Российское руководство стремится заручиться политической и военной поддержкой своих партнеров в войне против Украины. Взгляд Москвы прежде всего направлен на государства постсоветского пространства, большинство из которых она до сих пор пытается удерживать в сфере своего влияния.
Казахстан: «миротворческий» бумеранг
Государствам Центральной Азии весьма непросто реагировать на российскую агрессию против Украины, учитывая их зависимость от Москвы. Большинство из них связаны тесными экономическими связями и связями в сфере безопасности с Россией и входят в возглавляемые ею блоки — Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Во время январских событий в Казахстане механизм введения миротворческого контингента ОДКБ был испробован в подавлении массовых протестов под предлогом «угрозы внешнего вмешательства». После начала российского вторжения на украинскую территорию возникли опасения, что Путин попытается втянуть страны организации в войну, захотев поддержки в ответ. Поэтому правительству Казахстана пришлось озвучить официальную позицию: согласно уставу Договора о коллективной безопасности, миротворческие силы организации могут быть использованы только на территории государства-участника (каковым Украина не является. — Н.Б.), а за его пределами — только согласно мандату ООН.
Для казахстанского общества, до сих пор болезненно переживающего события «кровавого января», как и для граждан соседних государств, для которых ситуация в относительно стабильном Казахстане стала в некоторой степени неожиданностью, война России против Украины — очередной вызов. Прежде всего потому, что непосредственно повлияет на их финансово-экономическую ситуацию уже в ближайшей перспективе и приведет к серьезным стратегическим последствиям в будущем.
Кыргызстан и Таджикистан: связанные российскими узами
Учитывая уровень зависимости от Москвы и внутренние факторы каждого из государств, официальная позиция правительств несколько отличается. Так, президент Кыргызстана Садыр Жапаров в телефонном разговоре с Владимиром Путиным перед началом российской агрессии поддержал действия Москвы по «защите Донбасса». В ответ правительство Украины отозвало своего посла из-за недружественных шагов со стороны Бишкека. Как объяснил Жапаров, выступая в парламенте республики, Кыргызстан — маленькая страна, и ей не хватит влияния остановить конфликт, поэтому нужно придерживаться нейтральной позиции. Хотя продемонстрированная «нейтральность» выглядит какой-то односторонней.
Главная причина такого поведения — глубокая экономическая зависимость КР от России, являющейся главным торговым партнером и направлением для трудовой миграции. Денежные переводы в страну составляют около 30% ВВП, из них более 83% поступает из РФ. Похожая ситуация и в Таджикистане — 26,7% ВВП приходится на трудовую миграцию, из которых 58% поступает из России. Кроме того, на территории Республики Таджикистан дислоцируется одна из крупнейших военных баз России, которая в условиях нестабильной ситуации в Афганистане рассматривается как важный фактор безопасности во всем регионе.
Россия: гарант преемственности власти и территориальный шантажист
В последние годы усиление роли Китая в Центральной Азии актуализировало дискуссию на тему потери Россией влияния в стратегически важном для нее регионе. Однако вывод американских войск из Афганистана и растерянность центральноазиатских государств перед возможными вызовами в сфере безопасности со стороны талибов дали хороший козырь в руки Москвы и усилили ее позиции. В пользу Кремля сыграли и антикитайские настроения, связанные с притеснениями мусульманских меньшинств в Синьцзяне и опасениями по поводу китайской экспансии среди местных граждан. А также традиционные связи с авторитарными режимами, для которых Россия в некоторой степени выступает гарантом преемственности их власти. Быстрое решение о введении военного контингента в Казахстан проиллюстрировало готовность Кремля обеспечивать существование режимов и прекращать любые проявления турбулентности в зонах своих стратегических интересов.
Вместе с тем восприятие поведения России в центральноазиатских государствах неоднозначно. Оккупация украинских территорий в 2014 году и дальнейшие заявления Путина, что после распада Советского Союза «та или иная республика получила в багаж большое количество традиционных российских исторических территорий», вызывают серьезную обеспокоенность в регионе. В первую очередь это касается Казахстана. Сдержанная публичная позиция Нур-Султана на российскую агрессию против Украины, в которой речь шла о непризнании «ЛНР/ДНР» и предложении посредничества, вызваны уязвимостью страны из-за ее стратегического расположения, политической и экономической зависимости от России. В отличие от Казахстана, Узбекистан не входит в ЕАЭС и ОДКБ, а также не имеет общей границы с РФ, поэтому он более свободен в формулировках и отмечает, что поддерживает территориальную целостность Украины и не признает независимость «ЛНР/ДНР».
