UA / RU
Поддержать ZN.ua

Румыния: либерализмом по кризису?

Румынским политикам хватило десяти дней для того, чтобы после завершения парламентских выборов сформировать новую коалицию и определиться с кандидатурой на пост премьер-министра...

Автор: Владимир Ким

Румынским политикам хватило десяти дней для того, чтобы после завершения парламентских выборов сформировать новую коалицию и определиться с кандидатурой на пост премьер-министра. Им стал либеральный экономист, глава пропрезидентской Либерально-демократической партии Теодор Столоян. В минувшую среду президент Румынии Траян Бэсэску поручил ему сформировать новое правительство, которое затем будет утверждено парламентом.

После выборов 30 ноября ни одной из четырех прошедших в парламент политических сил — Либерально-демократической партии (ЛДП), Национал-либеральной партии (НЛП), Демократическому союзу венгров Румынии, а также альянсу Социал-демократической партии (СДП) и Консервативной партии (КП), — не удалось добиться убедительного преимущества над своими соперниками. Поэтому аналитики предполагали, что переговоры о создании парламентской коалиции будут достаточно сложными. Тем более что победители гонки — ЛДП и СДП-КП — пришли к финишу практически с одинаковым результатом (около 33%) и лидеры этих партий имели равные права занять пост премьер-министра страны.

При этом было очевидно, что Траян Бэсэску собирается приложить максимум усилий для того, чтобы премьер-министром стал либерал-демократ Теодор Столоян, а не социал-демократ Мирча Джеоане или национал-либерал Кэлин Попеску-Тэричану. Это прогнозировал сразу же после выборов румынский эксперт Богдан Теодореску. Благо румынская конституция позволяет главе государства выдвигать кандидатуру политика даже той политической силы, которая не завоевала большинства мест на парламентских выборах.

Эксперты полагали, что больше всего шансов быть образованной имеет левоцентристская коалиция двух соперничающих партий — либерал-демократов и социал-демократов. Эти партии могли бы создать парламентскую коалицию и сформировать кабинет, который мог быть работать весь четырехлетний срок, вне зависимости от исхода выборов президента Румынии в 2009 году. По мнению экспертов, в условиях мирового экономического кризиса Румыния должна иметь правительство с солидным большинством в парламенте. (Напомним, что у ЛДП и СДП-КП в парламенте вместе до 70% мест.) Это обеспечивало бы новой коалиции поле для маневра при проведении непопулярных, но крайне необходимых реформ в условиях экономического кризиса.

Румынские эксперты указывали также на серьезные противоречия в отношениях двух таких либеральных партий Румынии, как ЛДП и НЛП. Их лидеры рассорились, а коалиция либерал-демократов и национал-либералов, победившая на выборах в 2004-м, не смогла долго просуществовать: в 2007-м распалась. Конфликт был достаточно серьезен. Его побочным результатом даже стало обсуждение вопроса о вынесении импичмента Траяну Бэсэску. В свою очередь лидер НЛП Кэлин Попеску-Тэричану остался премьер-министром страны лишь благодаря неофициальной поддер-
жке социал-демократами альянса Национал-либеральной партии и Демократического союза венгров.

Впрочем, по данным ряда румынских СМИ, ЛДП делало несколько ставок одновременно: либерал-демократы вели переговоры о создании коалиции как с НЛП, так и с СДП-КП. Так, после обнародования окончательных результатов выборов один из лидеров либерал-демократов Эмиль Бок заявил, что в ходе переговоров о формировании коалиции с НЛП его партия не сумела достичь соглашения только по одному, но принципиальному вопросу — о кандидатуре на пост премьер-министра. В конечном счете, лидеры либерал-демократов остановили свой выбор на альянсе с социал-демократами, с которыми они достигли консенсуса по основным вопросам. В том числе и по кандидатуре премьер-министра.

При этом не исключено, что к этой коалиции присоединится и третий: еще до выборов у ЛДП и СДП-КП существовала договоренность, что в их будущий альянс возможно войдет и Демократический союз венгров Румынии, представляющий интересы венгерского национального меньшинства. Во всяком случае, Столоян уже заявил, что он намерен пригласить в коалиционное правительство представителей этой партии, занявшей четвертое место на выборах с 6,48% голосов избирателей. Очевидно, что распределение постов в новом правительстве станет предметом дальнейших межпартийных переговоров.

Траян Бэсэску, представляя нового премьера, выразил пожелание, чтобы сформированное Столояном правительство отработало полный четырехлетний срок, а не было временным кабинетом. Кроме того, румынский президент подчеркнул, что экономика страны может противостоять международному финансовому кризису только если премьер-министром станет человек, способный ответить на его вызовы и обеспечить деятельность правительства.

В этом контексте трудно найти в румынской политике кандидатуру, более подходящую к нынешним непростым условиям. 65-летний глава правительства Румынии имеет опыт работы в кризисных условиях: он уже занимал премьерский пост в 1991–1992 годах, когда страна, в условиях экономического кризиса переживала непростое время жестких рыночных реформ. Затем Столоян некоторое время работал экономистом во Всемирном банке и в конце концов вернулся в политику. Он один из создателей и лидеров Либерально-демократической партии. Теодор Столоян также является и депутатом Европарламента.

Сегодня главная задача для нового премьер-министра Румынии – сформировать правительство в течение недели и уже 19 декабря представить его состав на утверждение парламента. Очевидно, что одна из основных задач для будущего правительства – это принятие бюджета на 2009 год, а главная задача — преодоление последствий мирового экономического кризиса для Румынии и дальнейшее развитие ее экономики. Ожидается, что экономический кризис в Румынии обострится в будущем году.

По мнению аналитиков, новое правительство страны столкнется с трудностями, вызванными внутренними и внешними факторами: оно будет испытывать давление из-за безработицы, которая имеет тенденцию к росту, из-за нестабильности национальной валюты, из-за падения покупательной способности. Все это вызывает недовольство населения. И станет активно разыгрываться оппозиционными партиями. То, как новое правительство Румынии сможет реагировать на эти вызовы, определит жизнеспособность коалиции и то, с какими потерями страна выйдет из экономического кризиса. Ведь у партнеров по коалиции могут оказаться разные взгляды на решение экономических проблем.

Уже сегодня мировой финансовый кризис привел к снижению заказов на крупнейших предприятиях румынской промышленности. Так, о сокращении производства и увольнении тысяч сотрудников уже объявили автозавод «Дачия-Рено» и металлургический комбинат «Арселор Миттал». Кроме того, завод «Дачиа-Рено» с 11 декабря на месяц вынужден приостановить производство. Безусловно, безработица коснется смежных производств. Румынские эксперты также прогнозируют, что экономическую ситуацию усложнит и ожидаемый возврат на родину многих из тех 500 тыс. румын, которые несколько лет назад отправились на заработки в другие страны Европейского Союза.

Кроме того, одной из главных забот будущего правительства станет антикоррупционная деятельность. В Брюсселе постоянно критикуют Бухарест за неэффективную работу по борьбе с коррупцией. Так, хотя еще три года назад был учрежден специальный государственный орган по расследованию коррупции, ни одно из обвинений против высокопоставленных чиновников так и не было выдвинуто. А, как показывают недавние события в Греции, в условиях мирового финансового кризиса для массовых акций протеста, способных расшатать стабильность общества, достаточно малейшего повода.