UA / RU
Поддержать ZN.ua

Русские уходят… чтобы остаться

Тбилиси и Москва подписали соглашение о выводе принадлежащих России военных баз с территории Грузии до 2009 года...

Автор: Любовь Борщевская

Тбилиси и Москва подписали соглашение о выводе принадлежащих России военных баз с территории Грузии до 2009 года. В соответствии с достигнутыми договоренностями к концу 2007 года будет закрыта база в Ахалкалаки (регион Самцхе-Джавахети), а к концу 2008 года — российский объект в Батуми (Аджария). К этому же сроку будет выведен и штаб Группы российских войск в Закавказье, находящийся в Тбилиси. До 2009 года Грузию должны покинуть три тысячи российских солдат и офицеров. Представители грузинской стороны уже назвали этот документ «новым этапом в отношениях Москвы и Тбилиси» и отметили, что «Грузия ждала этого дня более двухсот лет». Но эксперты не разделяют эту оценку. Они полагают: после вывода баз российское военное присутствие в Грузии не только не сократится, но и приобретет легитимный характер.

Соглашение «О сроках и правилах временного функционирования в Грузии Группы российских войск в Закавказье, российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки» было подписано представителями министерств обороны России и Грузии 31 марта в Сочи. Напомним, что Грузия добивается вывода российских баз со своей территории уже давно. Еще в 1999 году на стамбульском саммите ОБСЕ по договору об обычных вооруженных силах в Европе Россия взяла на себя обязательства до 1 июля 2001 года расформировать и вывести с территории Грузии свои военные базы из Вазиани и Гудауты и согласовать с Грузией сроки и условия функционирования военных баз в Ахалкалаки и Батуми. Однако обязательства по закрытию базы в Гудауте были выполнены Россией лишь частично (по данным Министерства обороны Грузии, 300 российских военнослужащих продолжают находиться там по сей день), а переговоры по вопросам функционирования и вывода двух оставшихся баз велись более пяти лет. Москва всеми способами пыталась затянуть вывод войск и утверждала, что сделать это в сроки, на которых настаивал Тбилиси, просто невозможно. Поэтому подписание Сочинского соглашения было воспринято в Грузии с оптимизмом.

Президент страны Михаил Саакашвили назвал этот документ «исторически важным», поскольку он «впервые расписывает конкретный график вывода техники и вооружений, график вывода и закрытия баз». Грузия в процессе переговоров настаивала, чтобы обе базы были закрыты до 2008 года, когда в стране пройдут парламентские и президентские выборы. Однако России удалось продлить пребывание своих военнослужащих на базе в Батуми еще на один год.

И все же наибольшее беспокойство у военных экспертов вызывает другая уступка — наряду с документом о сроках вывода баз в Сочи было подписано «Соглашение об организации транзита российских воинских грузов и персонала через территорию Грузии». В соответствии с ним Россия в течение следующих пяти лет «будет осуществлять через территорию Грузии транзит персонала и воинских грузов» (оружия, военной техники и боеприпасов) для «обеспечения деятельности российской военной базы № 102 в Гюмри» (Армения). Иными словами, Грузия становится каналом, по которому Россия будет совершенно легально поставлять оружие и солдат на территорию Армении — своей союзницы по ОДКБ. «Если Грузия действительно стремится вступить в НАТО, как она могла позволить провозить через свою территорию оружие такой не вполне дружественной по отношению к этой организации стране, как Россия?», — так в интервью с «ЗН» прокомментировал соглашение о транзите известный грузинский конфликтолог Паата Закареишвили. «Не стоит забывать, что Армения граничит с Ираном, который входит в зону интересов Запада, Соединенных Штатов. И еще вопрос: насколько все это будет служить укреплению добрососедских отношений Грузии с Арменией и Азербайджаном», — добавляет эксперт. Особенно с Азербайджаном, который в условиях неразрешенного территориального спора с Арменией ревностно относится к укреплению военной базы на ее территории.

