UA / RU
Поддержать ZN.ua

С КИТАЕМ ШУТИТЬ ОПАСНО

Китайские лидеры начинают себя вести как правители мира. Все, что пока требуется от остальных, — демонстрировать им свое почтение и лояльность...

Автор: Иван Сагайдачный

Китайские лидеры начинают себя вести как правители мира. Все, что пока требуется от остальных, — демонстрировать им свое почтение и лояльность. Соединенные Штаты оказались первыми, кто сделал это.

Визит председателя Госсовета КНР Вень Цзябао в США был первой возможностью для американцев увидеть новых китайских лидеров в действии. Они всего лишь менее года управляют Поднебесной, однако их способности в искусстве дипломатии теперь по достоинству оценили многие. Итоги визита обескуражили, прежде всего, самих американцев. Вашингтон не смог противопоставить ничего этому напору восточного шарма, который в определенные моменты визита сменялся то азиатской хитростью, то непробиваемой китайской твердостью. Америке ничего не оставалось, как сдаться на милость победителя, и, что также не менее важно, она была помилована им тут же.

Экономика как политика

Вень Цзябао перед визитом в США не скрывал, что едет за океан лишь с одной целью — одержать победу. Об этом знали и западные аналитики, которые, впрочем, гадали, в чем именно китайскому премьеру необходим успех — в решении торговых противоречий с США, в вопросе Тайваня или же в проблеме дешевого юаня. Они не ожидали, что за два дня Вень сможет попытаться решить не только эти проблемы, но и многие другие, заставив Вашингтон даже пересмотреть некоторые свои традиционные политические воззрения.

Пессимисты утверждали: противостояние с Китаем неизбежно. США оказались в ситуации, когда зависимость от Китая начинает реально угрожать национальным интересам. Дефицит в 120 миллиардов долларов в торговле с этой страной заставил Белый дом принять на вооружение стратегию ограничения доступа на внутренний рынок китайских товаров. Сейчас это — текстиль и, возможно, в скором времени телевизоры. При этом для США было бы желательно, чтобы Китай увеличил закупки товаров в Америке и при этом «отпустил» курс своей валюты — юаня, стабильность которого по отношению к доллару дает китайским производителям 40-процентный выигрыш в цене на товары, аналогичные произведенным в США. Сотни и тысячи американцев могут лишиться работы из-за того, что американским же фирмам выгоднее размещать производственные мощности в Китае. И, кстати, из 500 крупнейших компаний США 400 уже сделали это, абсолютно не думая о проблемах администрации Джорджа Буша, а заботясь лишь о собственных высоких доходах.

Вень Цзябао сразу дал понять, что на уступки идти не собирается. По его мнению, огромный китайский рынок дает столько возможностей американским бизнесменам, что ни о каких дополнительных преференциях и речи быть не может. Да и кто, как ни сами США, навязали социалистическому Китаю рыночные отношения, и зачем теперь сетовать, что китайцы на капиталистическом рынке оказались куда более проворнее американцев. «Барьеры против китайских товаров — это ошибка» — заявил Вень Цзябао в Нью-Йорке. — Этот путь не принесет выгоды и американцам, которые останутся без дешевых товаров, а для Китая лишь усугубит проблему безработицы. И опять-таки ударит по американским компаниям, имеющим заводы в Поднебесной. А вы попробуйте увеличить поставки своих товаров в Китай!». По мнению китайского гостя, сделать это очень просто — снять ограничения на продажу Пекину высокотехнологичных американских товаров, в том числе и двойного назначения. Опешившие американцы так и не нашли, что возразить на этот призыв. А китайский гость не унимался: «Не стоит политизировать нашу торговлю и экономические связи. Нужно учитывать интересы друг друга, заботится о взаимном росте, проводить консультации для решения спорных проблем на равноправной основе и по правилам, действующим в ВТО». «Я надеюсь, что соотвествующие американские ведомства откажутся от устаревших практик и концепций ведения торговли и утопят их в Тихом океане, — сказал китайский премьер, — и тогда вы сможете идти в ногу со временем».

