UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ НА ТРИЕДИНЕ

Сегодня, в субботу 1 июля, Государственная дума Российской Федерации на специальном заседании решает судьбу правительства — и свою собственную, кстати, тоже...

Автор: Виталий Портников

Сегодня, в субботу 1 июля, Государственная дума Российской Федерации на специальном заседании решает судьбу правительства — и свою собственную, кстати, тоже. После того, как депутатам стала ясна «задумка» правительства, готового накануне новых выборов в Думу пожертвовать парламентом, но не собой, после того, как президент Борис Ельцин публично поддержал Кабинет министров и сообщил, что «морально готов» к расставанию с депутатами, исполнительная власть, казалось должна бы была залечь на дно и оттуда, со дна, посмеиваясь, наблюдать за неумелыми маневрами парламентского броненосца: вынырнет — не вынырнет.

Однако президент и премьер решили по-другому. Они проявили замечательную гуманность, уступчивость, готовность к компромиссу, стремление консультироваться: какие, однако, демократы! Когда заместитель руководителя фракции Аграрной партии России Николай Харитонов предложил сформировать в Думе согласительную комиссию из спикера и руководителей парламентских фракций, на легко одобренную Думой инициативу почти не обратили внимания не только депутаты, а и аккредитованные при славном российском парламенте журналисты. А ведь Харитонов ясно сказал, что комиссия нужна не для того, чтобы договариваться между собой, а для того, чтобы обсудить с президентом и премьером возможные изменения в составе кабинета. Тогда предложенная идея казалась наивной: будет еще суровый президент разговаривать с позволившими себе слишком большую самостоятельность депутатами. «Вот увидите, за мою инициативу уцепятся», — пообещал мне в перерыве Харитонов. И оказался прав.

Борис Ельцин и Виктор Черномырдин начали не просто консультации, но демонстративный процесс согласований с руководителем парламента и шефами фракций. Результат консультаций налицо. Вначале на заседании парламента будет проголосован вотум недоверия правительству, а уж затем — доверие, внесенное премьером. Поясню: для доверия по формуле Черномырдина необходимо более 200 голосов «за», и тут у правительства нет никаких шансов отыскать стольких сторонников. Но вот при голосовании вотума недоверия необходимо попросту недобрать искомого числа депутатов. И если какая-либо из крупных парламентских фракций изменит свое мнение о правительстве Виктора Черномырдина и не будет хотя бы участвовать в голосовании — не то, чтобы там «за» кабинет голосовать — Дума спасена. Это — первое. А второе — президент Ельцин не собирается пока что отправлять в отставку «силовых министров», прежде всего Николая Егорова (конечно, только в России министр национальностей может быть среди силовиков, ну да что поделаешь, в конце концов, первым российским министром национальностей стал 7 ноября 1917 года Иосиф Сталин-Джугашвили), Виктора Ерина и Павла Грачева, недоверие которым выражено Государственной думой. «Они слишком много хотят», — сказал президент руководителям российских республик, с которыми он встречался сразу же после свидания с депутатами. И вот в сочетании этих двух обстоятельств, вероятно и содержится смысл президентско-правительственных маневров.

Выгодно ли депутатам, чтобы Дума была распущена раньше срока? Ясно, что нет. Даже крупные фракции нижней палаты российского парламента явно не готовы к предстоящим выборам, им нужно еще несколько месяцев, чтобы пропагандистская машина набрала обороты, чтобы забылся Черномырдин в Буденновске, чтобы проверить на организационную прочность «партию власти» — «Наш дом — Россия». И потом депутат в России (да только ли в России?) — чиновник. Спецмашины, спецпансионаты, спецсвязь, кабинеты в здании на Охотном ряду, спецзаказы, книжная экспедиция... Дело даже и не в том, что расставаться со всем этим очень не хочется, а в том, что на фоне своего служебного преуспеяния, в стране черных «волг» проводить предвыборную кампанию гораздо удобней, чем будучи выброшенным на улицу. Именно с этими обстоятельствами и связана уступчивость казавшихся непримиримыми думцев. На первый взгляд, исполнительную власть должна была бы устраивать такая ситуация. Однако «партия власти» отнюдь не монолит.

