Результаты выборов местных органов самоуправления в Румынии легко прогнозировались, а потому больших неожиданностей не случилось. Оппозиция победила, но ее победа относительна. Нынешняя власть хотя и проиграла, но сберегает шансы для реванша во время парламентских и президентских выборов осенью этого года. Главный урок только что закончившихся электоральных состязаний состоит, конечно, не в том, что в Румынии ожидается возвращение левых и период посткоммунистической реставрации, а в том, что избиратель потерял доверие как к сегодняшней, так и ко вчерашней власти, а различие между ними состоит только в том, что вчера румынам жилось плохо, а сегодня — еще хуже.
Большинство мандатов в городских и уездных советах завоевали представители трех партий — социальной демократии Иона Илиеску, демократической Петре Романа и партии Альянс за Румынию Теодора Мелешкану. Но еще десять лет назад их лидеры и большинство членов принадлежали к одной партии — Фронту национального спасения, появившемуся на политической карте страны сразу же после революции и казни Чаушеску. Пути Иона Илиеску и Петре Романа разошлись еще в начале девяностых, когда первый стал президентом Румынии, а второй некоторое время был премьером, а те, кого сегодня возглавляет экс-министр иностранных дел Т.Мелешкану, еще три года назад принадлежали к партии Илиеску. Теперь первые называют себя социал-демократами и пребывают в оппозиции, вторые именуются истинными социал-демократами и входят вместе с либералами, партией этнических венгров Румынии и христианскими демократами в правящую коалицию, а третьи — это новейшие социал-демократы либерального толка, находящиеся в оппозиции и к первым, и ко вторым. Поскольку символами партий И.Илиеску и П.Романа является роза, а символом партии Т.Мелешкану — гвоздика, многие журналисты писали, что во время местных выборов в Румынии наиболее ярко расцвели две розы и одна гвоздика. Ближе к истине в оценке результатов выборов оказались, конечно, те, кто написал, что хотя в стране и победили розы, но розовых иллюзий ни у кого не возникает. Но самыми точными, наверное, были все же те, кто пред- и постэлекторальную ситуацию в стране назвал «войной роз».
Самой ожесточенной эта война оказалась в столице Румынии, где во второй тур в борьбе за мандат мэра Бухареста вышли представитель партии социальной демократии Сорин Опреску и вице- председатель демократической партии и министр транспорта Траян Бэсеску. После первого тура с большим перевесом лидировал С.Опреску, но победу на выборах все же одержал Т.Бэсеску. Многие считают, что слагаемыми этой победы были не только харизма яркого, деятельного, а иногда даже скандального политика, Бэсеску, но и то, что за него, объединившись, голосовал электорат правых кандидатов, не сумевших пробиться во второй тур.
Особой остротой отличались выборы мэра и в городе Клуж. Здесь была создана коалиция, стремящаяся не допустить к власти представителя крайне радикальной партии Ромыния Маре Георге Фунара. Чтобы не давать в руки этой партии дополнительную националистическую карту, один из кандидатов, представлявший этнических венгров города и занявший после первого тура второе место, снял свою кандидатуру в пользу кандидата от блока Демократическая конвенция Румынии. Но и этого было мало, чтобы победить националистический дискурс и демагогию. Оказалось, что жители Клужа все-таки более чувствительны к националистическим лозунгам и скандальной ауре Г.Фунара, чем к демократическим ценностям и правде.
Назвав Бухарест и Клуж, стоит вспомнить также и о Тимишоаре. Здесь не только начиналась антикоммунистическая революция 1989 года. Сегодня, кажется, это едва ли не единственный большой город, не пораженный вирусом неокоммунизма. Если в Бухаресте власть в местных советах отвоевали посткоммунисты, мэрией Клужа будет руководить националист, то революционная Тимишоара во время этих выборов вновь задекламировала приверженность демократии и реформам.
Итак, первая проба сил перед решающими осенними сражениями состоялась. Правы, наверное, те румынские аналитики и комментаторы, которые пишут, что не следует абсолютизировать результаты местных выборов и автоматически экстраполировать их на выборы парламентские и президентские. Но некоторые тенденции и особенности следует все же отметить. Главнейшая из них состоит в том, что власть в Румынии должна поменяться, ибо правящая коалиция фактически раскололась, а в одиночку христианским демократам, национал-либералам и социал-демократам вряд ли удастся победить посткоммунистов и Иона Илиеску. Местные выборы показали также, что нельзя слепо верить и различным социологическим опытам. Безоговорочное лидерство партии социальной демократии хотя и подтвердилось в ходе выборов, но почти на 10% расходится с прогнозами, тогда как демократы П.Романа прогнозируемый результат почти удвоили.
Сокрушительное поражение на выборах блока Демократическая конвенция Румынии, составляющего основу правоцентристской правящей коалиции, делает проблематичными шансы Эмила Константинеску быть избранным на второй президентский срок. Дело отнюдь не в том, что в рейтингах популярности он постоянно проигрывает Иону Илиеску и Теодору Мелешкану, а в том, что не имеет за спиной собственной партии, а выдвинувшая его на первый срок Демократическая конвенция почти что не существует.
Строя прогнозы на румынскую избирательную осень, можно не сомневаться в одном — в том, что избранная в Бухаресте власть будет обязательно коалиционной. Гораздо труднее предугадать, какого цвета будет коалиция. Цвета роз и гвоздик или цвета надежды.