Подтверждая свои добрые намерения, китайцы подписали с Соединенными Штатами соглашение о контейнерных морских перевозках и контракт на покупку новых пассажирских «Боингов», намекая, что это лишь жест доброй воли, пусть даже и стоимостью в несколько десятков миллионов долларов.

Политика как бизнес

Показав свои способности экономиста, на следующий день Вень должен был выдержать политическую битву уже в Вашингтоне, в Белом доме, где его ждал Джордж Буш. Китайский гость был принят в столице США во вторник с почестями, которые оказывают лишь зарубежным лидерам во время государственных визитов. И это при том, что во властной иерархии своей страны Вень Цзябао занимает третью позицию после председателя КНР Ху Цзиньтао и главы парламента У Банго. Было лишь одно отличие, которое, впрочем, не осталось незамеченным: орудия дали в честь премьера госсовета 19 залпов, тогда как лидерам во время государственных визитов салютуют 21 раз.

Сотрудники Белого дома признали, что эта церемония была устроена специально. «Ведь китайцы любят церемонии», — отшучивались они на вопросы журналистов, которые усматривали в этом не просто учтивость, а некую скрытую интригу. И не ошиблись. Вень Цзябао четко определил главную тему своих переговоров с Бушем — вопрос Тайваня. От хозяина Белого дома требовалось лишь одно: осуждение действий тайваньского лидера Чень Шуйбяня. «Президент» мятежного острова сейчас ведет борьбу за переизбрание на второй срок и принял решение 20 марта 2004 года провести референдум с требованием к Пекину убрать баллистические ракеты, нацеленные на Тайвань. В КНР считают, что под предлогом такого плебисцита Чень пытается заставить островитян видеть в «материковом Китае» врага, от которого нужно если не отделиться совсем, то по крайней мере держаться подальше. Накануне визита Вень Цзябао в Вашингтон официальный Пекин дал понять: если события будут развиваться по такому сценарию, то военное вторжение на остров с материка неизбежно. В этом случае незавидная участь ждет и Соединенные Штаты, попытайся они ввязаться в этот конфликт на стороне Тайбея.

Президент Джордж Буш после переговоров с Вень Цзябао заявил, что США выступают против заявлений и действий руководства Тайваня, которые явно имеют целью изменить статус острова. «Мы всегда выступали против односторонних действий будь то Китая или Тайваня, которые могут поменять статус-кво», — заявил Буш, впрочем, намекнув, что и попытка Китая силой присоединить остров также привествоваться не будет. Стоит напомнить: в апреле 2001 года Буш сделал «сильное» заявление о том, что США готовы «пойти на все», чтобы защитить Тайвань. А его последние слова продиктованы изменившейся ситуацией в китайско-американских отношениях. И если это так, то критики правы, обвиняя Буша в том, что ради сиюминутной выгоды он может нарушить принципы, которых придерживались все президенты США, начиная с Ричарда Никсона, — признавать только «один Китай», но неофициально поддерживать демократическое развитие Тайваня. По мнению ряда комментаторов, Буш своим заявлением создал уникальную ситуацию, когда Соединенные Штаты оказались не за спиной Тайбея, а между ним и Пекином. Политика Вашингтона теперь будет зависеть от шагов, которые в дальнейшем предпримет тайваньское руководство. Хотя раньше всегда было наоборот. Более того, похоже, что Америке стала ближе и понятнее позиция КНР в «тайваньском вопросе» и этот «дрейф» США в сторону «материка» может существенно посодействовать воплощению планов Пекина по «возвращению острова в лоно Родины».

Покидая гостеприимную Америку, Вень Цзябао, явно довольный результатами своей миссии, намекнул, что раскрыл далеко не все козыри, которые могут быть использованы Пекином для построения новых отношений с Вашингтоном. Впрочем, он не спешил раскрывать их, полагая, что время в любом случае играет на пользу Китая и такая возможность предоставится в будущем.