Казалось бы, парафированный в Киеве большой российско-украинский договор позволил спокойно вздохнуть руководителям нашей державы, поскольку в его текст была внесена четкая формулировка о неприкосновенности границ. Однако относительно уладив вопросы на Севере, Украине еще предстоит «повоевать» за свое спокойствие на Западе. Более трех лет румынской стороной тормозилась работа над межгосударственным договором с Украиной. Многочисленные выступления депутатов, партийных лидеров, а также нередко и представителей исполнительной власти свидетельствовали о наличии территориальных претензий к Украине. Со стороны Бухареста постоянно предпринимались попытки раздробить большой договор, в котором неизбежно упоминание об отсутствии взаимных территориальных претензий, на мелкие соглашения в экономической, культурной, научной, гуманитарной областях. Однако похоже, политика выскальзывания уже себя исчерпала.
Межгосударственный базовый договор об основах отношений между Украиной и Румынией, возможно, будет подписан летом 1995 года в ходе встречи президентов двух стран, сообщил на пресс-конференции в четверг в Киеве первый заместитель министра иностранных дел Украины Борис Тарасюк. Он возглавил украинскую делегацию, побывавшую с официальным визитом в Румынии.
На следующей неделе в Бухаресте начнет работу украинская делегация, которая определит перспективы экономического сотрудничества.
Отвечая на вопрос об урегулировании территориальных проблем между Румынией и Украиной, Б.Тарасюк сказал: «У нас сложилось впечатление, что и в правительстве, и в парламентских кругах Румынии готовы закрыть этот вопрос и снять какие-либо сомнения в отношении существующих границ между нашими странами».
Ранее румынская оппозиция неоднократно поднимала вопрос о признании незаконным пакта Молотова-Риббентропа, что, по мнению оппозиционеров, означало незаконность вхождения в состав Украины Северной Буковины. Официальный Бухарест не дезавуировал заявления лидеров оппозиции.
В этой связи замминистра иностранных дел сказал: «Насколько нам известно, Румыния стремится стать членом НАТО. А одним из критериев принятия в НАТО является отсутствие территориальных претензий кандидата к странам — своим соседям».
Говоря о положении национальных меньшинств в обеих странах Б.Тарасюк подчеркнул, что этот вопрос на его встречах в Бухаресте «был постоянно в центре внимания. Мы договорились о разработке ряда документов, которые бы обеспечивали права национальных меньшинств в культурном и образовательных планах, а также в облегчении контактов между людьми».
Однако, какой бы светлой не хотелось видеть перспективу украино-румынских отношений, необходимо отдавать себе отчет в том, что предстоит чрезвычайно сложная многоплановая работа для ее достижения. Не исключено, что для укрепления украинских позиций на этих переговорах, в нашем диппредставительстве в Бухаресте официальный Киев произведет некоторые перестановки и замены.
В ходе встречи в столице Румынии, сообщил также Б.Тарасюк, обсуждались и проблемы безопасности — как в Центрально- и Восточноевропейском регионе, так и в Европе в целом. Среди прочего, поднимался и вопрос о ситуации в Молдове. Напомнив, что Украина и Румыния в 1992 году уже были участниками четырехсторонних консультаций по урегулированию приднестровской проблемы, дипломат выразил убежденность, что эти вопросы станут предметом переговоров в ходе предстоящего визита министра иностранных дел Украины в Кишинев.
Складывается впечатление, что чрезмерно увлекшийся в последние годы российским и американским направлением, МИД Украины стал гораздо больше внимания уделять ближнему зарубежью, под которым отнюдь не подразумевается Казахстан, а именно страны, имеющие общие границы с Украиной. Вот и визит министра иностранных дел в Молдову, намеченный на двадцатые числа февраля, может оказаться весьма своевременным, поскольку в то время, когда Румыния проводит в отношении Кишинева чрезмерно агрессивную политику, а Украина недостаточно активную, Россия все более и более укрепляется в этой стране.