17 июня в канадском городе Галифакс завершается трехдневный саммит «большой семерки». Лидеры семи экономически мощнейших государств собрались для того, чтобы попытаться согласовать свои действия в условиях возрастающей взаимозависимости в мировой экономике. Цель — достичь стабильного развития, а также глобальной макроэкономической и финансовой стабильности. Кроме того, ясное дело, как символических бизнесменов, лидеров семи государств интересуют и условия, при которых работают их капиталы на мировом рынке, и в первую очередь — политическая стабильность. Именно поэтому в Галифакс был приглашен для участия в политической части саммита и президент России Борис Ельцин. Мало того, российские информационные агентства с гордостью сообщили о том, что Борису Николаевичу разрешили присутствовать и на экономической части заседания. Таким образом «семь с половиной» уже почти превратились в «семь и две трети».
Окончательные результаты саммита «G-7» будут известны из-за разницы во времени лишь 18 июня. Однако из сведений, просочившихся из-за кулис, стало известно, что в итоговом коммюнике значительный раздел будет посвящен проблемам развивающихся стран, а также новых государств, образовавшихся на территории бывшего Союза. Предполагается, что с этого дня сильные мира сего будут более активно бороться с бедностью и содействовать стабильному развитию этих стран.
Весьма любопытные взгляды в проекте коммюнике высказаны в отношении Организации Объединенных Наций. Констатируя важность этой организации, лидеры «G-7», тем не менее, считают необходимым проведение реорганизации ООН. По их мнению, такие организации, как Совет Безопасности ООН, Международный валютный фонд и другие, должны работать более тесно и скоординированно. Некоторые из участников саммита высказались за реформирование системы определения взносов стран — членов ООН с тем, чтобы максимально приблизить сумму взносов к фактической платежеспособности стран-членов. Подобный подход весьма бы устроил Украину как должника ООН. А принимая во внимание экономическое состояние нашей страны, можно предположить, что в случае проведения подобной реформы в ООН Украине бы просто стали доплачивать за членство в этой организации.
На самом деле, во время встречи в Галифаксе рассматривались вопросы не только косвенно, но и впрямую касающиеся нашего государства. Именно поэтому месяца два назад официальный Киев начал активно прорабатывать почву на предмет приглашения Президента Украины на встречу
«G-7» в Канаду. Любопытно, что этим занимались не только МИД, Кабинет министров и администрация Президента, но и украинское землячество в Соединенных Штатах и Канаде. Тем не менее, усилия, приложенные на всех уровнях, не привели к желаемому результату, что вполне закономерно, поскольку помимо Украины, просившейся в гости, на саммит «G-7» хотели попасть и многие другие государства, включая и уполномоченную странами Латинской Америки Бразилию. Лидеры «семерки» не сделали исключения ни для кого. Таким образом, 30 мая премьер Канады Ж.Кретьен направил письмо руководителю КУК, заявив о том, что участники не имеют намерения приглашать Президента Украины на встречу «семерки» в Галифаксе. Но, как известно, для решения вопроса не всегда необходимо личное присутствие. Ожидается, что в итоговом коммюнике в раздел «Ядерная безопасность» будут внесены следующие пункты, непосредственно касающиеся Украины:
«Мы подтверждаем важность упрочения ядерной безопасности в странах Центральной, Восточной Европы и в новых независимых государствах и приветствуем усилия и прогресс, достигнутый на настоящее время. Мы и далее будем поддерживать эти инициативы.
Признавая, что каждое государство несет ответственность за безопасность ее ядерных объектов, мы приветствуем решение Президента Украины Л.Кучмы закрыть Чернобыльскую атомную электростанцию до 2000 года. Мы подтверждаем свои обязательства о поддержке, сделанные в прошлом году в Неаполе в рамках «Плана действий» «G-7» в отношении энергетического сектора Украины. Мы с удовлетворением отмечаем выработку Соглашения о ядерной безопасности и обязательства о дополнительных двусторонних грантах на краткосрочные улучшения и подготовку работы с целью закрытия Чернобыльской АЭС.
Признавая, что закрытие Чернобыльской АЭС является экономическим и социальным грузом для Украины, мы будем продолжать усилия по мобилизации международной помощи соответствующим проектам производства и обеспечения энергии и ядерной безопасности в Украине. Любая помощь по компенсации закрытия Чернобыльской АЭС будет основываться на весомых экономических, экологических и финансовых критериях. Мы призываем Мировой банк и ЕБРР продолжать сотрудничество с Украиной в выработке реалистической долгосрочной энергетической стратегии, построенной на результатах финансированного ЕБРР исследования наиболее эффективного способа инвестирования, и увеличить их финансовый взнос в поддержку надлежащей реформы и инвестирования в энергетический сектор. Мы также призываем Мировой банк мобилизовать поддержку со стороны частного сектора неядерной энергетике и энергосбережению».
В проекте раздела «Страны с экономикой переходного периода», в частности, отмечается:
«Мы и в дальнейшем будем оказывать нашу помощь экономическим реформам в странах переходного периода и интеграции в мировую торговую и финансовую системы. В частности, в Неаполе мы призвали Украину осуществлять экономические реформы и предложили перспективу значительной международной поддержки. Мы горячо приветствуем начальное осуществление Украиной значительной программы экономических реформ, включая уменьшение дефицита и сильный компонент приватизации. Двусторонние усилия, усилия других промышленно развитых стран и международных финансовых институций привели к обязательствам международной поддержки Украины, которые на сегодня составляют 3,75 млрд. долларов США от суммы двухлетнего обязательства в 4 млрд. долларов США, сделанного в Неаполе. Мы готовы поддержать предоставление дополнительных 2 млрд. долларов США в дальнейшей помощи по линии международных финансовых институций до конца 1996 г., при том понимании, что будут продолжаться сильные экономические реформы».
Если участники «G-7» примут именно то решение, которое заложено в проекте, то помощь, выделенная Украине, придется весьма кстати. Особенно она пригодится главе исполнительной власти, который после подписания Конституционного соглашения несет на себе львиную долю ответственности за экономическую ситуацию в стране.
Что же касается России, то в Галифаксе Борис Ельцин «не намерен оправдываться за события в Чечне», об этом заявил агентству «Интерфакс» источник в российской делегации. Правда, информатор не исключил, что «чеченский фактор так или иначе будет затронут на саммите». «Однако, — подчеркнул он, — не в интересах «семерки» уделять этой проблеме много внимания». Комментируя заявление госсекретаря США Уоррена Кристофера о том, что встреча в Галифаксе будет проходить по формуле «семь плюс один», источник сказал: «В Кремле считают, что это высказывание отражает только личную точку зрения главы американского внешнеполитического ведомства. В политическом плане «семерка» уже стала «восьмеркой». Это — свершившийся факт».
В экономическом плане лидеры «G-7» обсудят с Россией в основном вопросы ее государственных долгов. Участники саммита приветствовали подписание Россией и официальными кредиторами 2 июня в Париже третьего соглашения по реструктуризации долгов. По мнению «большой семерки», таким образом будет проложен путь к надежной стабилизации отношений России с ее внешними кредиторами. Не исключено, что в итоговом коммюнике «G-7» будет предложено кредиторам в недалеком будущем рассмотреть эту проблему на условиях соответствующего соглашения с Международным валютным фондом.
В связи с этим, коротая время в ожидании окончательных результатов саммита «G-7», не лишним было бы Украине вспомнить о том, что вопрос о разделе долгов и активов бывшего СССР все еще остается открытым: «нулевой вариант» между Киевом и Москвой подписан, но парламентом-то не ратифицирован...