UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия и Япония «тузлятся»

Между Японией и Россией разгорелся жесткий дипломатический скандал. Российский президент Дмитрий Медведев посетил остров Кунашир, вокруг которого более чем полстолетия между Токио и Москвой ведется спор...

Автор: Сергей Солодкий

Между Японией и Россией разгорелся жесткий дипломатический скандал. Российский президент Дмитрий Медведев посетил остров Кунашир, вокруг которого более чем полстолетия между Токио и Москвой ведется спор. Нечто похожее Украина переживала с Россией семь лет назад, когда вспыхнул так называемый тузлинский кризис.

Скандал разразился еще до поездки Медведева на Кунашир. Японское правительство выразило свою озабоченность в связи с таким намерением кремлевского хозяина, однако на российскую сторону предупреждение Токио не произвело впечатления. Глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров довольно грубо ответил на вопрос японского журналиста, не волнуется ли он по поводу последствий такой поездки: «Как я могу относиться с волнением, что президент регулярно посещает какие-то регионы России, которые он хочет посетить?». Хотя вряд ли в России не просчитывали эффект от своего мероприятия. До сих пор ни один из российских руководителей не решался посещать острова, по которым с Токио продолжается полувековой спор. Речь идет, в частности, кроме Кунашира, об островах Итуруп, Шикотан и гряде Хабомаи.

История японско-российского конфликта имеет достаточно давние корни. За полтора века две страны заключали различные договоры, перетасовывая контроль над сопредельными островами в пользу то одной, то другой стороны. Курильские острова и остров Сахалин попеременно, начиная с 1855 года (так называемый Симодский трактат), отходили то к Японии, то к России, а позже — к СССР. Однако эта «перетасовка» никогда не касалась четырех вышеуказанных островов. Советский Союз в последний месяц Второй мировой войны просто оккупировал их без каких-либо исторических, юридических оснований. Естественно, что Япония все послевоенные годы пыталась их вернуть обратно. Именно потому между двумя странами до сих пор не заключен мирный договор.

Почему же российское руководство вдруг решило повести себя столь вызывающе в деликатном вопросе? Один из ответов может крыться в недавнем визите российского президента в Китай. Похоже, именно после общения с китайским руководством Дмитрий Медведев воодушевился идеей продемонстрировать японцам свою мощь. Некоторые события указывают на то, что японский вопрос фигурировал на китайско-российских переговорах. Тем более что в начале сентября территориальный спор оголился и в отношениях Токио с Пекином.

Седьмого сентября у островов Сенкаку японскими катерами береговой охраны был задержан рыболовецкий траулер КНР. Японская сторона утверждает, что траулер, пытаясь войти в нейтральные воды, совершал опасные маневры, которые дважды привели к столкновениям с японскими судами. Реакция Китая на задержание не заставила себя долго ждать: для объяснений глубокой ночью был вызван в правительство японский посол, посыпались угрозы, Пекин задействовал рычаги экономического давления. Сейчас скандал вроде бы пошел на спад, но он имел внутриполитическое влияние на позиции японского правительства. Оппозиция обвинила премьер-министра Наото Кана во внешнеполитической слабости. Японская газета «Санкей» сообщает о падении рейтинга главы правительства с 48,5% (прошлый месяц) до 36,4% (в настоящее время). В России, очевидно, китайско-японский скандал, как и его влияние на позиции японского правительства, не остались незамеченными.

В чем схожесть кунаширского и тузлинского инцидентов? Первое: Россия пользуется политической слабостью руководства другого государства. Второе: российские территориальные экспромты преследовали цель своеобразного зондажа: как будет реагировать другая сторона? Если бы украинское руководство в свое время молча «проглотило» строительство дамбы, то в вопросе водной делимитации можно было давно ставить точку – под новостями о дипломатической победе России.

В то же время кунаширский
инцидент должен вызывать у Киева интерес не только с точки зрения внешнеполитической ретроспективы: он обнажает несколько трендов. Не исключено, что подобные подходы Россия может применить и к Украине.

Во-первых, в 2003 году Кремль все же пытался отмежеваться от тузлинского кризиса, делая вид, что вся идея с дамбой принадлежит местному руководству: мол, таким образом краснодарцы хотят обезопасить побережье от размывов. В случае с Японией Россия, наоборот, подчеркивает свое пренебрежение к позиции партнера, все делается демонстративно и грубо. Подобная линия поведения России стала особенно заметной после войны с Грузией: внешний мир не смог предложить никаких сдерживающих мер. Более того, Россия фактически оказалась оправданной благодаря усилению контактов с НАТО, перезагрузке отношений с подачи американской администрации, объявлению Года Франции в России и Года России во Франции. После грузинской войны чувство вседозволенности стало основой неприкрыто унизительного отношения к президенту Украины Виктору Ющенко, а позже к своему союзнику Александру Лукашенко.

Во-вторых, внешнеполитическую агрессию может подпитывать президентская кампания в России: выборы в этой стране состоятся в 2012 году. И если информация о проблемах в российском правящем тандеме соответствует действительности, то в будущем можно ожидать еще не одного проявления дипломатического героизма главных претендентов на новый президентский срок. За Владимиром Путиным уже закрепился имидж политического мачо. Не исключено, что лавры силача не дают покоя и Дмитрию Медведеву.

В-третьих, Россия не прекращает политику поиска внешних врагов – с внутренними давно проблем нет. На себе это уже испытали Эстония, Грузия, Украина, Молдова, Польша, Беларусь, период кремлевской немилости пережили США. Сейчас этот перечень сузился лишь до Беларуси и Грузии. Отдельное место в списке врагов отведено, как видим, и Японии. По крайней мере, антияпонская истерия в российских массмедиа, а также комментарии многочисленных российских экспертов и политиков это доказывают.

Очевидно, что в ближайшем будущем японско-российский скандал постепенно прекратится. Россия все же не пошла на продолжение конфронтации, как это было в случае Китая с Японией. Токио, в свою очередь, также заинтересован в том, чтобы вокруг кунаширского инцидента утихли страсти, и решение вопроса вновь вернулось в дипломатические кабинеты. Не исключено, что 13 – 14 ноября состоится встреча российского президента и японского премьера в рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Но вопрос остается открытым: каковы последствия околокунаширского инцидента будут для стран, к которым Россия испытывает «коренные интересы»?

…В 2003 году в украинскую (да и в российскую) лексику вошло новое слово – «тузлиться». Легализовал его на переговорах в Москве по тузлинскому вопросу украинский премьер Виктор Янукович, который выступил с призывом «дальше не тузлиться». Впору вводить новый глагол – «кунашириться».