Совпадение по срокам официального визита министра иностранных дел Украины Геннадия Удовенко в Беларусь с состоявшимся накануне первым туром парламентских выборов и проведением общебеларусского референдума заранее не планировалось. Но его итоги интересовали украинскую делегацию в первую очередь. Неудивительно, ибо результаты такого референдума в стране с практически одинаковой судьбой, аналогичными проблемами и менталитетом населения, общей историей, да еще к тому же являющейся непосредственным соседом Украины, представляют совсем не академический интерес. Итак, что же произошло 14 мая в Беларуси?
Первый тур первых в истории независимой Беларуси парламентских выборов показал, что парламента в этой республике может и не быть. Как свидетельствует мировой опыт проведения выборов, активность в первом туре на уровне 65% — верный признак того, что 28 мая очень во многих округах они могут просто не состояться. Почти половина избирателей столицы предпочла их проигнорировать — факт, знакомый и нам. А вот то, что президент страны накануне выборов лично призвал избирателей бойкотировать их и принять участие только в референдуме, да еще после голосования бахвалился, что вычеркнул всех кандидатов по своему округу, в Украине еще, слава Богу, не проходило.
Второй прогноз: если парламент и будет сформирован, он будет только левым. Ибо во второй тур в большинстве округов вышли представители Беларусского Народного фронта (БНФ) и, естественно, коммунистов. Нетрудно догадаться, чьи кандидаты вызывают большую симпатию у президента, а следовательно, на кого будут работать контролируемые им беларусские радио и телевидение, а также весь пропагандистский аппарат. В минувшее воскресенье с первой попытки было избрано не больше двадцати депутатов из 260. Практически никому из известных в Украине политиков не хватило одного тура, за исключением разве что исполнительного секретаря СНГ Ивана Коротчени. Отсутствие ярких лидеров тоже может привести к тому, что в конечном счете мандаты окажутся либо у чемпионов округов по популизму, либо у тех, кто в полный рост сможет использовать ностальгию беларусов по советским временам (четверть населения, то есть треть всего электората — пенсионеры). Оба признака опять же в максимальной мере присущи именно левым всех оттенков.
В любом случае ситуация на руку президенту. Вспоминается несколько лукавая, годичной давности озабоченность Леонида Макаровича возможной «неполнокровностью» Верховного Совета, однако у Александра Григорьевича, похоже, другие проблемы. Для Лукашенко коммунистический парламент лучше демократического, а еще лучше, если не будет никакого вообще. Волей-неволей его функции придется исполнять исполнительной же власти. Тяжела ноша президента, но чего не сделаешь для родной страны!
А на тот случай, если даже левый парламент вознамерится проявлять строптивость, припасен был вопрос референдума: «Согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного приостановления полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения Конституции?» (выделено мною. — А.К.). 77,6% пришедших на референдум, как оказалось, согласны. И хотя по той же Конституции эти результаты не могут иметь силы, так как для внесения изменений в нее путем референдума необходимо, чтобы этого желала большая половина всех избирателей, а не только пришедших голосовать, понятно, что в отсутствие парламента иначе как президенту толковать законы некому.
Кроме этого, подавляющее большинство активной части электората согласилось с приданием русскому языку равного с беларусским статуса с учетом того, что и так свыше 80% населения страны говорит по-русски, это, очевидно, вскоре уравняет беларусский в статусе с латынью и древнегреческим. Согласны избиратели и с «действиями Президента Республики Беларусь, направленными на экономическую интеграцию с Российской Федерацией». Совсем уже трагикомически на этом фоне выглядит поддержка желания президента отказаться от национальной государственной символики и вернуться к советской, хотя и слегка видоизмененной. По мнению лидера БНФ Зенона Позняка, «этот экстраординарный факт, не имеющий прецедента в мировой истории», приведет «к катастрофическому падению авторитета страны, будет иметь очень тяжелые психологические, политические и моральные последствия». Пожалуй, трудно не согласиться с этим.