Вряд ли российскому президенту необходимо сегодня слишком уж серьезное усиление Виктора Черномырдина. На глазах проваливается президентский вариант о создании двух проправительственных блоков на грядущих выборах. Партия Черномырдина — «Наш дом — Россия» — обещает быть куда более весомой и влиятельной, чем еще неоформившаяся партия Рыбкина. Это настоящая «партия власти», и возглавляет ее не президент, а премьер. После Буденновска политическое влияние главы правительства настолько усилилось, что он позволил себе публично отозваться об истинной роли «силовиков» в происходящем. На том фоне «дарить» Черномырдину еще и роспуск парламента президенту явно не хотелось бы. Лучше держать его в таком подвешенном состоянии, лучше выглядеть защитником правительства от несправедливого депутатского корпуса, но при случае и припугнуть премьер-министра депутатским недовольством. Потому Ельцин поступил достаточно хитро: пообещав распустить Думу и угодив правительству, начал операцию по спасению двух на самом деле утопающих — «силовиков» и парламента...

Премьер мог бы быть заинтересован в роспуске Государственной думы не менее президента. Однако — и не более. Хочется ли Черномырдину оказаться на неопределенный период один на один с Борисом Николаевичем, который может, в случае чего, и освободить от должности, заменив тем же Олегом Сосковцом, — кто помешает. Конечно, вероятность такого шага очень невелика, однако разве Ельцин — из предсказуемых политиков? Кроме того, объективно критика Думы силовых министров помогает, а не мешает Черномырдину, который не контролирует силовые министерства и явно недолюбливает их хозяев. Если не будет парламента, никто уже не заставит Ельцина хотя бы задуматься о возможной сдаче Грачева, Ерина или Степашина. Потому что — кому сдавать? А пока накануне субботнего голосования в Госдуме стало известно еще об одном примечательном маневре российского президента: на состоявшемся в четверг заседании Совета безопасности «попросились» в отставку все силовые министры (и Грачев, и Ерин, и Степашин), вице-премьер Николай Егоров, почему-то секретарь Совета безопасности Олег Лобов и зачем-то ставропольский губернатор Евгений Кузнецов («вот его и снимут», — ехидно сказал кто-то из моих коллег, услышав сообщение: Ельцин пообещал разобраться с каждым до 10 июля, и совсем не обязательно, что будут приняты ВСЕ отставки и даже некоторые. Хотя ясно, что кем-то президент решился пожертвовать и он уже знает кем, однако ясно, что демонстративная подача в отставку всего ближайшего окружения президента (за исключением самого близкого — генерала Коржакова, но то уж совсем святое), — неплохая идея, способная на время умиротворить думцев. А надо-то не на время, а всего на денек...

Вот из этого достаточно хитроумного баланса интересов и складывается нынешняя схема борьбы за сохранение статус-кво, официально именуемая «парламентско-правительственным кризисом». Депутаты, кажется, уже хорошо поняли, что не стоит сильно раскачивать лодку — можно выпасть. Потому большинство наблюдателей сходится на том, что субботнее голосование окончится ко всеобщему удовлетворению — и президента, и парламента, и правительства. Не хватит голосов для выражения вотума недоверия правительству, на трибуну выйдет растроганный премьер-министр и отзовет свою просьбу проголосовать доверие правительству. Со временем, возможно, президент кого-нибудь из силовиков и сдаст. Однако остается и другая возможность развития событий — в том случае, если Дума все же вторично проголосует за недоверие правительству. В коридорах власти в депутатскую нерасчетливость не верят, к ней не готовятся — а ведь в случае такого решения начнется уже совсем другая игра, по другим, гораздо более жестким и менее изощренным правилам... Пока же российский парламент может наслаждаться ролью ученика, пытающегося поставить запятую в знаменитой фразе «казнить нельзя помиловать». Известно, что это не только приговор, но и оценка грамотности...