UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Сама, сама, сама…"

Надоело слушать слова восхищения от представителей стран и организаций трансатлантического сообщества, с экранов телевизоров наблюдавших за избиениями студентов и расстрелом протестующих. Эти слова раздражают, поскольку за ними – растерянность европейцев и американцев.

Автор: Владимир Кравченко

"Мы восхищены", "мы поражены", "мы вам аплодируем"… Эти слова рефреном звучали в выступлениях зарубежных участников седьмого Киевского форума безопасности, отдававших дань мужеству сотням тысяч украинцев, на протяжении трех зимних месяцев отстаивавших на улицах Украины свои права и свободы.

На-до-е-ло.

Надоело слушать слова восхищения от представителей стран и организаций трансатлантического сообщества, с экранов телевизоров наблюдавших за избиениями студентов и расстрелом протестующих. Эти слова раздражают, поскольку за ними – растерянность европейцев и американцев, не знающих как реагировать на российскую аннексию Крыма. На российские танки, вот уже второй месяц стоящие боевыми колоннами у восточной украинской границы. На развернутые россиянами полевые госпитали. На инициированные российской агентурой беспорядки на востоке и юго-востоке Украины. На призывы Киева о помощи, когда у страны не оказалось ни сил сохранить территориальную целостность, ни действенных механизмов, способных гарантировать ей безопасность.

У мирового сообщества нет ответа на вопрос "Что делать с Украиной?". И хотя на Западе констатируют, что "захват Крыма полностью изменил наши отношения с РФ", но там также не знают, как дальше вести себя и с Россией. Равно как и нет у него понимания, как будут развиваться события после того, как Россия "переформатировала старый мир" – попрала основы международного права и разрушила международную систему безопасности.

Нет, конечно же, есть осознание того, что теперь будет все иначе. И многие согласятся с выступившим на форуме главой МИД Швеции Карлом Бильдтом, что "в Европе теперь снова может пролиться кровь". Потому и звучали на форуме слова, что НАТО должно усилить свое присутствие на своих восточных границах, дабы укрепить безопасность … стран-членов альянса.

Но нас, украинских граждан, живущих в стране, подвергнувшейся агрессии со стороны ядерной державы, больше интересует, как Запад может помочь Украине защититься от вторжения России на континентальную часть страны, пресечь ее вмешательство в наши внутренние дела, заставить вывести российские войска с Крыма.

Отсутствие мессиджей можно было бы хоть как-то компенсировать высоким уровнем представительства на форуме в стране, подвергнувшейся агрессии. Но Виктория Нуланд, Александр Вершбоу, Франк-Вальтер Штайнмайер не смогли поддержать нас даже своим присутствием на форуме, организованном Фондом Open Ukraine. Хотя им и отправляли приглашение. (Впрочем, г-жа Нуланд приняла участие в форуме виртуально, сделав видео-обращение.) А те немногочисленные знаковые персоны из правительств и международных организаций, принимавшие участие в дискуссии на тему "Безопасность на линии разрыва", в очередной раз призывали проводить экономические и политические реформы, формировать инклюзивное правительство, диверсифицировать поставки энергоносителей, устанавливать в стране верховенство права.

Это правильные слова. Но что делать, когда враг уже у ворот? Как защитить свою семью и страну? Чем может помочь Украине демократический Запад, который несет моральную и политическую ответственность за страну, граждане которой погибали под флагами Европейского Союза? Ведь ЕС постоянно призывал украинцев следовать принципам, которые отстаивает и он, а среди них, напомним, – и свобода, и солидарность.

Член немецкого парламента Франс Теннес говорит, например, о двух путях решения российского вопроса мировым сообществом. Первый – дипломатический. Если он не принесет результатов, то тогда – санкции против России. В Германии к ним, по словам г-на Теннеса, готовы: "Мы не будем соглашаться с поведением России".

