UA / RU
Поддержать ZN.ua

Регион замороженного интереса

В Приднестровье вот уже целое поколение выросло в условиях существования непризнанной республики...

Автор: Владимир Кравченко

В Приднестровье вот уже целое поколение выросло в условиях существования непризнанной республики. Прожив всю жизнь в ПМР, они не испытывают никаких сантиментов к Молдове и считают само собой разумеющимся наличие независимого государства на левом берегу Днестра. Число таких людей будет только расти. Ведь решение приднестровской проблемы — дело отнюдь не ближайшего будущего. Хотя бы потому, что слишком много игроков заинтересовано в дальнейшем сохранении статус-кво. Как справедливо заметил директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Григорий Перепелица, на конференции «Отношения Украина—Молдова: приднестровский фактор повестки дня», проведенной «Группой исследований в области стратегии и безопасности» при содействии комитета Верховной Рады по вопросам евроинтеграции, стороны используют конфликт во внутренней политике и для позиционирования себя в международных отношениях.

До недавнего времени, Кишинев был заинтересован в сохранении статус-кво, поскольку некоторые молдавские политики имели крепкие, налаженные бизнес-связи с Приднестровьем. И любые изменения могли отрицательно сказаться на их бизнесе. С приходом новой команды, ориентированной на вступление страны в Европейский Союз, ситуация, похоже, изменилась, и в Кишиневе готовы решать проблему, а не только о ней говорить. А вот для Тирасполя продолжающийся конфликт и сейчас остается сильным мобилизирующим фактором. Это позволяет нынешнему руководству непризнанной республики и далее находиться у власти, и предоставляет возможность дальнейшего обогащения.

В неменьшей мере заинтересована в сохранении статус-кво и Россия, играющая ключевую роль в приднестровской пьесе. Приднестровье для Москвы — эффективный рычаг давления на Молдову (и в какой-то мере на Украину). Потому-то российская дипломатия и не собирается отказываться от дальнейшей финансовой и политической поддержки этого государства-фантома. А вот Украина, которая объективно заинтересована в скорейшем решении замороженного конфликта, «благодаря» ее усилиям и собственному затянувшемуся внутриполитическому кризису в последние годы фактически была отстранена от процесса урегулирования…

«Появится ли «план Януковича» по урегулированию приднестровского конфликта?» — задался вопросом Григорий Перепелица. Многие аналитики полагают, что такой план и не нужен. В прошлом уже писались «планы» Примакова, Козака, Ющенко, да и другие инициативы. Они так и не были реализованы, будучи заблокированными участниками конфликта и его посредниками. Эксперты полагают, что для Киева куда полезнее сохранять постоянное внимание к этому региону и принимать активное посредническое участие в урегулировании приднестровского конфликта, способствуя укреплению доверия между Тирасполем и Кишиневом. Но новая администрация Виктора Януковича не проявляет видимого интереса к активному участию в его разрешении. Может быть, пока просто руки не дошли?

А ведь вопрос Приднестровья должен входить в число приоритетов Киева, поскольку замороженный конфликт — у границ Украины. К тому же в Приднестровье продолжают находиться российские военные, а спецслужбы РФ используют территорию ПМР для работы против соседних государств. Приднестровская проблема не только дестабилизирует ситуацию в регионе и негативно влияет на безопасность в Европе, но и отрицательно сказывается на обстановке в приграничных с Молдовой территориях Украины. В том числе и криминогенной. Не будем забывать, что социально-экономическая ситуация в ПМР не из благополучных: в анклаве высокий процент безработицы и низкий уровень жизни. Не будем забывать, что треть жителей Левобережья — этнические украинцы, а около ста тысяч человек имеют украинское гражданство. Многие просто считают Приднестровье «черной дырой», где процветает контрабанда. С этим, правда, не согласны украинские дипломаты, полагающие, что на приднестровском участке существует нормальный пограничный режим, не отличающийся от других участков украинской границы.

«Определение «черная дыра» больше используется теми, кто не знает реального положения дел. В свое время такие обвинения звучали со стороны властей Молдовы, поскольку они считали, что на приднестровском участке украинско-молдавской границы большой поток контрабанды, идет торговля оружием. Чтобы развеять эти обвинения, мы согласились на присутствие миссии EUBAM (миссия Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине. — В.К.), которая, совместно с нашими пограничниками и таможенниками, контролирует эту часть границы. Результаты ее работы свидетельствуют о том, что обвинения безосновательны. Контрабанда, конечно, есть, но не в тех масштабах, о которых говорили власти Молдовы. Работа миссии не подтвердила сведений о торговле оружием и транзите наркотиков через центральный участок украинско-молдавской границы», — пояснил «ЗН» специальный представитель Украины по вопросам приднестровского урегулирования Виктор КРЫЖАНОВСКИЙ.

Вышеперечисленные факторы создают бесчисленные проблемы. И для их решения требуются активные действия Киева. Рано или поздно, но в украинской столице вынуждены будут заняться этой проблемой. Хотя бы в контексте проведения демаркации украинско-молдавской границы или создания так называемого еврорегиона «Днестр», в который войдут Винницкая область, северные районы Молдовы и Каменский район Приднестровья. Активность украинского руководства на приднестровском направлении может принести ему определенные дипломатические и политические дивиденды. Но для этого Украине необходимо перестать заниматься Приднестровьем исключительно в режиме тушения пожара и системно подойти к решению проблемы, выйти из российской тени и стать самостоятельным игроком. Сделать это лучше всего Киеву посредством «европеизации» конфликта. Иными словами, способствовать усилению роли ЕС в процессе приднестровского урегулирования, чему противится Москва. После вступления Румынии в Европейский Союз этот конфликт — в зоне непосредственного соседства Евросоюза. В силу хотя бы этой причины Брюссель заинтересован в его скорейшем разрешении. Пока же приходится констатировать другое: ЕС не до конца использует свои возможности. И, несмотря на все посреднические усилия, работу миссии EUBAM, роль Европейского Союза в приднестровском урегулировании незначительна.