После обретения независимости в Беларуси, как нигде более, сохранились старые структуры власти, следовательно, старая политика. Все это дополнила культивируемая властями советская ментальность населения с ее ценностями. Показательно, кстати, что на протяжении месяца перед 9 мая беларусские газеты, как 10 лет назад, были переполнены материалами о зверствах немцев во время оккупации, а «краснофлажные» ветераны чуть не разорвали свою сверстницу с орденами на груди, которая посмела выйти на парад с национальным бело-красным флагом. «Мы несконсолидированная нация», — с горечью констатирует З.Позняк.
Как это не прискорбно, но братская соседняя страна все больше приобретает черты авторитарного государства, чей президент не скрывает своего стремления к объединению с Россией (Лукашенко, кстати, был единственным депутатом прежнего парламента, голосовавшим против ратификации Беловежских соглашений). Результаты референдума развяжут ему руки, и первые последствия, думается, не заставят долго ждать. Премьер-министр Беларуси Михаил Чигирь в начале встречи с Г.Удовенко честно предупредил, что, в соответствии с договором о таможенном союзе с Россией, Беларусь вскоре будет вынуждена ввести новые таможенные пошлины и ввозные акцизы. И хотя после неоднократно прозвучали заверения в том, что это не приведет к снижению товарооборота с Украиной, ясно, что это, увы, всего лишь стремление сохранить хорошую мину при плохой игре. Ибо объем товарооборота отныне будут устанавливать Борис Николаич с Виктором Степанычем.
Думается, что это только начало. Вслед за договором, скажем, о совместной охране границ, неудивительно будет увидеть российские «зеленые фуражки» не только на шосткинском, но и на камень-каширском участке границ. На припятском, пожалуй, останутся беларусы.
Застрахована ли Украина от повторения беларусского опыта? Представляется, что пока не очень. Она в лучшем положении, естественно, но ненамного. Достаточно вспомнить хотя бы речи, произнесенные на первомайском митинге при благосклонном внимании им руководства Верховного Совета. Или размах альтернативного парада ветеранов 9 мая, постоянные разговоры о статусе языков, ветеранов УПА, форме государственных наград. Или «Крым как локомотив, который вернет Украину в Союз», недоведенность до конца практически ни одного дела о коррупции, что раздражает население больше, чем красная тряпка — лидеров Руха. Та же советская ментальность, то же отсутствие консолидирующего начала. Да и номенклатура, особенно на областном и районном уровне — знакомые все лица.
Беларусь создала прецедент. Украине нужно ждать давления как снаружи, так и изнутри. Впрочем, оно уже началось. Уже Лукашенко, ничем не обинуясь, называет своей ошибкой то, что не вставил в референдум вопрос об интеграции и с Украиной. Уже Козырев, приветствуя его победу, напоминает Кучме, что тот, дескать, тоже «пришел к власти под лозунгом сближения с Россией», и намекает, что Россия была бы совсем не против, если бы беларусские тенденции были характерны и для Украины. По случайному ли совпадению, но именно через день после объявления результатов референдума руководство России проводит совещание по вопросам отношений с Украиной, после которого Козырев off records говорит журналистам, что уступок по Севастополю не будет. Внутри страны с «интернационалистами» тоже все в порядке, Гражданский конгресс Украины и коммунисты Крыма уже успели призвать к проведению аналогичного референдума.
В ходе визита Г.Удовенко был парафирован договор о дружбе между Украиной и Беларусью, готовится визит Л.Кучмы в Минск. Министр иностранных дел Украины подчеркивает, что Украина «будет уважать суверенитет Беларуси, ее стремление быть крепким независимым государством». Это язык дипломатии. Менее связанный протоколом З.Позняк считает, что «создание диктаторского государства на северных границах с Украиной может представлять для нее прямую опасность».