Президент американского Freedom House Дэвид Кремер предлагает немедленно ввести против России третий пакет санкций – секторальный, в том числе и против Владимира Путина лично. Кстати, по мнению президента Freedom House, это способствовало бы и результативности переговоров в четырехстороннем формате – Украина–ЕС–США–Россия, запланированных на 17 апреля. "Путин не думает, что мы серьезны. Можно изменить это мнение, если ударить по российской экономике перед этими переговорами", – уверен г-н Креймер, последовательно выступающий за действенную защиту Украины. Но многие в ЕС (прежде всего, в Германии, Франции, Италии, Испании, Словакии, Болгарии, Нидерландах) разделяют мнение Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Астрид Торс, что "не так много случаев, когда санкции были эффективными". Они, наверное, с радостью сохранили бы все как есть, и, спокойно продолжив свой бизнес с Россией, оставили Украину наедине с российской угрозой …

На Западе не готовы к "третьему раунду" санкций. Нет никакого желания у западных партнеров и брать на себя юридические обязательства перед Киевом и оказывать ему военную помощь в случае военного нападения. Да что там, даже "интенсифицированное сотрудничество" с НАТО в политической и военной сфере и то проходит весьма своеобразно.

Конечно же, какая-то помощь Украине от альянса есть. Помощник генерального секретаря НАТО по вопросам публичной дипломатии Колинда Грабар-Китарович заявила на форуме: "Мы укрепляем нашу поддержку Украине". В том числе и через усиление "потенциала украинской армии через участие в совместных учениях", а также направив в нашу страну группу специалистов по вопросам охраны ключевых элементов инфраструктуры и добавив экспертов в Офис связи Североатлантического альянса.

Что ж, это серьезная помощь. Эксперты и инструкторы, безусловно, остановят танковый рейд на Киев. А российский спецназ теперь дважды подумает, прежде чем выполнять приказ и организовывать нападения на объекты с высокой степенью угрозы…

Впрочем, что делать, сейчас не знают и в кабинетах украинской власти. Членство в НАТО – "не на часі". Постоянный нейтралитет – результат трудных и длительных переговоров. Двусторонний договор с кем-то из сильных мира сего о взаимопомощи в случае агрессии – вещь нереальная.

В этой ситуации выбор невелик. Премьер-министр Арсений Яценюк полагает, что единственный вариант – "строительство армии, модернизация собственных вооруженных сил". И усиленное сотрудничество с НАТО. В связи с чем премьер и обратился к международным партнерам за технической и военной помощью для формирования сильной армии, способной защитить страну.

Но в то время как НАТО хотело бы ограничить свою помощь Украине только советниками, Киев ожидает от Брюсселя материально-техническую помощь. Учитывая состояние нашей армии, ей необходимо все. И уже отправленный список украинских пожеланий включает "от носков до ракет". Что ж, НАТО готово помочь. Правда, украинской стороне не мешало бы для начала провести подготовительную работу и создать координационный центр, поскольку Киев умудрился отправить идентичный список и в штаб-квартиру организации, и в столицы ее членов, никого не предупредив. Лишь случайно это выяснилось и вызвало немалое удивление. Ведь члены альянса независимо друг от друга могли бы отправить в Украину массу партий "носков", и ни одной – "ракет".

Непродуманные решения не только в этом. Ходят настойчивые слухи, что велика вероятность назначения секретаря СНБОУ Андрея Парубия главой… украинской части совместной рабочей группы Украина–НАТО по вопросам военной реформы. Что же, если целью стоит придать должности большей представительности – то нынешний секретарь СНБОУ, в силу занимаемой им должности, это может сделать. Если же в Киеве хотят, чтобы совместная рабочая группа была эффективной, лучше все же назначить на эту должность профессионала в данной сфере…

Пока же Украина осталась наедине со своим врагом, готовясь противостоять военному вторжению России. И рассчитывать Украина должна только на себя и своих граждан. "Сама, сама, сама…".