UA / RU
Поддержать ZN.ua

С зонтом по дороге к демократии

Пониманию происходящего в Гонконге очень мешает шаблонное восприятие этих событий в медиа.

Автор: Алексей Коваль

Протесты на улицах Гонконга продолжаются больше недели. Эксперты спорят о том, к чему они приведут и повлияют ли на остальной Китай. Не менее интересна реакция Пекина и то, каким образом китайские власти смогут урегулировать возникший конфликт. Он уже получил название "революция зонтов" и признан наиболее масштабным выступлением граждан в Китае за последние три десятилетия. В самом же Гонконге таких массовых акций не было с конца 2005 г., когда во время конференции Всемирной торговой организации полиция в последний раз применяла силу против демонстрантов. Автору этих строк тогда довелось побывать в эпицентре протестов, своими глазами наблюдать за действиями китайской полиции против противников глобализации, пытавшихся если не сорвать форум, то испортить настроение его участникам. Своей цели они не достигли. И сегодня нет сомнений, что правоохранители в Гонконге располагают полным набором средств для силового "урегулирования ситуации". Однако за время нынешних протестов власти лишь один раз попытались использовать силу - 28 сентября. Затем полицейский спецназ неожиданно был убран с улиц, а демонстранты перешли к мирной "оккупации" центральных районов города. 1 октября они даже решили не портить властям празднование 65-й годовщины образования КНР.

Украинский опыт
на вооружении у китайцев

Пониманию происходящего в Гонконге очень мешает шаблонное восприятие этих событий в медиа. Журналисты западных СМИ сразу окрестили движение на улицах Гонконга продемократическим и описывают его цели, дух и намерения в терминах, сближающих его с движением студенчества конца 80-х. То выступление завершилось разгоном протестов на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года. Но в действительности между этими событиями мало общего.

Российские СМИ в свою очередь, уже успели заклеймить события в Гонконге как "провокацию" Запада против Китая (с дальним прицелом на Россию), как очередную "инспирированную извне" революцию, в которой усматривают параллели с украинскими событиями - в том, что "активисты прошли подготовку на Западе", и китайцы точно также, как майдановцы в Киеве, машут ночью зажженными мобилками и носят ленточки.

Об Украине в связи с протестами в Гонконге говорят и западные СМИ - обсуждая, в частности, вопрос, возьмут ли протестующие китайцы на вооружение тактику киевских выступлений, чтобы эффективно противостоять полиции. Местным новшеством уже считается использование зонтов, которые в условиях Гонконга оказались эффективны не только для защиты от солнца и дождя, но и для снижения эффекта от гранат со слезоточивым газом. Также звучат голоса о том, что Пекин должен извлечь урок из украинских событий. Не попытается ли он решить вопрос Гонконга, опираясь на российский опыт с Крымом и "оккупировать" его - ввести туда войска и объявить чрезвычайное положение, чтобы воспрепятствовать распространению беспорядков на другие регионы Китая? Об этом на прошедшей неделе со всей серьезностью размышляла влиятельная The Financial Times. "Насильственное решение проблемы протестов в Гонконге подорвет отношения между Китаем и Западом почти так же, как аннексия Крыма разрушила сотрудничество между Россией и Западом", - писала газета.

Сами же китайцы не всегда говорят то, что думают по поводу происходящего. Однако в социальных сетях материкового Китая достаточно часто звучит тема о "заговоре" США с целью "дестабилизировать ситуацию в Китае", подорвать доверие гонконгцев к правительству в Пекине. СМИ самого Гонконга адекватно и полно освещают протест, указывая на неоднозначность происходящего. В китайских официальных медиа новости из Гонконга цензурируются. В Пекине призывают к спокойствию и предупреждают - каждого, кто совершит противоправные действия, настигнет наказание.

Но то, что власти воздерживаются от применения силовых мер, может свидетельствовать о том, что у Пекина нет готового рецепта разрешения кризисной ситуации в Гонконге. Именно это позволяет утверждать, что шаблонного ответа, ожидаемого многими, не будет. Решить проблему следует очень осторожно, чтобы не дать повода для критики извне и предупредить развитие протестов внутри.

В свою очередь сами демонстранты, по-видимому, также не имеют четкого понимания, как им добиться своих основных целей. Сделать это через давление на местные власти не представляется возможным. Ключи к решению вопросов, о которых идет спор на улицах Гонконга, находятся в Пекине.

"Оккупанты"
в центре Гонконга

На сегодня демонстранты выдвинули два основных требования - отставка главы администрации Специального административного района (САР) Сянган Лян Чжэнъина и введение всеобщего избирательного права при выборах следующего руководителя Гонконга в 2017 году. Второе требование более фундаментально и не является вопросом одного лишь Гонконга, но всего Китая, в котором всеобщее избирательное право не применяется. Однако именно в случае с Гонконгом оно официально артикулируется и подтверждено законами.

В чем же тогда суть конфликта? Загвоздка - в условиях перехода к всеобщему избирательному праву и в различии подходов к этому вопросу, которые исповедует официальный Пекин, различные политические силы Гонконга и люди, вышедшие сегодня с протестами на улицы.

