективный механизм экономического и гуманитарного сотрудничества выглядит очень заманчивой. И вполне реальной, убеждены в украинском дипломатическом ведомстве.

Кроме очень близких взглядов на проблемы безопасности на постсоветском пространстве, все страны ГУУАМ сходятся на том, что огромное значение для них имеет транспортный коридор Центральная Азия — Каспий — Закавказье — Черное море — Украина и Молдова — Западная Европа. Здесь, конечно, первая скрипка принадлежит идее транспортировки энергоносителей. При этом речь абсолютно не идет о том, чтобы каким-то образом ограничить существующие объемы экспорта на Запад энергоносителей российских. Растущий рынок Западной Европы может «проглотить» и российские, и центральноазиатские, и каспийские нефть и газ. Речь идет только о том, что у каждой страны есть неотъемлемое право искать наиболее выгодные пути для экспорта своих товаров. И если Россия хочет часть своего вывоза энергоносителей в будущем направлять не по традиционному украинскому маршруту, а в обход Украины, ссылаясь на экономический риск и невыгодность старого маршрута, то у Узбекистана или Азербайджана есть не меньше причин искать маршруты более выгодные, чем российский. Все это углубляется явно протекционистским характером экономической политики России относительно ближайших соседей, особенно характерным для периода «позднего Ельцина» и «раннего Путина».

Однако транспортный коридор в рамках ГУУАМ не может сводиться, несмотря на всю важность этой темы, только к перевозке энергоносителей с востока на запад. Вполне реальной является перспектива, когда контейнер с западноевропейскими товарами будет опечатан на украинской таможне на польской или венгерской границе, а распечатан уже в Узбекистане. В рамках ГУУАМ планируется разработать еще и совместную туристическую программу, когда в рамках единого тура туристы из Индии или Франции могли бы посетить и Самарканд с Бухарой, и Киев с Ялтой.

К саммиту ГУУАМ разработаны и парафированы всеми его участниками четыре важных документа. Прежде всего это хартия, которая, собственно, и положит формальное начало существованию нового межгосударственного объединения. Причем термин «хартия» в данном случае предполагает не просто провозглашение каких-то абстрактных принципов и пожеланий, а довольно четкий договор, предусматривающий конкретные обязательства, которые возьмут на себя все подписавшие его страны.

Следующий документ — соглашение о зоне свободной торговли ГУУАМ — является, наверное, самым важным. Его положения практически полностью совпадают с содержанием аналогичного соглашения, которое Украина безрезультатно пыталась протолкнуть в рамках СНГ. Сделать это так и не удалось из-за сопротивления России, которая желает «выбивать» в двухсторонних отношениях с каждой страной те или иные «особые условия» и «привилегии» для себя. Формальными авторами этого проекта в СНГ выступили грузины, уже являющиеся членами Всемирной торговой организации. Кстати, «одной ногой» в этой организации стоит уже и Узбекистан. Поэтому подписанием соглашения о свободной торговле ГУУАМ не только открывает новые перспективы для экономического сотрудничества Украины с этими странами, но и ощутимо приблизит Киев к вступлению в ВТО, а следовательно, облегчит выход наших товаров на более широкие мировые рынки.

Парафирована также конвенция о взаимном предоставлении консульской помощи. Сеть консульских учреждений Украины за границей не так широка, как хотелось бы, но все же охватывает десятки стран, в некоторых из которых никто из других членов ГУУАМ не имеет своих дипломатов. В то же время, например, Узбекистан имеет свои консульства в тех азиатских городах, где нет украинских дипломатов. Поэтому в экстренных случаях гражданин каждой страны
ГУУАМ сможет обращаться в консульство другого государства-члена и получит там такую же помощь, как свой гражданин. Кстати, после одностороннего выхода России из соглашения СНГ о безвизовом пересечении границ гражданами всех стран Содружества соглашение это фактически потеряло смысл. Болезненным ударом стали практические действия Москвы «в подтверждение» этого выхода — одностороннее введение виз с Грузией. Россия обосновывает это «угрозой проникновения» чеченских боевиков из грузинского Кодорского ущелья, все население которого составляет 6 тысяч человек. Подлинная же причина — желание «наказать» непокорную страну. Так вот в рамках ГУУАМ никаких виз не будет, и при необходимости об этом будет подписано специальное соглашение.

И наконец четвертым документом, который будет подписан на будущем саммите, должно стать Временное положение о порядке деятельности информационного офиса ГУУАМ в Киеве. В офисе, кроме технических сотрудников, на постоянной основе будут работать два дипломата, один из которых будет представлять Украину, а второй из остальных стран ГУУАМ. Офис будет осуществлять дипломатический контроль за реализацией всех соглашений, заключенных во время этого саммита (и, возможно, во время следующих). В каждом министерстве иностранных дел будет назначен специальный координатор. Все они специально будут собираться раз в квартал на два дня в каждом из государств ГУУАМ по очереди. И наконец, министры иностранных дел новой организации раз в год будут встречаться специально, а еще раз будут искать случай для дополнительной встречи, например во время саммита СНГ, ОБСЕ или ООН.

Зачем вся эта формализация? Причина хотя бы в том, что в постсоветских странах во многих случаях те или иные ведомства делают что-то только из-под палки.

В Министерстве иностранных дел Украины убеждены, что развитие ГУУАМ полностью соответствует национальным интересам Украины, а следовательно, активно работать в этом направлении — прямая обязанность украинских дипломатов.

В то же время вполне очевидна сложность этой задачи. И не потому, что существуют какие-то серьезные противоречия или различные подходы между членами самого ГУУАМ. Причина иная — противодействие России. Тамошние средства массовой информации откровенно «демонизируют» ГУУАМ, пытаясь представить его как некую угрозу национальным интересам России. И делается это скоординированно, явно по заказу российского внешнеполитического ведомства, которое в своей практической деятельности, несмотря на все «миролюбивые» заявления высшего государственного руководства, явно не избавилось от имперских подходов. ГУУАМ приписывают то, чего у него нет, например военный аспект сотрудничества. Совместный украинско-грузинский инженерный батальон, который должен был быть чем-то вроде подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям и предотвращать аварии на нефтепроводе Баку — Супса, существует еще только на уровне идеи. Его же пытаются уже представить едва ли не зародышем антироссийского военного союза.

Не так давно президент Узбекистана Ислам Каримов сказал, что ГУУАМ должен быть или формализован, или распущен. По мнению узбекского лидера, в своем нынешнем формате он не приносит реальной пользы, но тем не менее выступает как источник раздражения для россиян.

Польза, которую может принести поднятый на качественно новый уровень ГУУАМ, очевидна для всех его членов. Поэтому проведение его саммита должно стать своеобразным тестом: способны ли Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова самостоятельно принимать выгодные для себя внешнеполитические решения или какая-то третья страна имеет фактическое право вето на принятие таких решений.