Российский выстрел в центральноазиатские экономики
Формулировка официального отношения центральноазиатских столиц к российской агрессии продиктована двумя основными факторами: с одной стороны, нежеланием ассоциироваться с поддержкой действий РФ в глазах мирового сообщества, с другой — опасениями испортить с ней отношения. Однако избежать негативных экономических последствий российской военной авантюры им не удастся. Падение курса российского рубля уже в первые дни негативно сказалось на курсах национальных валют. Национальные финансовые учреждения попытались удержать их запретом изъятия валютных вкладов, ограничением обмена валют и вывоза за пределы страны, проведением валютных интервенций и т.п. Правительства стран срочно вынуждены разрабатывать меры реагирования на негативные социально-экономические последствия падения российской экономики, ожидая снижения уровня ВВП, роста цен, девальвации национальной валюты и значительного обеднения населения.
Ослабление экономики РФ приведет к значительному снижению занятости трудовых мигрантов, а падение рубля уменьшит номинальную долларовую стоимость самих денежных переводов. Можно ожидать, что наиболее зависимые от трудовой миграции Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан столкнутся с высоким уровнем безработицы и бюджетного дефицита из-за массового возвращения их граждан из РФ.
Сейчас правительства государств Центральной Азии не могут предвидеть всех последствий, связанных с санкционными ограничениями и дальнейшей изоляцией РФ. Очевидно, что Москва создала проблемы не только для себя. Так что даже в рамках ЕАЭС каждое из государств пытается найти спасательную лодку своими силами. Недавно Россия временно запретила экспорт пшеницы и сахара, чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, что вызвало дефицит и повышение цен в государствах-партнерах. Со своей стороны, Казахстан и Кыргызстан пытаются избежать косвенных последствий антироссийских санкций, от энергетической и банковской сфер, авиации, транспорта до технологического и коммуникационного секторов, а также спасти зависимую от Москвы экономику.
В то же время центральноазиатские правительства воспринимают кризис в РФ и с точки зрения перспектив. Российский бизнес и международные компании, желающие остаться на рынке РФ, рассматривают возможность релокации в Центральную Азию. Многие транспортные компании ищут способы использования территории Казахстана в качестве транзитного государства для экспорта товаров. Специалисты из сферы IT уже начали перемещение в центральноазиатские страны. Во многих государствах надеются, что россияне будут платить налоги, тратить деньги и перевезут технологии на их территорию.
В плену российской авантюры
Тем не менее, несмотря на географическую удаленность и отсутствие прямых вызовов, связанных с российско-украинской войной, государства Центральной Азии входят в зону серьезной турбулентности. В отдельных политических кругах Казахстана и Кыргызстана уже начали подвергать сомнению уместность пребывания в ЕАЭС, учитывая ухудшение экономической ситуации в РФ. Что для Узбекистана и Таджикистана, которые до сих пор воздерживались от вступления в эту организацию, является дополнительным аргументом не делать этого по крайней мере в ближайшее время.
Тесные экономические связи с Россией — как богатого энергетическими ресурсами Казахстана, так и зависимых от трудовых мигрантов Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана — негативно отражаются на экономических и финансовых системах этих стран, до сих пор в значительной степени ориентирующихся на Москву. Недавние события в Казахстане, считавшемся экономически и социально стабильным в регионе, продемонстрировали, как быстро недовольство населения способно выйти из-под контроля власти. Более того, социальный фактор может обострить межэтнические и межрелигиозные конфликты, достаточно остро стоящие в регионе. Следовательно, перед правительствами государств встала необходимость в проведении быстрых и глубоких структурных изменений, реформировании и переориентации экономики, что довольно трудно сделать в условиях сложной политической организации большинства центральноазиатских правительств. Также следует отметить, что даже в непростых экономических условиях российские власти не захотят терять контроль над регионом.
Любые поползновения центральноазиатских правительств выйти из-под российского влияния и вести более независимую внешнюю политику будут сопровождаться попытками дестабилизации ситуации и созданием вызовов безопасности. Тем более что российский политикум не скрывает своих откровенно захватнических настроений, далеких от соблюдения норм международного права и понятия суверенитета государства.
Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.