На самом деле процесс консультаций по этому вопросу идет в Гонконге с момента его возврата Китаю Великобританией в 1997 году. В декабре 2007 г. Пекин не исключал, что выборы в бывшей британской колонии, никогда не имевшей права голосовать и получавшей губернаторов из Лондона, спустя десять лет уже пройдут по новым правилам. Однако именно в последний год-полтора дебаты по реформе избирательного законодательства Гонконга достигли максимального накала. Партии, отдельные активисты, а также общественные организации завалили власти предложениями о том, каким образом организовать в 2016 г. выборы Законодательного совета и как в 2017 г. перейти к всеобщим выборам главы администрации САР.

Тогда как политические силы в самом Гонконге спорили о том, каким образом должны выдвигаться кандидаты, и о численности мест в законодательном органе, Пекин уже в 2013 г. очень четко обозначил свои критерии, по которым разрешит проводить всеобщие выборы руководителя Гонконга. Кандидат должен "любить Китай и Гонконг", быть патриотом. Это значит, что Пекину нужны были гарантии, что человек, который окажется на посту с "особым политическим и юридическим статусом", не будет проводить политику, противоречащую курсу центрального правительства.

К середине августа стало понятно, что единодушия по этой теме нет. В самом Гонконге возникло несколько политических лагерей и общественных движений, выступавших против условий Пекина. Одно из них под названием "Occupy Central with Love and Peace" ("Оккупируй Центр с любовью и миром") с 2013 года вынашивало планы организации уличных протестов в Гонконге, если Пекин не согласится с требованием всеобщих выборов. Возникло и несколько куда более радикальных групп в молодежной среде. Часть выступала не столько за демократические выборы, сколько из оппозиционных к Пекину настроений. Среди активистов есть даже школьники в возрасте от 15 лет.

Свою позицию Пекин обозначил 31 августа 2014 года. В этот день в китайской столице 10-я сессия Постоянного комитета Собрания народных представителей (парламента) КНР приняла решение, в котором признается право гонконгцев избирать руководителей путем всеобщих выборов, однако c условием, что кандидатом должен быть "патриот Китая", а также, что его кандидатура уже после всеобщего голосования будет одобрена центральным правительством в Пекине. К тому же предполагается, что граждане смогут выбирать из двух-трех кандидатов (раньше был только один), номинированных соответствующим образом в специальной комиссии по выдвижению кандидатов на пост главы правительства САР. Также указывается, что только от властей в Гонконге зависит, насколько успешным, законным и быстрым будет процесс подготовки такого голосования. Если же политики САР не договорятся и не смогут принять поправки в действующий закон о выборах, он будет использован в ходе выборов в 2017 г., а всеобщее избирательное право применят уже в 2022 г.

Такое решение в демократическом лагере Гонконга было расценено как попытка сорвать переход к системе прямых всеобщих выборов. Вечером 26 сентября протестующие студенты из "Студенческой федерации" пытались штурмовать офис главы правительства САР. В последующие дни акции охватили несколько ключевых районов города. При этом тон протестам задавала именно молодежь, отвергающая принцип "последовательности и постепенности" в развитии демократии в Гонконге, о котором говорят в Пекине. Уже 28 сентября движение, начатое студентами, стало массовым, когда его поддержали сторонники "Оккупируй Центр". В этот же день произошли столкновения с полицией, задержавшей несколько десятков участников. Однако попыток разогнать протест накануне дня образования КНР 1 октября уже не было, и на данный момент стало очевидным, что стороны втягиваются в длительное противостояние, которое может затянуться на несколько недель или месяцев.

Власти автономного района рассчитывают на то, что со временем мирные протесты пойдут на убыль. Но дали понять, что готовы предотвращать насильственные акции - беспорядки или захваты административных зданий - со стороны демонстрантов. Видимо, от Пекина в этом вопросе получена полная свобода действий. Впрочем, местные власти могут рассчитывать только на подразделения полиции, армию Пекин не даст.

С другой стороны, протесты малоуправляемы, и в последние дни очевидны попытки представителей политических сил из продемократического лагеря навязать студентам свое руководство. Таким образом, выступления могут быть использованы для дополнительного аргумента в политическом споре о будущем реформы избирательного законодательства.

Впрочем, власти САР не готовы идти на компромисс и говорят о необходимости действовать исключительно в рамках решений от 31 августа. Однако поскольку после начала акции "Оккупируй Центр" массовые настроения стали неблагоприятными для консультаций с общественностью по поводу конституционного развития, администрация САР приняла решение временно заморозить их.

Этим может быть положено начало реализации плана, согласно которому изменения в закон о выборах так и не внесут, процедура их рассмотрения выдержана не будет и Пекин тогда получит основание выдвинуть демократическому лагерю Гонконга обвинение в том, что по их вине процесс реформы был сорван, и выборы с учетом новых правил жители САР Сянган смогут провести уже только в следующем десятилетии.