UA / RU
Поддержать ZN.ua

Референдум легитимизации

Спустя две недели после кровавых межэтнических столкновений в Оше в Киргизстане в относительно спокойной обстановке прошел референдум по новой конституции и назначению временным президентом страны Розы Отунбаевой...

Автор: Владимир Ким

Спустя две недели после кровавых межэтнических столкновений в Оше в Киргизстане в относительно спокойной обстановке прошел референдум по новой конституции и назначению временным президентом страны Розы Отунбаевой. Всенародный опрос позволил временному правительству подвести черту под неопределенным статусом нынешней власти: она, наконец-то, вновь обрела свою легитимность. По предварительным данным киргизского ЦИК, свыше 91% пришедших на референдум граждан проголосовали за проект новой конституции. Порога явки избирателей не было, однако, по данным Центризбиркома, участие приняли свыше 70% имеющих право голоса. Мировое сообщество уже признало итоги референдума. Окончательно легитимировать власть политиков, пришедших в результате свержения Курманбека Бакиева, должны парламентские выборы, которые запланированы на осень.

За тем, что происходит в Киргизстане, внимательно наблюдают соседние страны: усугубление кризиса грозит дестабилизацией региона. Ведь межэтнические столкновения могут перекинуться в Ферганскую долину, Синьцзян-Уйгурский автономный округ и т.д. Эксперты не исключают и роста исламистских настроений в стране, где ослаблена государственная власть, и усиление влияния наркобаронов. Среди аналитиков существует мнение, что нынешняя власть Киргизстана не способна справиться с проблемами, и без решительного вмешательства из-за рубежа кризис станет затяжным.

Да только Россия, Соединенные Штаты, Китай, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан не спешат оказывать помощь, предпочитая занимать выжидательную позицию. При этом ревниво наблюдают за тем, как себя ведут основные игроки в регионе. В Москве, например, распространена точка зрения, что если Россия вмешается в развитие событий, ее могут обвинить в имперских амбициях, если же пустит дело на самотек, то может потерять влияние. Пока же российское руководство лишь крайне скептически оценивает прошедшую конституционную реформу. Впрочем, аналитики также не склонны к оптимистическим прогнозам.

Комментируя результаты референдума, эксперты отмечали, что после беспорядков, последовавших за бегством Бакиева, ошского погрома жители Киргизстана едва ли вникали в различия между старой и новой конституцией: уставшие от хаоса киргизы голосовали на референдуме против безвластия, беспорядков, нищеты. Но маловероятно, что в стране в ближайшее время наступит эра стабильности и благоденствия. Лидеры временного правительства уже патетически заявили, что «народ выбрал новую страну, новую жизнь, правопорядок, безопасность, стабильность и законность». Увы, референдум не решил существующие в стране проблемы. В какой-то мере он даже их усугубил, поскольку уже в новой конституции, сразу вступившей в силу, заложены предпосылки для очередных политических катаклизмов. Ведь основной закон предусматривает, что Киргизстан из президентской республики становится парламентской: сформированный по партийным спискам парламент из 120 человек будет назначать премьер-министра и правительство, а президент, избираемый на шесть лет на один срок, будет выполнять представительские функции. (Сама же Роза Отунбаева будет исполнять функции временного президента полтора года, до конца 2011-го.)

Напряженность в киргизском обществе подпитывают безработица, нищета, коррупция, межэтнические конфликты, столкновения сторонников и противников Курманбека Бакиева, противоборство между кланами, влияние наркобаронов. Эти проблемы невозможно решить без создания устойчивой политической конструкции. Сторонники парламентской республики считают, что эта форма правления позволит установить в Киргизстане стабильность. Скептики сомневаются, что в стране, раздираемой противоречиями между севером и югом, несущей груз экономических и межнациональных проблем, можно построить демократическое государство с парламентской формой правления, поскольку для этого необходим консенсус между политическими партиями. А его сегодня нет. Конфликты и скандалы сопровождают работу нынешнего временного правительства, его члены борются друг с другом за власть и контроль над финансовыми потоками. В условиях грядущих выборов — парламентских и президентских — неминуемо обострение внутриполитической борьбы, которое продолжится и в стенах будущего парламента.

Как замечает Нур Омаров, глава Ассоциации политологов Киргизстана, в новом парламенте будет непросто создать правящую коалицию: местные партии представляют не кланы, а регионы страны. И по многим вопросам они придерживаются разных позиций. В этой ситуации многое будет зависеть от Отунбаевой, от того, насколько она сможет ловко маневрировать в паутине межклановых отношений и создать новую политическую конструкцию. При отсутствии сильных и популярных лидеров, способных взять на себя ответственность за принятие решений и добиться их выполнения, страна будет перманентно находиться в состоянии анархии.

Учитывая противоречия в киргизском обществе, крайне сомнительной выглядит способность будущего парламента и правительства эффективно решать проблему межклановых и межэтнических противостояний. А ведь конфликт, наподобие ошского, в будущем может принять куда
более широкий размах: для Киргизстана актуальна не только проблема противостояния узбеков и киргизов на юге страны. Не стоит забыть и о многочисленной общине уйгуров. Как показали последние события, киргизская милиция и армия не в состоянии подавить беспорядки. Не стоит упускать из виду и могущество наркомафии, которая не заинтересована в установлении сильной власти правительства: ведь в мутной воде легче проворачивать свои дела. Поэтому не случайно эксперты сегодня предупреждают об угрозе гражданской войны, афганизации Киргизстана, распаде страны. Многим решение этих киргизских проблем видится в установлении сильной власти. Не исключено, что через какое-то время страна вновь вернется к президентской форме правления.

Ну а пока политики готовятся к очередному раунду борьбы за власть. В стране грядут парламентские выборы, и велика угроза, что предвыборная кампания будет сопровождаться не только новым политическим кризисом, но и межэтническими столкновениями.