Сочинские документы также предусматривают создание на месте базы в Батуми совместного российско-грузинского антитеррористического центра. Какой смысл располагать антитеррористический центр в Батуми? Такие центры должны находиться там, где имеется напряженная ситуация, а Аджария в этом смысле скорее приятное исключение на общем фоне проблем, которыми изобилует Кавказ. «Антитеррористический центр на месте базы в Батуми — однозначно какой-то шпионский проект. Эта база находится на границе с Турцией, и еще с советских времен использовалась Москвой, чтобы следить за Турцией и Черным морем. По-видимому, она хочет продолжать это делать и в дальнейшем. Для нас это не приемлемо, ведь Турция — член НАТО и наш партнер. Мы стремимся в НАТО, и присутствие чужих военных объектов создает нам в этом проблемы, а также напряженную ситуацию с нашими партнерами. Кроме того, не секрет, что именно через российские военные базы всегда просачивалось оружие. Мы не знаем, куда и как уходит это оружие, которое очень часто становится дестабилизирующим фактором на Южном Кавказе», — отмечает Паата Закареишвили. Более резко по этому поводу высказался лидер грузинской партии «Народный фронт» Нодар Натадзе, который в интервью грузинской газете «Ахали Таоба» заявил: «Власти Грузии лгут, когда говорят, что выводят базы… На самом деле базы не уходят. Антитеррористические центры ничем не лучше военных баз».

И в этом с ним трудно не согласиться. Ведь если до сих пор российские базы существовали в Грузии под угрозой закрытия, то теперь военное присутствие России в этой стране может стать долгосрочным и юридически оформленным. По словам Паата Закареишвили, «сейчас на базе в Батуми очень мало народу, но если русские получат легитимное право находиться там, то при необходимости они могут очень быстро нарастить эти силы». «России нужно хоть как-нибудь присутствовать на территории Грузии, и чтобы это ее присутствие — люди, оружие — хоть как-то было оформлено», — полагает эксперт. Интересно, что этого не скрывают и сами российские стратеги. По словам источника в минобороны России, «Грузия — это ключ к Кавказу и к черноморскому региону, для нас эта страна важна стратегически». Поэтому было бы наивным предполагать, что Россия добровольно откажется от контроля над этой страной. Москва имеет немало рычагов давления на Тбилиси. Достаточно вспомнить, что Россия контролирует ключевые поставки в Грузию газа и электроэнергии. «Инструментов давления много — нашей стране отключали газ, свет, недавно было введено эмбарго на поставки грузинского вина и коньяка», — напоминает г-н Закареишвили.

Российские миротворцы продолжают находиться в Абхазии и Южной Осетии, несмотря на протесты Тбилиси. 15 февраля парламент Грузии принял постановление, в котором поручил правительству страны начать работу по замене российских миротворцев в Южной Осетии «эффективным международным миротворческим контингентом». Россия отреагировала на решение грузинского парламента резко негативно и отказалась вывести своих миротворцев из зоны конфликта. Решение по срокам пребывания российских миротворцев в Абхазии будет принято грузинскими законодателями в июле нынешнего года. Однако, судя по последним заявлениям кремлевских политологов, Россия не только не намерена уходить из Южной Осетии и Абхазии, но даже надеется, что вывод баз из Грузии «развяжет ей руки» в отношении непризнанных республик. Как сказал информационному агентству «Интерфакс» вице-президент российской Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, «с уходом из Грузии Россия получает широкую свободу маневра на Южном Кавказе. Москва сможет более активно взаимодействовать с Абхазией и Южной Осетией». То есть Россия уже даже не скрывает, что в грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликтах она участвует не как миротворец, а как заинтересованная сторона и целенаправленно поддерживает сепаратистские движения в этих двух грузинских регионах. Жителям непризнанных республик массово выдаются российские паспорта, в результате чего подавляющее большинство населения (90% в Южной Осетии и 80% в Абхазии) сегодня имеет российское гражданство.

Стремление РФ во что бы то ни стало удержать Южный Кавказ в сфере своего влияния имеет несколько причин. Одна из них: непризнанные республики, ориентирующиеся на Москву, нужны России как буферные зоны между ней и расширяющимся Североатлантическим альянсом. Наличие неурегулированных территориальных конфликтов помешает, как надеются в Кремле, вступлению Грузии в НАТО.

Однако такая политика России в перспективе может обернуться для нее самой стратегическим поражением. Первый шаг на пути вступления Грузии в Организацию североатлантического договора уже оформлен и реализуется. Это индивидуальная программа партнерства. По словам заместителя министра обороны Грузии Мамуки Кудавы, Грузия намерена к концу нынешнего года получить приглашение присоединиться к Плану действий относительно членства. К 2008-му, надеются грузины, страна может стать полноправным членом НАТО. Так что, если Украина и планирует войти в альянс, с учетом опыта Грузии и сроков, которые понадобились той для нелегких переговоров с Россией, Киеву уже сейчас следует озаботиться тем, чтобы 2017-й стал финишным годом пребывания Черноморского флота в Крыму, а не стартом переговоров по этому вопросу.